Ключевые слова: ИКТ-компетенции, информационно-коммуникационные технологий (ИКТ), активные методы обучения.
В современном обществе, исходя из стандартов второго поколения, ИКТ-компетенцией должны обладать все учащиеся школы. Большинство педагогов до сих пор считают, что данную компетенцию должен и может сформировать только учитель информатики. Так ли это на самом деле?
Как же трактует ИКТ-компетенцию учащихся ФГОС? ИКТ-компетентность — это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
В III разделе ФГОС «Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования» прописано, что программа развития универсальных учебных действий(программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования должна быть направлена на формирование и развитиекомпетенции обучающихсявобласти использованияинформационно-коммуникационных технологийна уровне общего пользования, включаявладениеинформационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основамиинформационной безопасности, умением безопасного использования средствинформационно-коммуникационных технологий(далее — ИКТ) исетиИнтернет [3,c.30].
Таким образом получается, что отвечает за формирование ИКТ-компетенции не только учитель информатики, но и все остальные педагоги, работающие в школе.
Поэтому я в своей работе, по формированию ИКТ-компетенции учащихся на уроках биологии, выделила несколько достаточно эффективных средств (опираясь на работы Погодиной И. А., кандидата педагогических наук) [2,c.60]:
1) компетентностная интерпретация содержания образования и его результатов;
2) применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе курса «Биология», проектирование уроков на основе ИКТ;
3) использование активных методов обучения на уроках биологии;
Остановимся подробнее на последних двух пунктах.
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках биологии позволяют максимально индивидуализировать обучение, создают все необходимые условия для самостоятельной работы учащихся, повышают мотивацию к изучаемому предмету, способствуют выработке самооценки у обучаемых, тем самым создают достаточно комфортную для ребенка среду обучения [1,c.72]. Чаще всего в рамках своих уроках использую:
- мультимедийные презентации (подготовленные мной или учащимися)- все чаще используем для составления презентаций сервис Prezi, ведь при его помощи получаются удивительные, динамичные, «летающие» презентации;
- использование образовательных порталов в сети Интернет для поиска информации необходимой к уроку (как самим педагогам, так и учащимися по заданной тематике);
- участие в интернет олимпиадах по биологии;
- подготовка и организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (например, используя обучающую площадку;
- использование ИКТ технологий во внеклассной и внеурочной деятельности по биологии;
- работа с интернет-технологиями на основе сервисов Web 2.0 (создание фотоальбомов по определенной тематике в Panoramio, составление опорных схем или интеллект карт в MindMeister, работа по созданию интерактивных плакатов в Glogster, размещение познавательной информации в блог учителя, создание мини-сайтов учащимися по определенной тематике, участие) [3,c.28].
- работа с ЭОРами и ЦОРами по биологии и т. д.
Использование активных методов обучения на уроках биологии подразумевает, прежде всего, увеличение познавательной активности учащихся, усиление их интереса и мотивации, развитие способности к самостоятельному обучению.
Чаще всего на своих уроках я применяю следующие методы активного обучения:
Таблица 1
Методы активного обучения на уроках биологии в средней школе
Метод |
Характеристика |
Пример использования |
Метод проектов |
Это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. |
Исследовательская работа «Влияние фитонцидов растений на рост и размножение плесневых грибов», «Воздействие антисептиков на микроорганизмы», «Польза или вред газированных напитков» и т. д. |
Мозговой штурм |
Является элементом технологии развития критического мышления. Происходит в небольших группах и направлен на генерацию большего количества идей. Ни одна идея не должна быть отвергнута. |
Урок в 7 классе по теме Класс Пресмыкающиеся, мозговой штурм по теме «Гипотезы вымирания динозавров». |
Баскет-метод |
Во время урока происходит имитация какой — либо ситуации. |
Например, в 6 классе, при изучении темы «Многообразие растений и животных», ученику предлагается выступить в роли экскурсовода по «музею Природы» или при изучении темы «Система кровообращения, в 8 классе, учащимся предлагается «стать врачом — кардиологом» и исследовать проблему «Влияния алкоголя и табака на работу сердца». |
Тренинги |
Практическая отработка каких-либо навыков по определенной теме. |
Тренинги в 8 классе: «Оказания первой медицинской помощи при переломе», «Оказание первой медицинской помощи при кровотечении» и т. д. |
Деловые игры |
Метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной деятельности. Как правило используется на уроках в 9–11 классах. |
11 класс, деловая игра «Современные проблемы экологии Свердловской области», «Человек. Природа. Земля», «Генетика и медицина» и т. д. |
Таким образом, развитию ИКТ-компетенции учащихся должны способствовать все педагоги школы. Наиболее эффективными средствами по формированию этих компетенций, на мой взгляд. Являются активные методы обучения и применение ИКТ технологий на уроках.
Литература:
1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании («ИТО–Екатеринбург–2011"): мат. V Международной науч.-практ. конф., проводимой в рамках Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании», 12–13 мая 2011 г. / Минобрнауки России, Правительство Свердл. обл., ГБОУ ДПО СО «ИРО», Киевский обл. ин-т последиплом. образования пед. кадров, АНО «Информационные технологии в образовании»; отв. ред. вып. Л. И. Долинер. — Екатеринбург: [ИРО], 2011. — 540 с.
2. Погодина И. А. Информационно-коммуникационная компетенция учащихся: проблемы и модель формирования // Открытое и дистанционное образование. 2009. — № 4 (36). — С. 58–63.
3. Шпарута, Н. В. Современные сервисы Интернет в педагогической практике (Web 2.0): учебно-методические материалы для для слушателей образовательной программы / Н. В. Шпарута, И. А. Волкова, Н. Ю. Сероштанова; ГБОУ ДПО СО «Ин-т развития образования», Каф. информационных технологий в образовании. — Екатеринбург: ИРО, 2012. — 117 с. — Библиогр.: с. 117 (16 назв.).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт. — http://standart.edu.ru/