Люди с ограниченными возможностями в области зрения и музейный мир Великобритании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 15.01.2017

Статья просмотрена: 613 раз

Библиографическое описание:

Вревская, Н. А. Люди с ограниченными возможностями в области зрения и музейный мир Великобритании / Н. А. Вревская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 726-730. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38190/ (дата обращения: 21.11.2024).



Великобритания — страна, где вопросом доступности музеев для людей с проблемным зрением озаботились еще с середины XIX в., а интерес к этим людям начали проявлять еще с XVII в. За это время проявлялось большое влияние церкви и государства, что создавало проблемы в развитии работы в целом.

Многие педагоги начали бороться за доступность художественных музеев и музеев натуральной истории для людей с полной или частичной потерей зрения еще в XIX в. Они доказывали, что этот пласт знаний, получаемый людьми в музеях, необходим для культурной интеграции слепых [5, с.22–43].

Хотелось бы отметить, что Великобритания начала закреплять на федеральном уровне положения, по которым музей становился доступным для всех людей. Например, закон о равенстве 2010 г. [4] Великобритании, провозглашает равный доступ, в том числе, и в учреждения культуры и образования людям, независимо от их инвалидности, этнической принадлежности, пола или сексуальной ориентации [3]. Значит, музеи обязаны по мере возможностей делать посещение доступным.

На данный момент, практически все музеи работают с Королевским институтом для слепых и организацией Вокалайс (Vocaleyes), которые выступают консультантами при модернизации музеев для предоставления доступа слепым и слабовидящим людям. Если первая организация сотрудничает с культурными учреждениями с момента своего основания, то вторая — только несколько последних лет. Из отчетов видно, что они помогают достаточно многим музеям (Национальный музей армии, Музей натуральной истории, Музей науки и многие другие) [12, с.6].

В Великобритании существует туристическая компания «Путешествующие глаза» (Traveleyes), которая специализируется на предоставлении специальных туров людям с частичной потерей зрения. Туры проводятся для смешанных групп из зрячих и незрячих людей. Совместно с компанией «Одинокая Планета» (Lonely Planet) выпускается серия путеводителей на Брайле, а также компакт-диски и другие специальные программы [1].

За последние несколько лет Великобритания столкнулась с проблемой социальной изоляции, т. е. появилось большое количество маргиналов. Государство старается корректировать свою политику устранения причин отторжения этих людей от общества. Музеи, в свою очередь, хотят стать агентами социальной инклюзии, т. е. механизмом, способствующим уничтожению социальной изоляции.

В последнее время становится популярной идея, что музей — это агент социальной инклюзии. Работа музеев меняется, они стали больше подвержены социальной ответственности в отношении к современным проблемам, таким, как права человека, окружающая среда, социальная справедливость и т. д. Многообразие музеев позволяет избирать различные пути влияния на общество. Работа музеев в социальной сфере может влиять на общество, в котором они находятся, а оно, в свою очередь, может повлиять на внутренние законы правительства и, возможно, даже на внешнюю политику. Но, вовлекая себя в социальную работу с населением, музеи должны осознавать и всю ответственность, возлагающуюся на них. Будучи государственными учреждениями, очень опасно критиковать действия сверху и политику в целом, поэтому необходимо находить компромиссные пути [2, с.122–123].

Идея музея как агента социальной инклюзии, достаточно широко развивается в работах профессора Лестерского университета Ричарда Сандэлла. Музеи являются экранами, которые отражают экономические, политические и социальные изменения в обществе. Они могут играть значительную роль в вопросе социальной инклюзии. Но не только в положительном ключе. Музеи могут усиливать маргинализацию общества, как было в середине 19 в., когда музеи не могли посещать низы общества [10, с. 401–418].

Р. Сандэлл утверждает, что, раз музеи могут исключить группы или отдельных лиц из общества, то они могут способствовать повторной интеграции их назад. Музеи могут сплотить общество. Например, как случилось на волне промышленной революции, когда усилилось пьянство рабочих, а музеи и наслаждение прекрасным помогли свести этот процесс на нет.

В последние годы музеи стали уделять больше внимания вопросам доступности, особенно в отношении тех групп людей, которые традиционно мало представлены в аудитории, реализуя идеи о правах человека, т. е., в том числе, и социального равенства [9, с.196]. Все больше исследований стремятся выявить барьеры, которые исключают различные аудитории. Музеи начинают новые проекты, направленные на обеспечение доступа, переосмысление своих целей и расширение аудитории. Но этим они не ограничиваются. Музеи стараются найти и устранить причины социальной изоляции. Они пересматривают себя, как агентов социальной инклюзии.

Достаточно интересно посмотреть, как начала развиваться эта область музейного дела в Великобритании. Каковы причины интереса к людям с частичной или полной потерей зрения. Какие успехи и промахи допустили музеи.

Становление практики музейно-образовательной деятельности для людей сограниченными возможностями вобласти зрения (XVII-XXвв.).

До того, как начали появляться выставки в XX в., приспособленные для инвалидов по зрению, существовали работы, посвященные изучению мира слепых. Именно они во многом стали первым шагом к ныне существующим программам в музеях. Идеи, заложенные в них, породили базис для всех выставок для слепых и слабовидящих.

Начиная с XVII в. английские философы начали задаваться вопросом — отличается ли понимание мира слепого и зрячего. Одним из первых на эту тему начал рассуждать Джон Локк в работе «Опыт о человеческом разумении» [14, с.154–172] 1670 г. Он пришел к выводу, что человек, родившийся слепым и не видевший предмета, не сможет его понять, если прозреет.

Эти рассуждения были поддержаны в начале XVIII в. Дж. Беркли. В 1709 г. в работе «Опыт новой теории зрения» [13, с.15–103] он пишет, что связи между осязанием и зрением не существует, она может возникнуть только посредством опыта. Свои рассуждения он подтвердил опытом на мальчике, которому удалили катаракту с обоих глаз. Став зрячим, он испытал трудности при новом восприятии мира [15, с.117–120].

Здесь и начинает рождаться стереотип, что люди с нарушенным зрением, имея немного другое восприятие реальности, могут воспринимать красоту через прикосновения, забывая о тех, кто ослеп уже после рождения или имел остаточное зрения.

Эти исследования стали основой для статьи, предлагающей институциональное образование для студентов с частичной или полной потерей зрения. В 1774 г. в Эдинбурге была опубликована статья Д. Сандерсона «Об образовании слепых» [5, с.58]. Он пишет, что прикосновения являются важным инструментом для разностороннего просвещения людей с нарушенным зрением, которые интеллектуально и духовно не уступают зрячим.

В XIX в. в Великобритании люди с полной или частичной потерей зрения стали получать образования в учреждениях, которые назывались приютами. Финансирование осуществляли меценаты, так как государство и церковь не поддерживали эти начинания, презирая бедных и неполноценных людей. Именно поэтому, таких организаций было мало. Как отмечает член Комитета по этике Британского психологического общества Найджел Форман (Nigel Foreman): «Начало 19 столетия явилось и началом образования слепых детей в специальных школах, однако, учреждения, в которых было организовано школьное обучение детей с сенсорными нарушениями, появились несколько позже» [16]. Акцент делался на тактильном обучении, для этого использовалось «механическое» искусство — плетение корзин, шитье, сборка мебели и т. д.

С 1820-х гг. появляется идея, что интеллектуальное развитие человека через прикосновения более результативно, чем через «механические» искусства. Ряд учреждений решает использовать ее при посещении музеев, садов и зоопарков, которые имели большой потенциал в то время для науки. Поездки в зоологические сады и тактильное исследование животных были источником положительных эмоций у людей, а также хорошим дополнением к информации, полученной из книг [5, с.23].

С середины века начинают появляться крупные образовательные учреждения для слепых и слабовидящих, которые продолжают развивать идеи прошлых лет. В 1868 г. доктором Томасом Родосом Армитажем создается Королевский Национальный Институт для слепых. В учреждении начинают подчеркивать важность музыкального образования для инвалидов по зрению. В 1871 г. появляется Колледж и академия музыки для слепых [5, с.29]. Ее основателем являлся американский учитель Ф. Дж. Кембел, который переосмыслил старые формы тактильного образования. Таким образом, в школе продвигалось распознавание и понимание студентами окружающего мира путем прикосновения. Учреждение продвигало идею о том, что если тактильное распознавание предметов помогает в обычной жизни, то оно поможет и в уже институциональном образовании.

Как же повлияли эти педагогические идеи на доступность музеев Англии в XX в.? Важно было рассмотреть путь зарождения и развития образования инвалидов по зрению. Ведь, одна из функций музея — просветительская, т. е. он должен давать знания людям, в том числе слепым и слабовидящим. Развитие образования для людей с нарушенным зрением создало основу для специальных программ уже в музеях.

Начиная с XX в., в музеях начинают проводить результативные эксперименты, направленные на понимание восприятия инвалидами по зрению окружающих предметов через прикосновения. Например, детям давали сначала определенный предмет, а затем глину для воспроизведения предмета [8, с.563–570].

С середины XX в. начинают использовать уже непосредственно музейные предметы. Музеи создают программы для слепых и слабовидящих людей, хотя, как отмечали специалисты того времени, это было обусловлено политикой государства, а не заботой об эмоциональном и эстетическом просвещении людей [5, с.23].

Следует отметить, что на протяжении всего XX в. государство начинает проявлять интерес к просвещению людей с ограниченными возможностями. В 1970-х гг. государство начинает обсуждать вопрос доступности. Был создан ряд программ и выставок в галереях и музеях Великобритании, которые приурочили к году людей с ограниченными возможностями (1981). Например, в 1976 г. галерея Тейт в Лондоне открыли выставку с тактильным доступом к некоторым экспонатам [6]. С 1981 г. галерея начала создавать программы для людей с частичной или полной потерей зрения в целях ознакомления с окружающим их миром [11].

В 1981 г. был подписан Акт об образовании, который предоставлял инвалидам доступ к тому, в чем они раньше были ограничены: устройство на работу в музеи, свободное и удобное посещение культурных учреждений и т. д.

В 1983 г. Музей естественной истории в Лондоне разработал инклюзивную выставку «Изучение леса и моря». Людям были предоставлены образцы предметов для тактильного изучения, что позволяло представить определенные образы леса и моря. Отзывы посетителей были опубликованы в Британском журнале о нарушенном зрении (British Journal of Visial Impairmen) [7, с.2–4]. Это помогло распространить существование проблемы доступности музеев для слепых и слабовидящих в обществе.

Хотя, в основном такие инклюзивные выставки открывались в Лондоне, много программ реализовывалось в провинциальных музеях и галереях, что позволяло посетить их большему количеству людей с особыми потребностями. Например, выставка в галерее Арнольфини в Бристоне в 1986 г. под названием «Чувство видеть», была заявлена, как первая выставка в Англии, задуманная специально для слепых.

В 1980-е гг. такие выставки начали устраиваться в Южной и Центральной Англии. Например, выставка скульптур «Откровение для рук» в Ковентри и Лидсе. Как и выставка галереи Тейт, она включала в себя современную скульптуру, воспринимаемую, прежде всего, через прикосновения. Информацию о выставке распространяли через путеводители, что помогло оповестить большое количество людей.

Хотя, Акт 1981 г. и закреплял некоторые права людей с нарушенным зрением, его реализация встречала критику. И люди с частичной потерей зрения, и люди с полной потерей зрения после или с рождения приравнивались друг к другу, между ними не делали никакого разграничения, хотя достаточно важным являлось учитывать эти различия в процессе подготовки выставки. Так же были проблемы с финансированием.

Проекты специальных выставок продолжали развивать, несмотря ни на что. В 1990-х гг. благотворительное общество «Гостиная живописи» (Living Paintings) разработала специальную книгу с термоформованными пластиковыми тактильными фотографиями известных картин из Лондонской национальной галереи, оснастив их текстовым описанием композиции и истории создания [5, с.28]. Те, у кого сохранилась визуальная память или осталось частичное зрение, могли достаточно хорошо понять представленный материал. Но в процессе выяснилось, что люди, которые были рождены без восприятия света, не могли воспринять изображенное. Они понимали, что, например, скопление точек — это тень, но как они должны понимать тень? Эта ошибка при создании привлекла к себе внимание, что позволило в дальнейшем учитывать различия между инвалидами по зрению и их возможностями восприятия мира.

Великобритания прошла большой путь, строя систему образования, а затем и приспосабливая музеи для людей с нарушенным зрением. Были выявлены определенные проблемы, организованы выставки и напечатаны различные статьи на эту тему. Это помогло обратить внимание правительства и обычных людей на этот вопрос. Такая проблема, как отсутствие понимания различий между слепыми и слабовидящими людьми, долгое время не видели, она сумела окрепнуть и укорениться в музейных программах для инвалидов по зрению, но ее все-таки заметили и начали ее решать.

На данный момент количество английских музеев и галерей, занимающихся проблемой доступности, постепенно растет. В их работе прослеживаются как сходства, так и отличия.

Литература:

  1. About us [электронный ресурс] // Traveleyes. URL: http://www.traveleyes-international.com/index.php/about-us (Дата обращения: 12.08.2014).
  2. Carter J., Orange J. Contentious terrain: defining a human rights museology // Museum Management and Curatorship. 2012. Vol. 27. No. 2. pp. 111–127.
  3. Disability Equality Scheme [электронный ресурс] // Sir John Soane's Museum. URL: http://www.soane.org/your_visit/accessibility/disability_equality_scheme/ (Дата обращения: 22.04.2015).
  4. Equality Act 2010 [электронный ресурс] // The official home of UK legislation. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2010/15/introduction (Дата обращения: 20.06.2015).
  5. Hayhoe S. The Philosophical, Political and Religious Roots of Touch Exhibitions in 20th Century British Museums // Disability Studies Quarterly. 2013. Vol 33. № 3. pp. 22–43.
  6. Measham T. Sculpture for the Blind: An Exhibition for the Blind and Partially Sighted Tate Gallery November — December 1976. London, 1976. 8 p.
  7. Robinson G. M. Consumer Reports // The British Journal of Visual Impairment. 1983. Vol 1. № 1. pp. 10–16.
  8. Salmon E. How the Blind are Educated // The Strand Magazine. 1891. № 6. pp. 563–570.
  9. Sandell R. Museums and the human rights frame / Sandell R., Nightingale E. Museums, Equality and Social Justice (Museum Meanings). London, New York, 2012. pp. 196–215.
  10. Sandell R. Museums as Agents of Social Inclusion // Museum Management and Curatorship. 1998. Vol. 17. №. 4. P. 401–418.
  11. Sculpture for the blind: An exhibition for the blind and partially sighted, 26 August-1 November 1981 / Tate Gallery. London, 1981. 8 p.
  12. Trustees’ report and financial statement for the year ended 31 march 2014. London, 2014. 24 p.
  13. Беркли Д. Сочинения / Сост., общ. ред. и вступит. статья И. С. Нарского. М., 2000. 560 c.
  14. Локк Дж. Сочинение в 3-х т. Т.1. Опыт о человеческом разумении / Под ред. И. С. Нарского. М., 1985. 621 с.
  15. Сакс О. Антрополог на Марсе. СПб. 2012. 384 с.
  16. Форман Н. Специальное образование в Великобритании [электронный ресурс] // XServer.ru. URL: http://www.xserver.ru/user/sovsgs/2.shtml (Дата обращения: 17.05.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): музей, великобритания, нарушенное зрение, выставка, полная потеря зрения, слепой, Лондон, социальная изоляция, учреждение, частичная потеря зрения.


Похожие статьи

Труд и занятость лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями

Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье

Доступность информации Web-сайтов для людей с ограниченными возможностями

Возможности социальной поддержки безработных людей с ограниченными возможностями

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Туризм как одно из средств интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество

Особенности применения графических средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ

Похожие статьи

Труд и занятость лиц с ограниченными физическими возможностями в Российской Федерации

Проблемы родителей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями

Особенности развития воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье

Доступность информации Web-сайтов для людей с ограниченными возможностями

Возможности социальной поддержки безработных людей с ограниченными возможностями

Использование электронных технологий в процессе развития интереса к познанию у детей с ограниченными возможностями здоровья

Туризм как одно из средств интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в современное общество

Особенности применения графических средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Проблемы и особенности родителей детей с ОВЗ

Задать вопрос