Информационные технологии при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению необходимы и являются особо актуальными в современной системе образования. При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению необходимо создавать и применять информационные технологии, которые позволяют реализовывать компетентностный подход при подготовке специалиста в условиях среднего профессионального образования по специальности «Медицинский массаж». При обучении незрячих и слабовидящих студентов могут быть использованы технологии IP-телефонии, аудиоматериал, аудиофайлы. Данная технология позволит более качественно формировать профессиональные компетенции необходимые для подготовки высококвалифицированного специалиста в области массажа.
Вопрос подготовки высококвалифицированного специалиста среднего звена является императивом реформирования образования, в том числе в аспекте подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одним из решений данного вопроса стало введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Реализация федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на компетенциях, открывает новый этап в развитии профессионального образования. Принципиальное отличие нового стандарта в том, что в его основу положены не предметные, а ценностные (компетентностные) ориентиры. Перед любым учебным заведением начального, среднего или высшего профессионального образования ставится задача подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих не просто набором знаний и умений, а профессиональным опытом и способностью выполнения основных видов профессиональной деятельности, определенных работодателями.Основные виды профессиональной деятельности определили перечень профессиональных компетенций, которыми должен овладеть выпускник:
– выполнять классический гигиенический массаж и массаж отдельных анатомических областей в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний;
– выполнять лечебный классический массаж по показаниям при определенной патологии;
– выполнять спортивный массаж;
– выполнять сегментарный массаж по показаниям при определенной патологии;
– выполнять соединительно-тканный массаж по показаниям при определенной патологии;
– выполнять точечный и традиционный китайский массаж по показаниям;
– выполнять массаж в педиатрической практике для укрепления здоровья и гармоничного развития детей;
– выполнять массаж в педиатрической практике для реабилитации и лечения различной патологии;
– проводить лечебную физическую культуру по показаниям при определенной патологии;
– проводить лечебную физическую культуру в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний.
Выделенные профессиональные компетенции определили необходимость изучения видов массажа: гигиенического, классического лечебного, сегментарного, соединительнотканного, точечного и традиционного китайского, детского, а также лечебной физической культуры.Для усвоения дисциплины студентам необходимо неоднократно прослушать материал. У всех студентов различные проблемы, разный уровень подготовки, поэтому необходим индивидуально-личностный подход для наиболее успешного формирования основных и профессиональных компетенций. Необходимо проявлять педагогический такт, создавать ситуации успеха, своевременно оказывать помощь каждому студенту, развивать веру в собственные силы и возможности.
По дисциплине «Основы сестриского дела с инфекционной безопасностью» разработанны аудиолекции, которые записываются с помощью компьютерной программы, позволяющей корректировать чистоту записи. Вся информация по дисциплине адаптирована преподавателем и соответствует требованиям образовательного стандарта.
Созданы аудиопособия по данной дисциплине для проведения практических занятий, в которых заложены алгоритмы манипуляций для освоения студентами. Аудиоматериалы являются средствами реабилитационных и образовательных технологий, обеспечивающих реализацию и усвоение программ обучения предусмотренными ФГОС, позволяющими формировать общие и профессиональные компетенции по данной дисциплине.
Только создание благоприятных условий в образовательном процессе, наличие соответствующего оснащения на лекциях и практических занятиях, применение особых методов в работе могут сделать обучение слабовидящих студентов успешным. Таким образом, освоение ИКТ для незрячих является не только способом приобретения новых знаний, но и методом овладения одним из важнейших инструментов их социальной и профессиональной реабилитации.
Литература:
- Амиров А. Ф. и др. Основы педагогики и методики преподавания [Электронный ресурс]: электронные учебно-методические материалы: — Уфа: БГМУ, 2017
- Василевская Е. В. Электронное методическое сопровождение педагога — современное направление деятельности методической службы // Методист. 2015., № 4. С.19–23.
- Вычегжанина, Т. В. О самостоятельной работе студентов // Специалист. 2015. — № 4 — С.25.
- Дедуль Т. Б. Применение ИКТ при проведении учебных занятий в ГОУ НПО и СПО // Электронный журнал Экстернат. РФ Опубликовано 06.10.2014 (http://ext.spb.ru/2011–03–29–09–03–14/77-management-educational-institution/6106- 2014–10–06–12–04–52.pdf).
- Зигунова А. С. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе СПО // http://проф-обр. рф/ 31–1-0–1450, 30.08.2016.
- Кандакова Н. А. Роль научно-методической службы колледжа в формировании профессиональной и информационной компетентности педагогов // Методист. 2012., № 3. С. 37–41.