Использование ИК-технологий в контроле знаний бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (136) январь 2017 г.

Дата публикации: 12.01.2017

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Опарина, С. А. Использование ИК-технологий в контроле знаний бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / С. А. Опарина, А. В. Щегольков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 611-615. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38058/ (дата обращения: 16.12.2024).



Вхождение человека в эпоху информационного общества, глобальный характер процессов информатизации, невиданные темпы роста информационных и коммуникационных технологий — все эти факторы обусловили необходимость формирования особой компетентности — информационной компетентности личности.

В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности [1].

В федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения высшего образования для направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) прописаны компетенции, которыми должен владеть выпускник, освоивший программу бакалавриата, и которые помогут ему в дальнейшем в личностном профессиональном росте и самоопределении. Наиболее значимыми среди них по освоению ИК-технологий являются [4]:

− способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);

− способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ОП-2).

Дисциплина «Зоология позвоночных» относится к дисциплинам вариативной части обязательных дисциплин по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профили подготовки Биология и География.

Целью освоенияданнойдисциплины является овладение практико-ориентированными компетенциями, направленные на подготовку учителя биологии, вооруженного знаниями морфофункционального, таксономического и экологического многообразия хордовых животных, их эволюции и значения в природе и жизни человека.

Контроль знаний и умений студентов, изучивших курс «Зоология позвоночных направлен на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и состоянии образовательной работы; позволяет выявить наиболее уязвимые места педагогической деятельности. Предполагая выявление недостатков, ошибок в работе, контроль в тоже время направлен на анализ и устранение причин, порождающих эти недостатки, также на признание результатов успешной работы. Одним из современных и эффективных методов контроля является педагогическое тестирование, которое, в отличие от других методов, имеет явные преимущества:

  1. Значительно повышается скорость проверки знаний учащихся;
  2. Осуществляется полных охват учебного материала;
  3. Минимизируется субъективный фактор оценивания результатов;
  4. Повышается ориентированность на современные технические средства;
  5. Осуществляется принцип индивидуального и дифференцированного обучения.

Примером применения выбранного метода контроля с использованием ИКТ является разработанный нами в программе MyTestXPro тест по теме «Млекопитающие» в вузовском курсе «Зоология позвоночных». MyTestXPro — это бесплатная система программ для создания и проведения компьютерного тестирования знаний, выставления оценки по указанной в тесте шкале, сбора и анализа результатов. С помощью её возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, колледжи, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Программа состоит из трех модулей: модуль тестирования, редактор тестов и журнал тестирования.

Программа MyTestXPro работает с десятью различными типами заданий. В тесте можно использовать как задания одного типа, так и задания разных типов. Количество групп и заданий в тесте не ограничено. Вопросы с вариантами ответа могут включать до десяти вариантов. Текст вопроса и вариантов ответа (там, где они возможны) поддерживают возможности форматирования текста, вставки рисунков, таблиц, символов. В программе имеется удобный встроенный текстовый редактор.

Программа поддерживает несколько независимых друг от друга режимов тестирования. Используя различные режимы и параметры тестирования, возможно эффективно решать разнообразные задачи, как обучения, так и проверки знаний [2].

С использованием данной программы был разработан и апробирован контрольный тест для студентов 2 курса естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского по теме «Млекопитающие», состоящий из 21 задания разного типа, включающих проверку знаний о строении, особенностях жизнедеятельности, филогенезе, типичных представителях и их ареале обитания.

Методика разработки теста включала следующие этапы:

  1. Собран банк тестовых заданий, разработан аттестационный тест по теме и загружен в программу MyTestXPro;
  2. Создана инструкция по выполнению тестирования (временные параметры, рейтинг оценки результатов, вариативность заданий теста, персонализация данных);
  3. Проведен анализ полученных результатов и их обработка.

Этапы разработки и применения теста представлены на рис.1–4.

C:\Users\Administrator\Desktop\Скрины\3.png

Рис. 1. Создание отдельных тестовых заданий в программе MyTestXPro

C:\Users\Administrator\Desktop\Скрины\4.png

Рис. 2. Создание списка тестируемых для работы с программой MyTestXPro

C:\Users\Administrator\Desktop\Скрины\8.png

Рис. 3. Этап работы с тестом для каждого студента

C:\Users\Administrator\Desktop\Скрины\11.png

Рис. 4. Результаты тестирования для каждого студента

Результаты проведенного тестирования могут быть представлены разными вариантами, например, по правильности выполнения отдельных заданий теста, или по проценту качества знаний всей группы в целом. Примеры статистической обработки данных показаны на рис. 5.

Рис. 5. Итоги тестирования экспериментальной группы студентов

Таким образом, с помощью современных компьютерных технологий можно достаточно быстро разработать тесты, позволяющие не только гарантировать объективность полученной информации в ходе контроля знаний, а также получать достоверные сведения о динамике процесса учения для каждого студента. В современных условиях информационная компетентность специалиста в большей степени определяет его профессиональную компетентность в целом. В связи с этим обучение должно обеспечить формирование у студентов новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новом информационном обществе, в том числе и для получения профессионального образования в условиях широкого использования современных информационных технологий обучения, а также нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения [3].

Литература:

  1. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г. М. Киселев, Р. В. Бочкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 304 с.
  2. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать // Информатика и образование. — 2004. — № 3. — С. 95–99.
  3. Опарина С. А., Железнова Т. А. Формирование информационной компетентности у бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» // Педагог 3.0: Подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2016. — Издательство: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина». — C. 171–174.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 февраля 2016 г. № 91).
Основные термины (генерируются автоматически): программа, вариант ответа, задание, информационное общество, направление подготовки, Педагогическое образование, проверка знаний, профиль подготовки, тест.


Похожие статьи

Использование инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Самопознание»

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Применение микрокомпьютеров в обучении студентов бакалавриата на специальности «Информатика и вычислительная техника»

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Использование ИКТ для проектирования образовательных маршрутов совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет

Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР, интерактивный УМК) при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения

Похожие статьи

Использование инновационных технологий в процессе преподавания предмета «Самопознание»

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету «химия»

Использование технологий цифровой дидактики в военно-профессиональной ориентации обучающихся довузовских образовательных организаций МО РФ

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Использование проектной исследовательской деятельности учащихся начальных классов средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний

Применение микрокомпьютеров в обучении студентов бакалавриата на специальности «Информатика и вычислительная техника»

Проблема подготовки будущих педагогов к применению современных информационных технологий на занятиях по дисциплине «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности»

Использование ИКТ для проектирования образовательных маршрутов совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет

Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР, интерактивный УМК) при изучении информатики с целью индивидуализации процесса обучения

Задать вопрос