Технологическая карта урока-концерта «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»
Автор: Бовина Марина Александровна
Рубрика: Методическая копилка: конспекты и сценарии
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 21.11.2023
Статья просмотрена: 36 раз
Библиографическое описание:
Бовина, М. А. Технологическая карта урока-концерта «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» / М. А. Бовина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 80-84. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8788/ (дата обращения: 17.12.2024).
Тип урока: развитие речи (№ 7).
Методическая цель: показать возможный вариант анализа лирических текстов о Великой Отечественной войне юношами в условиях патриотического воспитания в учебном заведении пансионного типа.
Форма проведения: урок-концерт.
Цель : углубить знания кадет о стихах и песнях, созданных во Время Великой Отечественной войны и после нее; дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.
Задачи
Когнитивные: формировать умение анализировать поэтический текст; познакомить кадет с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры. Это убери. Это цель, а не задача. Тогда уж лучше добавь формирование умения находить в тексте средства художественной выразительности и определять их роль.
Операциональные: развивать умение выделять главное в материале, развивать речь воспитанников, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор кадет.
Аксиологические: воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому и песенному творчеству, посвящённому Великой Отечественной войны.
УУД
Личностные: Формировать мотивацию к изучению лирической литературы военных лет с целью воспитания чувства патриотизма.
Регулятивные: Учить кадет выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, использовать речь для регуляции своих действий.
Коммуникативные: Строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.
Познавательные: Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.
Планируемые результаты
Предметные:
Освоение кадетами исторической основы стихотворений.
Воспитанник научится воспринимать и анализировать поэтический текст, выполнять устное рецензирование выразительного чтения.
Личностные: Умение оценивать усваиваемое содержание предмета с точки зрения нравственности, этики и эстетики.
Метапредметные: Готовность кадета к саморазвитию, формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Воспитанник получит возможность научиться самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы.
Основные понятия: Художественно-изобразительные средства, отличие стихотворения от песни, пафос произведения, тема, основная мысль.
Элементы технологий: ИКТ, проблемное обучение, технология развития критического мышления, технология чтения с остановками, технология здоровьесбережения
Межпредметные связи: История, музыка
Формы работы:
Ф — фронтальная, И — индивидуальная, С — самостоятельная, Г — групповая.
Военная составляющая
Урок построен на изучении произведений (песен и стихов) о Великой Отечественной войне.
Ход урока
Дидактическая структура урока |
Методическая структура урока |
Организационный момент |
Построение класса, доклад командира. В классе 19 человек. Рассадка: 5 групп. |
Мотивация воспитанников, определение темы, целеполагание |
Нарезка — мелодии без слов из известных песен о войне (5 песен, продолжительность 1,5 минуты). У кадет на столах в рабочих листах 5 пустых строк, в которые они должны вписать названия этих 5 песен. После того, как они прозвучат, их назвать. Вопрос преподавателя: — А можете ли вы из каждой песни назвать по строчке? (ответы кадет). — В училище несколько лет создается «Книга памяти». Вы знаете об этом? (показать). Для чего она создается?
Ответы кадет: — Для того, чтобы хранить историю, историю о людях, о подвигах, ими совершенных. Книга — один из важных и достоверных источников информации. — Назовите современные средства хранения информации (показываю разные: флешка, диск, дискета, жесткий диск, пластинка)? А раньше, когда всего этого не было, информацию хранили в специальных сборниках — песенниках. Я хочу показать вам сборник, который принадлежит моей семье — моей бабушке. В нем собраны ее любимые песни, он пополнялся несколько десятков лет. — Когда мы говорим о песнях, мы говорим не только о музыке, но и о словах, которые звучат под нее. Песня — это способ передачи эмоций, которые переживал сам автор или люди, свидетели этих событий. Как вы думаете, кадеты, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Ответы кадет: — О песнях и стихах времен Великой Отечественной войны. — Зачем сегодня нам, поколению уже 21 века, говорить о песнях ВОВ, знать их, изучать? Ответы кадет: — Чтобы попытаться понять те чувства и эмоции, которые испытывали люди во время войны. |
Стадия вызова |
Кадеты поделены на группы. Их 5. У каждой группы на столе свой рабочий лист, свой песенник с одной написанной в нем песней, 4 других песни на самоклеящейся бумаге.
Слово преподавателя: — Уважаемые кадеты! Сегодня нам предстоит очень интересная и важная работа. Вы будете работать в группе под руководством командира. Предлагаю вам сейчас его выбрать. — Сегодня песен, написанных о ВОВ, очень много. Но мы остановимся на тех, которые особенно дороги мне, так как не только затрагивают струны человеческой души, но и помогают понять, какие основные темы были отражены в этих песнях. Показать буктрейлер с 5-ю песнями, которые будут анализироваться на уроке. — Итак, в течение 5 минут каждая группа работа со своей песней по своей системе вопросов. По завершению работы один представитель команды должен представить результат работы группы у доски. Вопросы: Тема песни? Художественные образы, возникающие при прослушивании? Что чувствует лирический герой? По каким художественным средствам вы смогли это понять? Какое настроение у вас, при прослушивании песни? В рабочих листах у каждой группы речевые клише, которые они должны отработать. 1 группа. В песне _______________, автором которой является _________________, поднимается тема ___________________. При прослушивании песни возникают такие художественные образы, как _______________________________. Нам кажется, что лирический герой чувствует____________________________. Об этом говорят такие художественные средства, как _______________________________. У членов нашей группы при прослушивании песни преобладает_________________________ настроение. 2 группа. ______________________написал песню___________________. В ней поднимается тема________________________. При прослушивании песни возникают разные художественные образы, но мы выделили несколько основных, таких как ___________________________. Из этого становится ясно, что лирический герой испытывает чувства______________________________. Это находит отражение и в использовании таких художественных средств, как ___________________________. Безусловно, у слушателя преобладает _______________ настроение. 3 группа. Наша группа работала с текстом песни ____________________ «_________________________». В песне поднимается тема ________________, об это свидетельствуют возникающие при прослушивании художественные образы ________________________________. По нашему мнению лирический герой испытывает такие чувства, как ________________________________. Мы смогли это понять по следующим художественным средствам. При прослушивании преобладает _______________________настроение. 4 группа. В песне __________________, автором которой является _____________________, поднимается очень важная тема ___________________________. Особого эмоционального всплеска автор добивается использованием таких художественных средств, как ________________________. Это способствует и всему настроению песни — ______________________, и возникающим при прослушивании художественным образам _________________________________. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что мы, вместе с лирическим героем, переживаем такие чувства, как ______________________. 5 группа. Песня _______________________, которую написал ____________________, поднимает тему______________________. При прослушивании песни возникают такие художественные образы, как _______________________________. Из этого становится ясно, что лирический герой испытывает чувства______________________________. Это находит отражение и в использовании таких художественных средств, как ___________________________. Безусловно, у слушателя преобладает _______________ настроение. По истечению 5 минут приступаем к прослушиванию анализа стихотворений, подготовленных группами. Перед выступлением каждой группы заранее подготовленный кадет читает наизусть стихотворение, отражающее тематику анализируемой песни. — Слово для выступления предоставляется 1 группе, которая работала с текстом песни «В землянке». Кадет Кравцов прочитает нам стихотворение Юлии Друниной, лирическим героем которого является девушка, воевавшая наравне с мужчинами-солдатами за свою Родину. Девушка мужественная, храбрая, смелая… — Вторая группа работала с текстом «Песни о Ладоге». Елена Рывина написала стихотворение «И летели листовки с неба», которое отражает весь ужас войны: слезы, голод, боль… Его прочитает для нас кадет Хаузер. — «Где-то около Бреста…» стихотворение Андрея Дементьева… о тревоге, о грусти, о начале войны… Прослушаем его в исполнении кадета Бабенко. — «Он не вернулся из боя»…стихотворение Владимира Высоцкого. Начинается с риторического вопроса «Почему все не так?». О дружбе на войне, о человеческих взаимоотношениях, о боли потери и о страдании за родную душу. Прочитает кадет Петросян. — У Владимира Высоцкого есть еще одно стихотворение, которое мы не смогли оставить без внимания, это стихотворение «Братские могилы». Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением «Братские могилы», которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал. Секрет такой проникновенности, такой яркости образов, кроется в невероятном чувстве гражданственности поэта. Сегодня для нас его прочитает кадет Попов. После выступления всех групп преподаватель задает вопрос: — Какая песня Вам понравилась больше? Почему? Ответы кадет. — Ребята, на столах у вас лежат распечатки всех озвученных песен, вам надо выбрать ту, которая понравилась вам больше всех и вклеить ее в своей песенник. — Начало положено… |
Самооценка |
В песеннике на последнем листе нотный стан и на доске, каждой ноте соответствует свое значение: До — мне было интересно Ре — я хочу продолжить эту работу Ми — информация полезна Фа — вспомнил о традициях своей семьи Соль — расскажу об уроке друзьям, родным Ля — доволен своей работой Си — я получил эстетическое удовольствие Слово преподавателя: — Сегодня мы с вами начали очень важную, очень нужную работы. Мы, безусловно, являемся носителями и хранителями русского языка, русской культуры, русских традиций… Но самое главное — мы являемся хранителями русской истории. Сегодня у нас получилась наша мелодия, мелодия благодарных потомков, помнящих подвиги своих предков. |
Задание на самоподготовку |
- Ввашем песеннике есть пустые листы. Заполните, пожалуйста, их своими любимыми песнями о войне. Это будет вашим домашнем заданием. А моим подарком для вас будет диск, с песнями о войне, чтобы вы смогли послушать и выбрать, если любимых песен у вас еще нет. |
Рефлексия |
- У вас на столах лежат 5 слов: ЛЮБОВЬ ГОРЕ СТРАХ БОРЬБА ПАМЯТЬ Задача кадет — из 5 слов выбрать то одно, которое подходит к их песне. Капитан выходит и приклеивает его на доску (на доске должна получиться пятиконечная звезда). Заключительное слово преподавателя: Война — это не только смерть, но и искренняя любовь, и невыносимое горе, и сумасшедший страх, и ярая борьба, и вечная память…. Память, которая живет и должна жить в сердцах последующих поколений! Хоровое исполнение песни «День Победы». |
Приложение |
Песни, с которыми работают группы:
|