Специфика профориентационной работы в библиотеке | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Романова, И. И. Специфика профориентационной работы в библиотеке / И. И. Романова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37730/ (дата обращения: 22.12.2024).



В настоящее время, современный ВУЗ претерпевает существенные изменениями в своей деятельности, осуществляется переход на уровневую систему образования. Теперь сущность образовательного процесса строится на основе компетентностного подхода. Организация образовательного процесса основывается на академической мобильности студентов и преподавателей, свободе выбора обучающихся, большей вариативности образования, использование кредитной и балльно-рейтинговой системе учета достижения студентов. Расширяется и обновляется образовательная среда ВУЗа. Кардинально изменяются взаимоотношения студента и преподавателя, отношения с работодателями и другими социальными партнерами. Происходящие в ВУЗе преобразования не могут не затрагивать воспитательную деятельность со студентами как неотъемлемую составляющую профессионального образования.

По мимо неотъемлемой учебно-образовательной деятельности, не менее важным направлением Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского является воспитательная работа. В её основу положен ряд принципиальных идей, отражающих современные тенденции развития мирового и российского высшего образования. Это идеи демократизации процесса образования, социокультурной толерантности, гуманизации и гуманитаризации процесса подготовки профессионалов высшей квалификации.

В качестве теоретической основы воспитательной работы выступают педагогические, психологические и социологические теории и концепции непрерывного образования Сластенина В. А., педагогического и психологического подходов к развитию личности Мудрика А. В., личностно-ориентированного образования и воспитания Серикова В.В, социального развития молодежи Жданова А. Ю. и т. д.

Важно отметить, что студенчество представляет собой особую группу молодежи, существенно отличающуюся своими устремлениями, жизненными ориентирами, потенциальными интеллектуальными возможностями, уровнем духовного, социального, общекультурного развития, направленностью поведения и ценностей от представителей иных групп молодежи. Характерными чертами возрастной группы, к которой относится студенчество (17–23 года), является активное отношение к действительности, стремление к поиску способов самопознания, самоопределения и самоутверждения в качестве субъекта социальной жизни. Эти черты реализуются у студенчества несколько иначе, чем в других группах молодежи.

Переходное статусное положение студенчества определяется его специфическим положением в системе социальных связей общества. С одной стороны, это люди, обладающие всеми чертами взрослости (возраст, уровень психолого-физиологического и общего развития и т. д.), с другой — они находятся в положении обучаемых, и реальный статус взрослости обретут только по завершении обучения, а в настоящее время — еще не полноправные взрослые. Такая ситуация естественным образом порождает психологическую неопределенность, состояние подсознательной неудовлетворенности своим положением, желание отыскать способы социализации за пределами традиционных культурных ценностей, противопоставить им нечто иное, отличающееся. И в рамках этого последнего удовлетворить свою потребность в обретении полноправного статусного положения. Отсюда произрастают контркультурные проявления и молодежная субкультура, инфантилизм и конформизм.

Современное студенчество — часть общества, его не обошли стороной негативные явления российской жизни. Поэтому организация воспитательной работы должна строится с учетом реалий развития страны, региона, системы образования, конкретных групп населения и иметь социально-адаптационную (подготовка студентов к жизни в современном обществе) и профориентационную (открывающую возможности для самореализации в избранном направлении профессиональной специализации) направленность.

Цель и задачи воспитательной работы в условиях современного ВУЗа — это органическая часть учебно-воспитательного процесса вуза, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности будущих специалистов, бакалавров, магистров.

Реализация общей цели воспитательной работы осуществляется путем решения вытекающих из нее интегрированных основных задач воспитания. Для этого необходима организация системы воспитательной работы, позволяющей решать задачи комплексно, систематически и одновременно.

Организация воспитательной работы на психолого-педагогическом факультете АФ ННГУ содержит в себе учет перечисленных особенностей современного студенчества, педагогически целенаправленную коррекцию условий их культурной, профессиональной и личностной социализации, направленную на преодоление и сглаживание негативных последствий современного общественно-социального кризиса, максимальное использование положительного опыта работы в этой области предыдущих лет. Поэтому личностная ориентация воспитания, ее дифференциация, основанная на свободе выбора форм и способов социализации конкретным студентом, является фундаментальным методологическим положением воспитательной работы, определяет ее цель, задачи, содержание и основные направления осуществления.

Практическая реализация принципов воспитания, глобальные тенденции развития высшего образования, условия российского социума, роль и значимость высшего образования в обществе автоматически выдвигают, в качестве одной из важнейших, задачу организации воспитательной работы. Современная подготовка учителя, психолога, работника социальной сферы высшей квалификации предполагает не только наличие соответствующего уровня профессиональной компетентности и квалификации, но и высокого уровня воспитанности. Подготовка духовно и интеллектуально развитых, творчески работающих профессионалов —традиция отечественной высшей школы. Российские ВУЗы всегда являлись не только институтом подготовки специалистов высшей квалификации, но и институтом воспитания, формирования личностных и гражданских качеств выпускников.

Контроль эффективности воспитательной работы возлагается на ректорат, Ученый совет и специально уполномоченные ими структурные подразделения. Непосредственный контроль осуществляет проректор по воспитательной работе, который проводит систематический мониторинг процесса реализации плана работы, эффективности организации воспитания и динамики уровня воспитанности студентов. Основными видами контроля являются итоговый и текущий, обобщающий и тематический контроль. Итоговый контроль организуется по результатам учебного года, в форме письменного анализа проделанной работы, с подведением ее итогов. Текущий контроль проводится в течение учебного года, охватывает деятельность отдельных структурных подразделений. Обобщающий контроль предусматривает комплексный анализ качества организации, хода и итогов воспитательной работы за определенный период времени. Тематический контроль предполагает анализ отдельных направлений воспитательной работы, либо на уровне университета, либо на уровне отдельных структурных подразделений.

Таким образом, система контроля воспитательной работы психолого-педагогического факультета АФ ННГУ предусматривает осуществление мониторинга динамики уровня воспитанности студентов и качества организации процесса воспитания. Качество организации процесса воспитания оценивается на основе ежегодного анализа воспитательной работы. Результаты анализа, а также отчеты по отдельным проблемам воспитания обсуждаются и оцениваются на расширенном ректорате и Ученом совете филиала. Анализ воспитательной работы, проведенной на факультете, осуществляют заместители деканов по воспитательной работе. Они представляют ежегодный письменный анализ воспитательной работы на факультете в ректорат. Кроме того, на факультетском уровне проблемы воспитательной работы обсуждаются и анализируются Советом факультета или факультетской учебно-методической комиссией. Анализ воспитательной работы, проводимой куратором студенческой группы, в письменной форме представляется им заместителю декана по воспитательной работе в конце учебного года. Отчет куратора по воспитательной работе может быть заслушан и оценен Советом факультета или факультетской учебно-методической комиссией.

Литература:

  1. Воспитательная деятельность педагога /Под общ.ред. В. А. Сластенина.- М.: Академия, 2005.- 336с.
  2. Ксензова Г. Ю. Психологические основы воспитательной деятельности учителя.- Тверь: Твер.гос.ун-т, 2001.- 401с.
  3. Курпатов А. Дети. Психология. М.: ОлмаМЕдиа Групп. 2010. — 480 с.
  4. Лисовский В. Т. Воспитание студентов вузов Российской Федерации // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / Под ред. проф. И. А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: Агентство «Издательский сервис», 2004. — 480 с.
  5. Щелина Т. Т. Проблема воспитания личности будущего профессионала в системе современного высшего образования. В мире научных открытий. 2015. № 11.6 (71). С. 2178–2191
  6. Щелина Т. Т., Беганцова И. С., Маркеева М. В. Готовность преподавателей к воспитанию студентов в условиях модернизации высшего образования. Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2015. № 1 (45). С. 167–175
  7. Акутина С. П., Калинина Т. В. Формирование смысложизненной концепции современного студенчества в процессе профессионального воспитания в ВУЗе. Научный диалог. 2016. № 3 (51). С. 255–266
Основные термины (генерируются автоматически): воспитательная работа, высшая квалификация, высшее образование, образовательный процесс, психолого-педагогический факультет, Совет факультета, современное студенчество, современный ВУЗ, тематический контроль, факультетская учебно-методическая комиссия.


Задать вопрос