Старинные меры измерения величин в начальном курсе математики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 13.01.2017

Статья просмотрена: 3174 раза

Библиографическое описание:

Шалыгина, Ю. В. Старинные меры измерения величин в начальном курсе математики / Ю. В. Шалыгина, Н. Б. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 647-649. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38094/ (дата обращения: 22.11.2024).



«Мера — это способ определения количества по принятой единице. Погонная, линейная мера служит для означения расстояний или величины линий» [2, С. 267] — такое определение мы встречаем в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля.

Еще в древности люди умели измерять расстояние от одного пункта до другого, границы своих земельных владений, определять рост человеческого тела, время и т. д., но делали они это не с помощью привычных нами единиц измерения, а используя подручные средства и части своего тела, что было очень удобно для того времени.

Например, «строители египетских пирамид эталоном длины считали локоть (расстояние от локтя до конца среднего пальца), древние арабы — волос из ослиной морды, англичане до сих пор пользуются королевским футом (в переводе с английского фут означает нога), равным длине ступни короля» [3]. Английский «ярд» тоже связан с размерами человеческого тела. Данная мера длины была введена королем Эдгаром и равнялась расстоянию от кончика носа его величества до кончика среднего пальца вытянутой в сторону руки. В связи со сменой королей, ярд так же менялся, что вносило большую путаницу, поэтому король Генрих I узаконил постоянный ярд и приказал изготовить из вяза эталон. Этим «ярдом» в Англии пользуются до сих пор, длина его равна 91 см 44 мм. «Для измерения небольших длин употреблялась длина сустава большого пальца, в переводе с голландского «дюйм» означает большой палец. Длина дюйма в Англии была уточнена и стала ровняться длине трех ячменных зерен, вынутых из средней части колоса и поставленных друг к другу своими концами. Из английских повестей и рассказов известно, что крестьяне часто определяли высоту лошадей ладонями» [4].

«В России меры длины изменялись в зависимости от времени и от местности. Только в XVII в. была установлена единая система мер. Окончательно же русские меры длины были уточнены указом Петра I в XVIII в». [1, стр. 137]. Указ приравнивал сажень 7 английским футам: миля равнялась 7 верстам или приблизительно 7,469 км (далее в тексте дается также приблизительное значение), верста — 500 саженям — 1,0668 км, сажень — 3 аршинам или 7 футам — 2,1336 м, аршин равнялся 16 вершкам — 0,7112 м, фут — 12 дюймам — 30,48 см, дюйм — 10 линиям — 2,54 см, а линия равнялась 10 точкам, или приблизительно составляло 2,54 мм.

«Для измерения площадей применялись квадратные сажень, аршин, фут, дюйм, вершок. Основной земельной мерой, начиная с XVI в., служила десятина, равная 2400 кв. сажен, что приблизительно составляло 1,1 га. Как предполагают, название происходит от того, что первоначально десятина представляла квадрат, сторона которого равна 1/10 версты» [1, С.137].

Также при измерении объектов окружающего мира наши предки обращались к бытовым и обыденным предметам, попадавшимся под руку. Так, у славян была такая мера длины, как «вержение камня» — бросок камнем, «перестрел» — расстояние, выпущенной из лука стрелы.

Мы можем сделать вывод, что первые сведения, связанные с понятием «величина» зародились в глубокой древности и связаны они были с практической необходимостью людей. Начиная с XI-XII вв. становится известно о единицах измерения, названия которые были связаны с частями человеческого тела. На протяжении исторического развития страны меры длины, площади изменялись, но некоторые мерки дошли и до наших дней.

Рассмотрев историю развития русских мер длины, мы можем сделать вывод, что несмотря на то, что была создана единая универсальная метрическая система, старинные меры измерения величин сохранились в литературе, фольклоре, например в пословицах и поговорках, образной речи — сравнениях и фразеологизмах.

Первое представление младших школьников в начальной школе о старинных мерах измерения возникают благодаря речевому окружению. В основе представления о величине предметов лежит словесное описание, которое приобретает особое значение. Например, в разговоре людей можно услышать о веревке «толщиной в большой палец» или дыре «шириной с кулак». В школе со старинными мерами измерения обучающиеся знакомятся на уроках математики в первом классе, знакомство это продолжается и в среднем звене.

Так, в пятом классе на уроке математики мы сталкиваемся с задачей, в которой встречается одна из старинных мер измерения расстояния — «верста»:

Двое вышли одновременно навстречу друг другу из двух городов, отстоящих друг от друга на 75 верст. Один проходит в час 4 версты, другой — 3 . Через сколько часов они встретятся?

Мы хотим отметить, что и на уроках литературного чтения, в произведениях русских поэтов и писателей есть упоминание о старинных русских мерах длины. Приведем примеры фрагментов произведений, содержащих в себе одни из этих мер:

1. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»:

Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин,…

2. Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»:

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минуты вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

3. П. П. Ершов «Конек горбунок»:

«Да игрушечку конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами».

4. Ф. И. Тютчев. «Умом Россию не понять»...:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Как уже было отмечено выше, старинные меры измерения встречаются младшими школьниками при изучении фольклора, а именно: в пословицах, поговорках, былинах и т. д. Приведем примеры:

1. «Не подпускать на пушечный выстрел». (Так говорят о человеке, с которым не следует иметь дела);

2. «У него семь пядей во лбу» (Так говорят о мудром человеке);

3. «От горшка два вершка» (Два вершка — это около девяти сантиметров: 4,45 * 2 = 8,9 см. Людей такого роста не бывает. Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после двух аршин, то есть после 142,24 сантиметров. Значит, от горшка два вершка — это чуть больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см)).

4. «От горшка два вершка, а уже указчик» — молодой человек, который всех поучает.

5. «За семь верст киселя хлебать»? (Ехать, идти далеко без особой надобности).

В былине «Святогор и Илья Муромец» мы встречаем упоминание о старинной мере измерения длины — «сажень».

Наехал Илья в чистом поле на шатер белополотняный;

Стоит шатер под великим сырым дубом,

И в том шатре кровать богатырская не малая:

Долиной кровать десять сажень,

Шириной кровать шести сажень.

Таким образом, мы можем говорить о межпредметных связях таких дисциплин как «Математика» и «Литературное чтение». Многочисленные исследования показывают, что «межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества» [5]. С помощью межпредметных связей решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, они выступают в качестве существенного фактора познавательной деятельности. Так, истолкование пословиц и поговорок на уроках литературного чтения, содержащих в себе старинные меры измерения величин, способствуют развитию творческого воображения, концентрации и увеличения объема внимания, активизации познавательной деятельности школьников.

Использование же на уроках математики упражнений, включающих в себя такие меры измерения длины как сажень, верста, пядь, вершок и др. будет плодотворно сказываться на развитии младших школьников, так как данные задания способствуют «развитию у детей глазомера, аналитико-синтетической деятельности и пространственного восприятия объектов окружающего мира» [6, С. 138].

Литература:

  1. Глейзер, Г. И. История математики в школе: 4–6 кл. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1981. — 239 с., ил.
  2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 2; И — О. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 672 с.
  3. Электронный ресурс — Режим доступа: https://infourok.ru/ispolzovanie-istoricheskogo-materiala-pri-izuchenii-velichin-kak-sredstvo-formirovaniya-poznavatelnoy-aktivnosti-mladshih-shkoln-1151020.html (Дата обращения: 03.01.2017).
  4. Электронный ресурс — Режим доступа: http://kilometru.com/ru/unitate-01.php (Дата обращения: 03.01.2017).
  5. Электронный ресурс — Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/599559/ (Дата обращения: 05.01.2017).
  6. Шалыгина Ю. В., Тимофеева, Н. Б. Дидактические игры как средство формирования представления о величине у детей 5–7 лет // Новая наука: стратегии и векторы развития / в 3 ч. Ч.2 — Стерлитамак: АМИ, 2016. — 301 с.
Основные термины (генерируются автоматически): человеческое тело, вершок, старинная мера измерения, сажень, Россия, литературное чтение, урок математики, старинная мера измерения величин, окружающий мир, мера длины, XI-XII, единица измерения, друг, длина, верста, аршин, Англия.


Задать вопрос