В статье проводится исследование теоретических аспектов современного государственного и территориального прогнозирования, его методологии. Рассматриваются особенности прогнозирования на государственном и региональном уровне, специфика на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.
Ключевые слова: прогнозирование, государственное и территориальное прогнозирование, прогнозные проектировки, процесс управления, региональное развитие
The article presents a study of the theoretical aspects of the modern state and territorial forecasting its methodology. The features of forecasting at national and regional level, specific for the long, medium and short term.
Keywords: Forecasting, state and territorial forecasting, forward the design, process management, regional development
Государственное и территориальное прогнозирование относится к прогнозным проектировкам, то есть представляет собой действительную систему с научно обоснованными разработками, касающимися направлений развития и будущего состоянии региональной экономики, размещения отраслей. Государственное и территориальное прогнозирование включает в себя комплексные схемы по развитию и размещению производительных сил и т.д. [3]
Исследование государственного и территориального прогнозирования связано с тем, что в сложном современном процессе управления оно выступает как его неотъемлемая и важнейшая часть. Именно прогнозированием определяется в значительной степени сам региональное развитие, его результаты — экономические, экологические, социальные [7]. В современных условиях, когда происходит активное распространение рыночных отношений, происходит усложнение функций государственного и территориального прогнозирования в региональном развитии. И здесь нужно отметить, что методология в процессах прогнозирования экономического и социального регионального развития будет схожа с методологией прогнозирования государственного развития [4].
Согласно определению, «Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования». Таким образом, органы власти, законодательной и исполнительной, используют результаты прогнозирования в принятии конкретных решений, касающихся государственной социально-экономической политики [6].
Государственное прогнозирование в РФ осуществляется Правительством Российской Федерации на базе проведения комплексного анализа по следующим направлениям: демографическая ситуация, научно-технический потенциал, накопленное национальное богатство, социальная структура, внешнее положение РФ, состояние природных ресурсов и перспективы изменений в указанных направлениях.
Так, прогнозирование социально-экономического развития базируется на серии прогнозов общественно значимых сфер деятельности, разработка которых проводится в нескольких вариантов, учитывая вероятностное воздействие множества факторов: экономические, политические и т.д. К прогнозам социально-экономического развития относятся количественные показатели с качественными характеристиками развития следующих факторов: макроэкономическая ситуация, экономическая структура, научно-техническое развитие, внешнеэкономическая деятельность, динамика производства и потребления, уровень и качество жизни, экологическая обстановка, социальная структура, системы здравоохранения, образования, социального обеспечения населения [5].
Разработка государственных и региональных прогнозов проводится на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Важнейшим из прогнозирований является долгосрочная перспектива, ее разрабатывают на десятилетний период раз в пять лет. Такой прогноз выступает основой для разработки Правительством РФ концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Концепция содержит в себе конкретизацию вариантов социально-экономического развития РФ, описание целей развития РФ, путей и средств их достижения.
Кроме того, прогнозирования на долгосрочную перспективу социально-экономического развития совместно с концепцией социально-экономического развития РФ используют при разработке на среднесрочную перспективу прогнозов по социально-экономическому развитию и программ социально-экономического развития Российской Федерации. Среднесрочная перспектива подразумевает период от трех до пяти лет, ее корректировка проводится ежегодна. Среднесрочное прогнозирование является базой для разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. При подобном прогнозировании обычно отражают [2]:
– оценку итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристику состояния экономики РФ;
– концепцию на среднесрочную перспективу социально-экономического развития Российской Федерации;
– макроэкономическую политику;
– различные институциональные преобразования;
– инвестиционную и структурную политику;
– аграрную политику;
– экологическую политику;
– социальную политику;
– региональную экономическую политику;
– внешнеэкономическую политику.
Краткосрочная перспектива прогнозирования подразумевает ежегодную разработку социально-экономического развития. В ежегодном послании Президента РФ к Федеральному собранию содержится специальный раздел, который посвящен анализу исполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и уточнение указанной программы, где выделяются задачи на предстоящий год.
При прогнозировании развития территорий приходится учитывать ряд особенностей, вытекающих из сущности и свойств региональных систем.
Во-первых, регион есть составляющее звено единой национальной системы производительных сил и экономических отношений, его экономика взаимодействует прямыми и обратными производственно-экономическими, ресурсными, научно-техническими, финансово-кредитными связями с народным хозяйством страны [5].
Во-вторых, в регионе осуществляются относительно законченные циклы воспроизводства населения и трудовых ресурсов, возобновляемых природных ресурсов, основных и оборотных фондов общего пользования, формируются отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления продукции.
В-третьих, здесь происходит непосредственное контактное взаимодействие предприятий с органами государственной и местной власти по многим вопросам хозяйственной и социальной политики, по вопросам обеспечения комплексного и эффективного социально-экономического развития территорий [3].
В-четвертых, региональная экономика менее инерционна, чем экономика страны и более восприимчива к внешним и внутренним изменениям, к ошибкам в управлении. Достаточно, например, в регионе ввести в эксплуатацию крупный производственный объект или, наоборот, остановить его деятельность, как это отразится на отраслевой структуре, на занятости, на транспортно-экономических связях и т.д. Недоучет в прогнозировании некоторых факторов будущего развития также приведет к неправильному измерению социально-экономических параметров, на которых основывается управленческая политика в регионе.
Аппарат прогнозных разработок, применяемый для региональных систем, состоит примерно из тех же методов прогнозирования, что используются на макроуровне, но в нем большая роль должна отводиться проверке на адаптивность и верифицированность (достоверность) данных моделей и методов региональным особенностям. К основным методам прогнозирования региональных социально-экономических систем следует отнести методы экстраполяции, методы экспертных оценок и методы моделирования [4].
В теории и практике современного регионального прогнозирования наиболее широкое распространение получают модели экономико-математические и экономико-статистические модели.
Рис. 1. Система моделей прогнозирования региональной экономики
Специфика регионального воспроизводства позволяет выделение следующих видов прогноза: социально-демографического, природно-ресурсного, экономического (рис. 1).
Цель социально-демографического прогноза состоит в определении естественного и механического движения населения в перспективном периоде, занятости экономически активного населения, повышения уровня жизни населения региона. В социальном разделе прогноза отражаются также процессы социальной стратификации общества (разделение по социальным слоям).
Прогнозирование состояния и использования природных ресурсов региона осуществляется в целях выявления потребности хозяйства и населения региона в сырье, топливе, биологических, минеральных, водных и иных ресурсах и оценки возможностей природно-ресурсных систем региона удовлетворить эти потребности при сохранении и улучшении качества окружающей среды и потенциала воспроизводства возобновляемых природных ресурсов [2].
Экономический прогноз разрабатывается в тесной связи с двумя предыдущими блоками и в то же время сам влияет на содержание прогнозов в отдельности и в целом.
Главными составляющими экономического прогноза являются перспективные параметры национального богатства, воспроизводственных пропорций, отраслевой структуры, социальной и производственной инфраструктуры. При этом прогнозирование должно охватывать движение на региональном рынке товаров (услуг) и капитала.
Процедура, этапы, сроки разработки экономического прогноза развития региона могут следовать вышеописанным подходам к прогнозированию социально-экономического развития на государственном уровне.
Литература:
- Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2015.
- Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 383 c.
- Литвак, Б.Г. Государственное управление. Лучшие мировые практики / Б.Г. Литвак. — М.: МФПУ Синергия, 2013. — 624 c.
- Миронов, А.Л. Государственное управление в России. Конституционный и институциональный аспекты: Монография. / А.Л. Миронов. — М.: ЮНИТИ, 2015. — 135 c.
- Никонов, В.А. Государственное управление имеет значение / В.А. Никонов. — М.: МГУ, 2015. — 88 c.
- Попов В.А. Основы макроэкономического прогнозирования: Учебное пособие. М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2013.
- Ханк Д.Э., Уичерн Д.У., Райтс А. Дж. Бизнес-программирование: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2013.