Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой Отечественной войны: отражение в литературе, живописи, музыке, кинематографии» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 19.01.2017

Статья просмотрена: 2536 раз

Библиографическое описание:

Баштырева, С. В. Внеклассное занятие на тему: «Сталинград во время Великой Отечественной войны: отражение в литературе, живописи, музыке, кинематографии» / С. В. Баштырева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 529-532. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38233/ (дата обращения: 16.11.2024).



Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств через изучение событий истории и их отражение в искусстве.

Задачи:

Познакомить с историей Сталинградской битвы средствами художественной литературы, живописи, поэзии, музыки;

Воспитывать любовь к Отечеству, к героям ВОВ через искусство;

Формировать восприятие, образное мышление, повышать общий уровень речевой культуры.

Оборудование. Компьютер, интерактивная доска, презентация, документальные и художественные фильмы, стихотворения поэтов, песни о Сталинграде.

  1. Организационный момент.
  2. Вводная часть.

Ведущий.

Прошло немало лет с тех пор, как отгремели победные залпы Великой Отечественной войны. Сталинградская битва, ставшая переломным моментом в ходе войны, — без сомнения, одно из самых кровопролитных и грандиозных сражений. Бои за город продолжались с 17 июля 1942 по 2 февраля 1943 года: целых 200 дней. Но и сегодня время раскрывает перед нами новые подробности, незабываемые факты и события тех героических дней. И чем дальше уходим мы от той войны, от тех суровых сражений, чем меньше остаётся в живых героев того времени, тем дороже, ценнее становится военная летопись, которую создавали и продолжают создавать писатели, поэты, художники и музыканты. В своих произведениях они воспевают мужество и героизм нашего народа, нашей доблестной армии, миллионов и миллионов людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны и совершивших подвиг во имя мира на Земле.

В России есть немало городов,

В сражениях прославивших державу

И в их числе любой из нас готов

Назвать наш Волгоград по праву.

Давно ушли суровые года,

Но боевая слава — легендарна.

О том, что ты героем был тогда,

Расскажет быль о Сталинграде.

  1. Основная часть.

Ведущий.

Произведения мастеров искусства: музыки, живописи, поэзии, кино и других жанров художественной культуры дают возможность нам, современникам, еще и еще раз пройти фронтовыми дорогами, преклониться перед силой духа живых и мертвых и через чудодейственную силу искусства стать сопричастными к подвигам защитников Отечества.

Сталинград: живопись играфика.

Ведущий. Первыми, кто запечатлел мощь и масштаб сражения, были художники-графики. Речь, прежде всего, шла о художниках, создававших фронтовые рисунки, а также карикатуры для агитплакатов, листовок и газеты. Фронтовые художники внимательно изучали поведение каждого увиденного ими человека, их рисунки сохранили для истории не только портреты всем известных героев, но и образы сотен обычных людей, волею обстоятельств оказавшихся на фронте.

Среди фронтовых рисунков особо выделяется сталинградская серия Константина Финогенова. Художник неоднократно выезжал на места боев под Москвой, на Орловско-Курскую дугу, в Сталинград. Его рисунки были напечатаны в «Окнах ТАСС», газете «Правда».

Не остались в стороне от темы Сталинграда и карикатуристы: Кукрыниксы, Борис Ефимов и др.

Одним из примеров героизации Сталинградской битвы стало создание художественной панорамы «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом» Музея-панорамы «Сталинградская битва». Правда, от первых замыслов 1943–1944 годов до ее открытия 8 июля 1982 года прошло долгих четыре десятилетия.

Сталинград. Художественная литература.

Ведущий. К битве за Сталинград обращались и многие писатели. Через год после окончания войны увидела свет одна из правдивейших и вместе с тем самых тонких повестей о Великой Отечественной войне — «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. В основу повести лег фронтовой дневник автора, участвовавшего в битве; от начала и до конца он описывает тяжелые бои, трудности, с которыми сталкивались солдаты во время войны.

Одним из первых произведений о Сталинградской битве стали «Дни и ночи» Константина Симонова, написанные в 1942 году и «Сталинград». В них создается своего рода документально- поэтическая хроника событий Сталинградской битвы.

Писатель Василий Гроссман просто не мог не написать о битве: он был в Сталинграде с первых до последних дней сражения. Сталинградские очерки Гроссмана «Волга — Сталинград», «Душа красноармейца», «Сталинградская битва», «Глазами Чехова» и «Направление главного удара» печатали во время войны. Замысел первой части дилогии Гроссмана, впоследствии получившей название «Жизнь и судьба», родился в 1943 году. В 1949 году роман «Сталинград» был закончен, книга дилогии увидела свет в 1952 году.

Одно из наиболее значительных произведений о войне — роман Юрия Бондарева «Горячий снег», который вышел в 1970 году. События романа разворачиваются под Сталинградом, южнее позиций 6-й армии генерала Паулюса, блокированной советскими войсками, в декабре 1942 года. «Мне хотелось одни и те же события или один и тот же эпизод увидеть глазами командующего армией, и командира батареи, и глазами солдата, для того чтобы эти одинаковые эпизоды, высвеченные неодинаковыми людьми, вроде бы не совпадали по своей сути, но в то же время несли необходимую психологическую нагрузку, уже как эпическое произведение, оценивавшее битву в масштабе всей войны», — писал о романе Бондарев.

Историческое сражение не перестает волновать умы писателей и в наши дни. Среди отечественных писателей о Сталинграде в последнее время писали Сергей Алексеев, Александр Золототрубов, Владимир Карпов, Владимир Першанин и др. В 1993 году вышел роман Михаила Алексеева «Мой Сталинград», получивший в 1995-м Международную премию имени Шолохова.

Ведущий. Вдохновляла Сталинградская битва и поэтов. В битве на Волге действительность открыла перед ними слова: мужество, самопожертвование, благородство человеческих характеров. Поэзия о войне развивалась в двух направлениях: стихи из окопов и тема памяти, благодарности и гордости, звучащая в стихах наших современников. Михаил Валентинович Кульчицкий (1919-1943) — русский советский поэт, командир миномётного взвода погиб в бою за Сталинград. Самыми известным стихотворением Михаила Кульчицкого являются строки, написанные им незадолго до гибели.

На бойцах и пуговиц вроде

Чешуи тяжелых орденов.

Не до ордена,

Была бы Родина

С ежедневными Бородино.

Стихотворение Евгения Долматовского «Теперь от Дона вражьим духом веет» 1942 года, затрагивает одну из пронзительных тем русской поэзии — тему Родины, Родины-матери:

Обучающийся читает стихотворение.

Теперь от Дона вражьим духом веет,

В опасности сегодня Сталинград.

Я говорю тебе: мой сын не смеет

Ни шагу дальше отойти назад!

Ты на меня обидишься, быть может,

Но я всегда в своих словах пряма.

Запомни — всем нам Родина дороже,

Чем сын родной, чем наша жизнь сама.

Прости меня, что говорю с укором,

Слова — как рана у меня в груди,

И если ты домой придешь с позором,

Так лучше уж совсем не приходи.

Так укрепи мою любовь и веру.

Сыновье обещание сдержи,

Не отягчай тоски и горя меру,

Себя в жестокой битве покажи.

В тебя я верю, мальчик ясноглазый,

Я говорю — победа или смерть,

В окопе, рядом с боевым приказом,

Лежал неловко склеенный конверт.

Ведущий. История создания известной песни «Случайный вальс» тоже отголосок Сталинградской битвы. Вскоре после победного завершения Сталинградской битвы композитора Марка Фрадкина и поэта Евгения Долматовского пригласили на военный совет, вручили заслуженные боевые награды — ордена Красной Звезды и предложили написать песню «Офицерский вальс». Не секрет, что кроме военных действий на фронте шла идеологическая борьба. Вальс должен был усыпить бдительную немецкую пропаганду. Так родилась песня:

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

Звучит песня «Случайный вальс».

Ведущий. Советская поэтесса Ольга Берггольц увековечила события ВОВ в стихах, исполненных истинного трагизма и «неслыханной простоты». Стихотворение «Сталинграду» было написано 24 ноября 1942 года, когда началось наше наступление на Сталинградском фронте:

Обучающийся читает стихотворение.

Мы засыпали с думой о тебе.

Мы на заре включали репродуктор,

Чтобы услышать о твоей судьбе.

Тобою начиналось наше утро. В заботах дня десятки раз подряд, Сжимая зубы, затаив дыханье, Твердили мы: — Мужайся, Сталинград! – Сквозь наше сердце шло твое страданье. Сквозь нашу кровь струился горячо Поток твоих немыслимых пожаров. Нам так хотелось стать к плечу плечом И на себя принять хоть часть ударов!

Ведущий. В период Сталинградской битвы местом самых ожесточенных боев стал Мамаев курган. Защитники Сталинграда называли его главной высотой России. Одно из самых знаменитых стихотворений-песен, посвященных Мамаеву кургану, принадлежит Виктору Фёдоровичу Бокову. Вот какова история создания стихотворения и песни «На Мамаевом кургане тишина».

«Однажды я около полутора месяцев гостил у своего волгоградского друга, композитора Григория Пономаренко, — вспоминает В. Ф. Боков. — Как-то поехал на Мамаев курган и провел там целый день. В раздумье смотрел, наблюдал, вспоминал. И увидел стоящую на склоне легендарной высоты седую женщину, устремившую взор на Волгу. Она стояла неподвижно, как изваяние, как памятник, как скорбь, и смотрела, смотрела, смотрела на Волгу. Я не мог быть бестактным, не мог подойти к ней и спросить: «Почему вы здесь? Почему так печальны?" Видимо, она кого-то потеряла на Мамаевом кургане. Кого? Сына? Мужа? Дочь? Не знаю… Вот этот образ меня настолько потряс, что я не мог уже о нём забывать. И родилась строка «На Мамаевом кургане — тишина…» и родились другие строки».

Звучит песня «На Мамаевом кургане –тишина»

Ведущий. Хочется отметить творчество зарубежных поэтов, написавших произведения о Сталинградской битве: Чилийский поэт Пабло Неруда написавший поэму «Песнь любви к Сталинграду», югославский поэт Петар Джуранович с поэмой «Мамаев курган», болгарский поэт Любомир Левчев, стихотворение «Мамаев Курган». Слушаешь этих поэтов и ощущаешь тесную связь между произведениями, которых объединяет торжественное и благоговейное отношение к событиям Сталинградской битвы.

Песнь любви кСталинграду Пабло Неруда читает обучающийся.

Ты врагов наказал. За твоими холмами Не одна затерялась могила солдата.

Так со всяким случится, кто злыми руками

Прикоснется к челу Сталинграда.

Слава всем сталинградцам! Да будут священны

Материнских волос побелевшие пряди!

Сыновьям твоим — слава, героям военным,

И младенцам, родившимся в Сталинграде!

Сталинград вкинематографе.

Ведущий. Особое место занимает тема военного Сталинграда в отечественном кино: первые фильмы о Сталинграде появились уже в конце войны благодаря произведениям Константина Симонова и Виктора Некрасова.

Это «Дни и ночи» режиссера Александра Столпера по сценарию Константина Симонова (1944 г.), «Великий перелом» режиссера Фридриха Эрмлера (1945), «Живые и мертвые» по роману Константина Симонова, «Сталинградская битва» Владимира Петрова (1949) по повести Виктора Некрасова.

Первый цветной фильм про Сталинград, «Горячий снег» по одноименному роману Юрия Бондарева, снял Гавриил Егиазаров в 1972 году.

В 1976 году Сергей Бондарчук создал фильм «Они сражались за Родину», где действие разворачивается на подступах к Сталинграду. Во время съемок этой картины умер Василий Шукшин.

С конца 60-х годов ХХ века кинорежиссер Юрий Озеров начал снимать грандиозную эпопею о Великой Отечественной войне. Одной из ее частей стал фильм «Сталинград» (1989), в котором сыграл молодой Федор Бондарчук. Последний, уже будучи известным режиссером, выпустил в 2013 году свой «Сталинград», впервые в России сняв фильм по технологии IMAX.

Годом раньше на ТВ вышла экранизация романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», сделанная режиссером Сергеем Урсуляком. Фильм пользовался большим успехом у зрителей и был выдвинут на телевизионную премию «Эмми». Сценарий написал Эдуард Володарский; в картине снялись Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Полина Агуреева, Анна Михалкова.

К теме Сталинградской битвы обращались и иностранные режиссеры. Так, в 1993 году баварец Йозеф Фильсмайер в выдающемся фильме «Сталинград» рассказал историю молодых немецких солдат, а Жан-Жак Анно в блокбастере «Враг у ворот» (2001) создал европейско-американскую версию приключений советского снайпера, которого сыграл Джуд Лоу.

Интерес к этой трагической и великой странице истории нашей страны не утихает, трагедия Сталинграда и героизм его защитников находят отклик у все новых и новых авторов.

Фрагменты фильма «Сталинград» Федора Бондарчука.

  1. Итог.

Ведущий. Память о войне не стирается, не тускнеет с годами. С каждым годом становится все меньше участников страшных событий, и наш долг — сохранить и рассказать следующим поколениям память о нашей могучей стране, Великой победе.

Пройдут годы и десятилетия, но сюда, к величайшему монументу Победы, будут приходить люди — внуки и правнуки героев, будут приносить цветы и приводить детей. Здесь люди будут вспоминать тех, кто погиб, защищая вечный огонь жизни.

Стихотворение Р. Рождественского «Помните».

Помните, какой ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,-

Помните!

О тех, кто уже никогда не споет, — помните!

Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

Во все времена бессмертной Земли помните!

Встречайте трепетную весну,

Люди Земли, Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придет никогда,-

Заклинаю-

ПОМНИТЕ!

Литература:

1. Адаскина О. Н. Русский фольклор. — М.: АСТ, 2001.

2. Бударина О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. — М.: Детство, 2003.

3. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. — Казань, 2004.

4. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения — российский путь развития. //Воспитание школьников. — 2002. — № 7.

5. Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. — Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009.

6. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А. Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. 2005. — № 3.

7. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. Москва. Народное образование, 2002.

Основные термины (генерируются автоматически): Сталинград, Сталинградская битва, Мамаев курган, ведущий, Великая Отечественная война, IMAX, время войны, песнь любви, Россия, художественная литература.


Похожие статьи

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Сказочный портрет» (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»)

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Чтение сказок Г.-Х. Андерсена»

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему «Путешествие в сказку»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Открытое занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе по темам «Времена года. Зима. Погода», «В магазине»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы на тему: «Наши помощники — органы чувств»

Урок окружающего мира в 3-м классе на тему «Опора тела и движение организма»

Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы)

Открытый интегрированный урок по дисциплинам: История, Литература и Иностранный язык по теме: «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества английского драматурга и поэта У. Шекспира»

Непосредственная образовательная деятельность на тему «Автоматизация звука Ш в речи» для детей 5–7 лет «Путешествие по сказочному лесу»

Похожие статьи

Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему «Сказочный портрет» (образовательная область «художественно-эстетическое развитие»)

План-конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Чтение сказок Г.-Х. Андерсена»

Конспект организованной образовательной деятельности во второй младшей группе на тему «Путешествие в сказку»

Консультация для педагогов на тему «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников»

Открытое занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения в 3 классе по темам «Времена года. Зима. Погода», «В магазине»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы на тему: «Наши помощники — органы чувств»

Урок окружающего мира в 3-м классе на тему «Опора тела и движение организма»

Экологический исследовательский проект по обществознанию в 5 классе на тему «Белое озеро — жемчужина г. Томска» (из опыта работы)

Открытый интегрированный урок по дисциплинам: История, Литература и Иностранный язык по теме: «Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в истории и литературе на примере жизни и творчества английского драматурга и поэта У. Шекспира»

Непосредственная образовательная деятельность на тему «Автоматизация звука Ш в речи» для детей 5–7 лет «Путешествие по сказочному лесу»

Задать вопрос