Военно-патриотическое воспитание студентов на основе традиционной воинской культуры (из опыта работы ВПК «Витязь») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 20.01.2017

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Нарежнев, А. Е. Военно-патриотическое воспитание студентов на основе традиционной воинской культуры (из опыта работы ВПК «Витязь») / А. Е. Нарежнев, Е. В. Нарежнев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 576-581. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38376/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Нам необходимо понимать, что все это одна система, ведь все мы — Русские, необходимы и боевой пляс и воинские песни, и понимание на научной основе физических законов, по которым идет бой, а прежде всего — Православие!

А. А. Кадочников (основатель системы русского рукопашного боя)

Исторически патриотизм в нашей стране имеет фундаментальное значение. В годы мировых войн, патриотизм оказывал мощную моральную поддержку солдатам на фронте. В разные исторические периоды развития нашего государства патриотизм трансформировался с учетом тех особенностей, которые непосредственно влияли на него. Менялся характер патриотизма, отношение к нему, направления работы и т. д., но одно остается постоянным — любовь к Отечеству, к его глубокому историческому и героическому прошлому.

Понятие «патриотизм» [4] впервые появилось в период французской революции 1789–1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. Именно после этого времени, слово «патриотизм» стало использоваться в широкой общественности в качестве определения степени любви к Родине посредством воспитания.

В отечественной педагогической науке сложились общие подходы к раскрытию понятия воспитания. Многие исследователи сходятся во мнении по объему дефиниции «воспитание» (ЕН. В. Бондаревская, И. В. Бестужев-Лада, Б. М. Бим-Бад, Е. П. Белозерцев, Н. М. Борытко, О. Н. Козлова, Н. Е. Щуркова, Г. Н. Филонов и др.) выделяют:

− воспитание в широком социальном смысле, где включены в работу все социальные институты общества, каждый институт выполняет свои социальные функции по воспитанию молодежи, социализирует ее;

− воспитание в узком педагогическом смысле, как целенаправленная и систематическая педагогическая деятельность по воспитанию молодежи, на основе инновационных педагогических воспитательных технологий, методик, форм работы.

Как известно научное понятие «военное воспитание» было введено Н. К. Крупской, которое сегодня понимается как «военно-патриотическое воспитание». В своих научных трудах она основательно раскрывала содержание, методику и средства дифференцированного подхода, учета возрастных особенностей в формировании патриотических чувств. Другие ученые А. А. Аронова, Г. В. Агапова, А. К. Быкова, А. Н. Вырщикова, М. Б. Кусмарцева, С. И. Кожевников, Е. А. Леванова, Г..М. Лисеенко, В. И. Лутовинова, В.М Манукяна, С. П. Полякова, Г. В. Средина, Ю. В. Сысоева, Г. Н. Филонова, С. М. Филькова, и др. в диссертационных исследованиях уделяли огромное внимание рассмотрению теоретико-методологических и прикладных основ военно-патриотического воспитания, а также концептуальных подходов его развития в системе образования.

Вопросами патриотического воспитания студентов занимались видные отечественные ученые (Белевцев В. А., Белоганов В. А., Беспрозванный В. В., Галимова Х. Х., Григоренко Л. Е., Довлятов С. А., Дудко А. В., Зайчиков А. Н., Ильин Н. И., Ипполитова Н. В., Лопуха А. Д., Махова Е. В., Никова М. А., Нуждин Д. М., Ордуханян Л. И., Рождественская Р. Л., Соломко Л. М., Тарская О. Ю., Теллоев Х., Тихомиров А. А., Ягафарова Г. А., Хайрулин Ш. Ш., Егупов Л. Ф., Скобелева Т. М., Селецкий В. И., Иванов М. И., Романовская Е. В., Кудрявцев Е. С., Зарванский В. М., Сулимов В. Ф., Пиха Д. Д. и др.) в своих работах, они показали накопленный педагогический опыт по решению вопросов патриотического воспитания в студенческой среде [3].

Особо значимой для нашего исследования является диссертация кандидата исторических наук Базлова Г. Н. [1] «Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников (опыт реконструкции) 2002 г. В ней автор впервые делает попытку взглянуть на этническую воинскую культуру, используя литературные источники и материалы экспедиционных мероприятий. Такой подход позволил автору обнаружить логику мифа, выйти на понимание неразрывной связи, разнообразных проявлений традиционной воинской культуры, являющимся составными частями единой общерусской воинской традицией. Опыт работы по патриотическому воспитанию молодежи достаточно огромен, если опираться на вышеупомянутые исследования. Каждая работа, безусловно, уникальна, именно поэтому в нашей статье, мы хотели бы осветить свой опыт работы по проблеме патриотического воспитания студенческой молодежи в системе среднего профессионального образования Новосибирской области.

В Новосибирской области на протяжении более 15 лет! работает военно-патриотический клуб «Витязь» [6]. Основное цель работы — патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе традиционной воинской культуры. Свою деятельность клуб осуществляет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования и воспитания. Государственными программами по патриотическому воспитанию граждан в Российской Федерации. Педагогическая деятельность военно-патриотического клуба «Витязь» строиться на основе инновационных педагогических технологиях, формах, методах и методиках работы со студенческой молодежью, ниже приведены формы работы.

Рис. 1. Основные формы педагогической деятельности в клубе

На протяжении многих лет ВПК «Витязь» взаимодействует:

− Ассоциация патриотических организаций Сибирского Федерального округа «Патриот»;

− Фонд ветеранов Кремлевского полка, органов и войск государственной безопасности «Арсенал» (Москва);

− Северо-западная школа русского боевого искусства «Буза» (Тверь);

− Межрегиональный центр русского рукопашного боя «Русский щит»

Начиная с 2005 г. Курсанты ВПК «Витязь» ежегодно — 21 сентября принимают активное участие во Всероссийском фестивале традиционной воинской культуры «Где стоишь— там иполе Куликово».

Рис. 2. Участники Всероссийского фестиваля традиционной воинской культуры «Где стоишь — там и поле Куликово»

Фестиваль традиционной воинской культуры проводится с целью приобщения молодежи к традициям культуры народов населяющих территорию Российской Федерации. В частности популяризируется славянские и казацкие молодежные игры, элементы фехтования, езда верхом на коне, традиционные виды русской борьбы (борьба на опоясках, борьба в круг и т. д.), используется также военизированная эстафета с прохождением армейской полосы препятствий и т. д. На протяжении всего мероприятия присутствуют судьи соревнований, инструктора, руководители фестиваля, представители СМИ. Конечная цель фестиваля — привлечь молодежь к истории своего Отечества через активные формы работы, формирование патриотизма на основе традиционной воинской культуры и пропаганда здорового и безопасного образа жизни как индивидуального, так коллективного характера.

Ежегодно, с целью пропаганды традиционной воинской культуры среди молодежи, проводится Спартакиада «Молодецкие игры» Межрегиональной общественной организацией Центром русского боевого искусства «РУССКИЙ ЩИТ». В программе мероприятий традиционно включены фольклорные состязания, проведение массовых спортивно-массовых соревнований, учебно-практических занятий, пропаганда и развитие русского боевого искусства среди молодежи.

Рис. 3. курсанты ВПК «Витязь» победители Всероссийской спартакиады «Молодецкие игры»

Исследователь Александров А. В. [2] в статье «Русская борьба на опоясках» констатировал факт возрождения в разных уголках России славянской борьбы «борьба на опоясках», «борьба в круг» и описал ее. На протяжении многих лет благодаря исследователю проводятся соревнования по борьбе ежегодно и круглогодично в Новосибирской области, особенно в значимые дни, такие как празднование Православного праздника «Широкая масленица», молодежные игры «За други своя» спартакиада среди студенческой молодежи «Молодецкие игры». Проводятся также Областные, Межрегиональные, и Всероссийские турниры по русскому рукопашному бою в г. Новосибирск, организуемые Центром русского боевого искусства «Русский щит» с целью приобщения молодежи к традиционной воинской культуры России. Участие принимают все без исключения, от маленьких детей до взрослых людей. Традиционная русская борьба является еще и народной забавой, поэтому и правила простые: борцы обвязываются опоясками на поясе, далее перекидывают через плечо и завязывают. Суть заключается в следующем: необходимо либо скрутить повязку в области шеи, и тем самым заставить соперника сдаться, либо свалить с ног применяя лишь борцовскую технику. Весь процесс состязаний осуществляется под музыкальное сопровождение традиционных музыкальных инструментов —гармонь.

https://pp.vk.me/c9846/u56058871/118141500/z_364a762a.jpg

Рис. 4. курсанты ВПК «Витязь» участвуют в «борьбе на опоясках»

Захватывающее мероприятие, любимое многими курсантами разных патриотических объединений — это «бой на шашках». Курсанты ВПК «Витязь» ежегодно на протяжении многих лет принимают активное участие в Спартакиаде казачьей молодежи и охотно любят данный вид состязаний «Бой на шашках». Казачий вид поединка прочно стал традицией в России, в том числе используемый в качестве игры для молодежи. Хотя, шашка — это оборонительное и наступательное оружие казаков. Но, используя его в качестве молодежной забавы, организаторы мероприятия тем самым пропагандируют воинскую культуру Казаков, чей исторический и героический путь уникален. Бой на шашках, по сути, исключает возможность фехтования, и представляет комплекс приемов, выполняя которые боец стремился уклониться от удара противника и нанести быстрый рубящий удар.

Основное широкое распространение шашка, как оружие получила в ходе Кавказской войны в 1835 году, где была принята на вооружение казаками. В дальнейшем, шашка была модернизирована в Советские годы (1927) и применялась не только как оружие, но и как учебный макет по подготовке курсантов училищ под патронажем казаков.

Рис. 5. Спартакиада Казачьей молодежи. «Бой на шашках»

В целом, военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи в системе среднего профессионального образования имеет свою специфику, характеризующуюся, прежде всего возрастными особенностями молодежи их интересами, склонностями и потребностями как личности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 гг»., ориентирована на возрождение идеи патриотизма как движущей силы, почитание героического исторического прошлого нашего Отечества. В современных условиях, развитие традиционной воинской культуры в молодежной среде, крайне необходимо, в связи с внешней политикой государства, когда запад пытается принизить роль нашей многовековой культуры и заменить на потребительскую модель жизни. Принципиально важно, активно развивать сложившуюся веками многонационального и многоконфессионального российского народа культуру по принципу консолидации общества посредством патриотических объединений. Именно патриотические объединения сегодня играют ведущую роль в решении проблем патриотизма в молодежной среде, от их опыта работы зависит дальнейшее будущее всего государства.

Литература:

  1. Диссертация кан. ист. наук. Базлова Г. Н. «Деревенская артель кулачных бойцов-рукопашников (опыт реконструкции), 2002 г.
  2. Официальный сайт «Буза» Статья: Александров А. В. «Русская борьба на опоясках».
  3. А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. Монография. «Патриотическое воспитание молодежи в современном Российском обществе», 2006.
  4. А. Е. Нарежнев. Монография. Система патриотического воспитания в сельской местности.LAP Lambert Academic Publishing, 2013. – 184 с.
  5. Казачий рукопашный бой: частные примеры техники современного казачьего рукопашного боя / В. В. Бондаренко, В. Н. Пустовойтов. Москва: АСТ, Астрель, Полиграфиздат. Национальная библиотека Республики Бурятия, 2010 г.
  6. По материалам, предоставленные руководителем ВПК «Витязь».
Основные термины (генерируются автоматически): традиционная воинская культура, курсант ВПК, Российская Федерация, русское боевое искусство, студенческая молодежь, Новосибирская область, опыт работы, патриотическое воспитание, русский рукопашный бой, Всероссийский фестиваль.


Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством исторического проекта «Моя история — моя Россия»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности

Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Секреты дружбы» в старшей группе с использованием социо-игровых технологий

Повышение уровня физической подготовленности младших школьников через деятельность дополнительных учреждений спортивно-оздоровительной направленности (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Похожие статьи

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ посредством исторического проекта «Моя история — моя Россия»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу и театрализованную деятельность (из опыта работы в ДОУ)

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет посредством ознакомления с художественной литературой и использования дидактических игр (из педагогического опыта)

Духовно-нравственное и гражданское воспитание школьников с ОВЗ (из опыта работы)

Духовно-нравственное развитие младших школьников через систему классных часов по гражданско-патриотическому воспитанию личности

Практическая значимость духовно-нравственного воспитания учащихся КГУ «Риддерский многопрофильный колледж» как профилактики суицидальности (из опыта работы)

Художественно-эстетическое воспитание учащихся в школе (из опыта работы кружка дополнительного образования «Азбука фотографии»)

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Секреты дружбы» в старшей группе с использованием социо-игровых технологий

Повышение уровня физической подготовленности младших школьников через деятельность дополнительных учреждений спортивно-оздоровительной направленности (из опыта работы)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Задать вопрос