Роль кино в формировании толерантного отношения в общественном сознании к людям с психическими расстройствами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зорина, Е. А. Роль кино в формировании толерантного отношения в общественном сознании к людям с психическими расстройствами / Е. А. Зорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1.1 (135.1). — С. 47-51. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37707/ (дата обращения: 21.11.2024).



The attitude of society towards people with mental disorders, at present, is one of the main real indicators of tolerance in society. At the present stage in Russia's attitude of society towards people with mental disorders are contradictory, in the public mind is not formed a positive image of a man with such a deviation...

Keywords: society, tolerance, perception, mental disorder, cinema, discrimination, help.

В настоящее время каждый пятый человек на планете страдает психическими расстройствами. [3] Но психическое расстройство не следует принимать за проявление отрицательных сторон личности или черт характера. Оно лишь говорит о том, что человек не обладает умением адаптироваться к ежедневно меняющимся жизненным условиям и способностью разрешать повседневные проблемы. Во многих источниках литературы таких людей называют «особыми». Им необходимо влиться в жестокий и не всегда справедливый мир. Некоторым «особым» людям повезло, и они довольно быстро находят общий язык с окружающими. Другим на это требуется огромное количество времени, сил и терпения. Но есть и те, кто ни при каких обстоятельствах не может стать единым целым с миром и людьми, которые его окружают. А всё потому, что люди с психическими расстройствами совсем по-другому видят мир, выражают эмоции и имеют иное мышление, которое отличается от мышления здорового человека. Поэтому к «особым» людям необходим специальный подход. К сожалению, данный факт не все осознают. Многие думают, что такие люди «странные», «непредсказуемые», с ними трудно общаться, они всегда проявляют агрессию по отношению к окружающим, часто ведут асоциальный образ жизни, не принимают и не понимают сложившиеся в обществе алгоритмы. К сожалению, такие стереотипы укоренились достаточно глубоко. Общество как бы сигнализирует каждому из них:«отойди от меня, не подходи ко мне, это очень опасно и страшно». Тем самым оно делает вид, что таких людей не существует или просто нет смысла тратить на них своё время и силы, причиняя «особым» людям еще большую боль и усугубляя их и того не легкую жизненную ситуацию. Достаточно часто нам проще закрыть глаза на проблему, нежели решить её. Иногда необдуманные поступки по отношению к людям, больным психическим расстройством, могут привести к непоправимым последствиям. В нечеловеческих условиях, гонимый обществом, униженный и вынужденный прятаться от посторонних глаз, несчастный может навсегда замкнуться в себе или даже предпочесть жизни самоубийство. Для того чтобы такого не происходило, необходимо осознание и принятие того факта, что среди нас есть «особые» люди, которые нуждаются в нас. Общество должно с терпимостью, умением спокойно, без враждебности воспринимать чужой образ жизни, поведение, обычаи, чувства, мнения, идеи, верования. Но большая часть населения не может толерантно относиться к другим, поскольку считают, что только они знают, как будет правильным поступить в той, или иной ситуации. В процессе взросления у людей неоднократно могут меняться взгляды на одну и ту же проблему. Поэтому целью предпринятого исследования является выяснение отношения респондентов разного возраста к людям с психическими расстройствами.

В Европе еще во времена средневековья люди, больные психическими расстройствами, подвергались нападкам со стороны общественности. Причиной тому было смутное представление о происхождении не стандартного поведения «особого» человека. В Европе считалось, что такие люди одержимы бесами и бог в наказание грешникам насылает безумие. Для «лечения» людей, больных психическими расстройствами в ход шли все возможные способы: прижигание тела коленным железом, окунание в ледяную воду, использование вращающийся кровати, смирительного стула и принудительное употребление раствора винного камня, сажи, мокриц и мыла. Вплоть до конца XVIII — первой половины XIX века узники заведений для душевнобольных Англии, Франции и Германии содержались в тяжёлых условиях: в каменных «мешках», лишённые солнечного света и прикованные цепями, зачастую голодая и подвергаясь избиениям. Ж. Эскироль, посетив психиатрические учреждения в провинциальных городах Франции, в 1818 году писал: «Несчастные, в интересах которых я возвышаю свой голос, подвергаются обращению, худшему, чем преступники, и живут в обстановке, достойной зверей. Я видел их покрытыми лохмотьями, на соломе, которая служит для них единственной защитой от сырости каменного пола. Вот что я видел во Франции, и вот как содержатся душевнобольные почти повсеместно в Европе» [2]. Первый шаг навстречу душевнобольным сделал Филип Пинелем, он снял цепи с больных в стенах заведения для умалишённых Акт гуманности Пинеля увенчался успехом: опасения, будто умалишённые, не закованные в цепях, окажутся опасными и для себя, и для окружающих, не оправдались. Во времена СССР диагноз психическое расстройство ставил на человеке клеймо, его повсюду сопровождало социальные ограничение и пожизненная стигма. Исполнительный директор Независимой психиатрической ассоциации Любовь Виноградова отмечает, что обычны были случаи, при которых человек с психическим расстройством «не мог водить машину, не мог ездить за границу, не мог выполнять те или иные виды профессиональной деятельности, не мог учиться в вузах» [4]. К сожалению, но подобные ущемления в правах наблюдаются и в наше время. Например, совсем недавно Широкую огласку получили, вызвав бурную реакцию общественности и обсуждение в СМИ, случаи принудительной медицинской стерилизации женщин, проживающих в психоневрологических интернатах Пермского края и признанных недееспособными (первоначально сведения об этих случаях были опубликованы в докладе Уполномоченного по правам человека в Пермском крае Татьяны Марголиной, 2008). Стерилизация проводилась в нарушение законодательства, которое предусматривает её проведение исключительно на добровольной основе или же в судебном порядке. В статье, опубликованной на сайте Независимой психиатрической ассоциации России, говорилось по этому поводу: «С правовой точки зрения, администрация интерната должна была подать в суд заявление о разрешении на стерилизацию. Тогда вопрос о каждой женщине решался бы в индивидуальном порядке, с привлечением специалистов других учреждений, в процессе судебного разбирательства и т. п., на основе анализа всей имеющейся информации, включая медицинскую, и с обязательным учетом психического здоровья женщины, его прогностической оценки. Однако путь это долгий и хлопотный, да и кому в голову придет, что в отношении недееспособных нужно получать еще какое-то дополнительное разрешение, если опекун — а это администрация интерната — согласен. С точки зрения администрации, медицинская стерилизация проводилась как бы добровольно. А мотивация — «чтобы психов не рожали» — как указано в докладе Уполномоченного, говорит сама за себя. Недееспособные в России не имеют права ни на что. Между тем, кто-то из этих женщин может со временем восстановить свою дееспособность, а способность к деторождению утеряна уже навсегда» [1]. В том же докладе Т. Марголиной, подробно была освещена ситуация с другими нарушениями прав пациентов, проживающих в психоневрологических интернатах Пермского края: так, указывалось, что проживающие зачастую не получают адекватной медицинской помощи, в результате чего были случаи смерти от тяжёлых соматических заболеваний. В четырёх интернатах не было организовано диетическое питание для пациентов с хронической патологией желудочно-кишечного тракта. Характерна однообразность питания и нехватка в рационе некоторых продуктов, таких как мясо, свежие фрукты, яйца. В докладе отмечались грубые нарушения норм трудового законодательства при организации труда (отсутствие денежного вознаграждения), несоответствие жилищных помещений санитарным и техническим требованиям, отсутствие личного жизненного пространства, неприкосновенности и приватности жилища, а также другие существенные нарушения прав проживающих. Из всех этих неприятных составляющих складывается одна душераздирающая картина: душевно больных людей до сих пор не могут воспринимать как обычных людей, их сторонятся и стараются упечь в психиатрические больницы. Но и в больницах не всегда оказывается должный уход. Ведь «особые» люди не смогут никому пожаловаться, ничего предпринять для решения волнующих их вопросов. И они остаются опять беспомощны.

Для выявления мнения окружающих на проблему людей, больных психическими заболеваниями, был проведен опрос 25 респондентов разного возраста от 14 до 55 лет. Каждому респонденту были заданы следующие вопросы: «Считаете ли вы людей, больных психическими расстройствами, опасными, не нормальными или они такие же, как и все остальные люди?»; «Как вы относитесь к общению с «особыми» людьми?»; «Людей, больных психическими расстройствами необходимо изолировать от общества или по возможности лечить дистанционно?»; «Влияет ли отношение окружающих на самочувствие больных и течение их болезни?»; «Можно ли, на ваш взгляд, вылечить людей, страдающих психическими расстройствами?»

Проведя анализ ответов респондентов, можно сказать что: большая часть подростков (63 %), в возрасте от 14 до 18 лет считают людей, больных психическими расстройствами, такими же, как и все. Респонденты в возрасте от 19 до 25 лет имеют уже совсем иное мнение по этому поводу. Среди них 45 % опрошенных считает «особых» людей такими же, как и все, но увеличилось количество мнений, которые гласят что «особые» — это не нормальные люди, их стало 33 %. У респондентов в возрасте от 36 до 45 лет кардинально отличается мнение от мнения более молодых респондентов. В данном случае большинство людей (60 %) считают, что люди, страдающие психическими расстройствами, являются опасными. Для всех респондентов в возрасте от 46 до 55 лет «особые» люди являются опасными.

По данным опроса было выявлено, что чем моложе респондент, тем он в большей мере настроен на контакт с «особыми» людьми. Но по мере взросления человек старается избегать таких контактов.

Во время анализа ответов было выявлено, что среди более взрослых респондентов бытует мнение что людей, больных психическими расстройствами, необходимо изолировать. Тогда, когда более молодые респонденты уверены в том, что по возможности таких людей необходимо лечить дистанционно.

Следующим был задан вопрос, «влияет ли общество на течение болезни у «особых» людей?». Из чего стало видно, что среди молодых респондентов есть те, кто считают, что отношение окружающих никак не влияют на людей, страдающими психическими расстройствами. Среди более старших респондентов, наоборот, не было людей, которые считают, что отношение окружающих не влияет на течение болезни.

Напоследок хотелось узнать мнение респондентов по поводу того, возможно ли вылечить людей, страдающих психическими расстройствами, и вот какие ответы были получены. Большая часть респондентов, в возрасте от 46 до 55 лет, считают, что вылечить «особых» людей нельзя, тогда, когда более молодые люди считают, что вылечить какую-то часть больных людей возможно.

Если анализировать данные опроса в целом, то становиться понятно, что в настоящее время «особых» людей считают опасными. А большая часть взрослого населения старается избегать людей, страдающих от психических расстройств, и считает, необходимым изолировать данный контингент людей от общества, ведь, по их мнению, они не излечимы.

Если сравнивать отношение к людям, больным психическими расстройствами, в СССР и современной России, то можно заметить немало различий, которые могли повлиять на восприятие «особых» людей респондентами разного возраста. Во время существования СССР «особые» люди были изгоями, имели социальные ограничения и госпитализировать в психиатрическую лечебницу больных людей могли без их желания, просто по просьбе родных или начальника. Возможно поэтому более взрослые респонденты, воспитанные в СССР, до сих пор сохранили в себе стереотипы о том, что люди, с психическими расстройствами, являются опасными и их необходимо изолировать об общества. В современной России отношение к «особым» людям частично изменилось. Теперь лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми гражданскими, экономическими, социальными и культурными правами. Правила госпитализации «особых» людей изменены. И в целом современное общество стало более толерантным. Возможно поэтому, молодые респонденты готовы идти на контакт с людьми, страдающих психическими расстройствами, они считают «особых» людей, такими же, как и все и верят в излечение большей части больных.

Таким образом, в современной России хоть и делают попытки сделать жизнь «особых» людей лучше, но, к сожалению это не всегда получается. Люди с психическими расстройствами до сих пор подвергаются частым нападкам со стороны общественности и на защиту этих людей способен встать не каждый. Для того, чтобы общество изменило своё отношение к «особых» людей, необходимо показать, как дискриминация влияет на больных психическим расстройством. Если исходить из того, что в настоящие время, кино является неотъемлемой частью нашей жизни, то его можно использовать как средство для пересмотра точки зрения индивидами на рассматриваемую проблему. Но почему именно кино, когда существуют книги, песни, картины и т. п.? Всё просто. Во время просмотра фильма, человек погружается в жизнь, показанную на экране, он начинает чувствовать те же эмоции что и герои, начинает задумываться о поступках совершаемые актерами и зачастую ставит себя на их место. А одним из главных достоинств кино, как способов воздействий, это его наглядность. Любую информацию будет легче донести до человека, особенно если это еще ребенок, подросток или юноша, в виде примеров. Фильмы, которые будут рассмотрены ниже, являются примерами того, как смена восприятия окружающими «особых» людей может изменить жизнь и самих больных и их близких.

Например, в фильме «Черный шар», снятом в 2008 году австралийским режиссером Элиссой Даун, показана среднестатистическая семья, у которой существуют свои проблемы. А, главная из них — Чарли, старший ребенок в семье, который с самого рождения страдает аутизмом. Большая часть проблем в их семье возникает именно из-за него. Его брат (Томас) хотел налаживать свою жизнь, после того как их семья переехала в новый, для них, город, но Чарли всегда встает на пути к той жизни, к которой стремится Томас. Младшего брата всегда разделяли два чувства — любовь и ненависть. Томас зачастую стыдился Чарли, ведь его поступки обычно выходили за рамки допустимого в современном обществе. В этом фильме поднимается наболевшая тема отношения общества к людям с психическими расстройствами. Не напрасно в начале фильма по небу летит несколько красных шаров, а за ними всего один — черный. А один он, потому что не такой как другие. В фильме ясно показана проблема социального непонимания, неприятия и нетерпения к аутистам — это и нервные соседи, и издевающиеся школьники, и бесконечно странные взгляды со стороны, которые не дают покоя. К сожалению, наше общество упорно не желает принимать людей, страдающих психическими расстройствами.

Фильм помогает осознать тот факт, что есть множество болезней, не позволяющий жить полноценно. Это, безусловно, заставляет задуматься о судьбе этих людей. Тех, кто никогда не получит полноценного образования, не заведет семью, не найдет работу. Такие люди рождаются без шанса на нормальную, полноценную жизнь. Это несправедливость, а не просто возмездие, кара, посланная свыше, даже не испытание — потому что они навсегда останутся такими, от рождения и до смерти.

Одна из первых мыслей, которая приходит на ум после просмотра фильма — это мысль о том, что пора научиться принимать людей такими, какие они есть, не желая изменить их. Например, Томас никак не мог принять Чарли на протяжении почти всего фильма, желал, чтобы тот был другим, нормальным — не потому, что так будет лучше для брата, а потому что так лучше ему самому. Тогда, когда их мама одинаково любила своих сыновей, несмотря на то, что один из них приносил постоянно проблемы.

Есть еще один фильм, которому хотелось бы уделить внимание. «Звёздочки на земле», снятый в 2007 году в Индии, рассказывает о маленьком мальчишке Ишане, который не такой, как все. Для него, те вещи, которые кажутся нам элементарными, являются непреодолимым барьером. Мальчик страдает дислексией, буквы перед его глазами пляшут и не хотят складываться в слова, а те, кто рядом, спешат отмахнуться и поставить на мальчишке большой жирный крест. Даже у мамы опускаются руки, потому что рядом нет человека, способного объяснить, в чем же беда ее сына. Но всё в одночасье меняется. В школе появляется новый учитель рисования, который с первой секунды завораживает всех учеников кроме Ишана. Рам Никум, учитель рисования, сразу понял, что этого мальчишку что-то отличает от остальных, и он поставил перед собой цель понять, что является причиной этих отличий. Его многие пытались отговорить, убеждая, что мальчик просто лениться учиться. Но желание помочь ребенку помогло молодому учителю раскрыть истинные причины такого поведения. После этого, Рам Никум сделал всё, чтобы Ишан научился писать, читать, считать, всё, чтобы он стал обычным ребенком. На удивление родителям, учителям, ученикам у просто учителя всё получилось. И улыбка, которая в начале фильма была редкостью, в конце истории просто не сходила с лица Ишана. Он стал совершенно обычным, искренним, веселым мальчишкой, которого приняли и сверстники, и родные. Страшно представить, что бы было с Ишаном, не встреть, он на своем жизненном пути простого учителя рисования, который раз и навсегда изменил его жизнь.

К сожалению, люди болели, болеют и будут болеть психическими расстройствами. От этого никуда не деться. Но пора уже отходить от тех стереотипов, которые сложились и которых придерживались ранее в таком далеком средневековье и не далеком СССР. Каждый человек имеет право на достойное существование, поэтому нельзя допускать неприемлемого отношения к людям, больных психическими расстройствами, нельзя делать их изгоями в нашем обществе, нельзя закрывать глаза на данную проблему в целом. На данный момент существует огромное количество фильмов, которые показывают, что не все люди, имеющие психическое расстройство представляют опасность для общества. А, подобрав к «особому» человеку правильный подход, он из замкнутого, погруженного в свою болезнь, индивида может стать открытым и разносторонним человеком.

Литература:

  1. Виноградова Л. Н. Медицинская стерилизация сегодня. — [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.npar.ru/news/lnv-0902.htm
  2. Каннабих Ю. В. История психиатрии. — М: АСТ-ХАРВЕСТ, 2014. — 559 с.
  3. Кекелидзе З. И. Лекция «Психическое здоровье нации и человека». — [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.takzdorovo.ru/profilaktika/zurab-kekelidze-psihicheskoe-zdorove-natsii-i-cheloveka/
  4. Федоров Г. В. Психиатрия в России: медленное движение вперед. — [Электронный ресурс]. Код доступа: http://www.bbc.com/russian/russia/2009/10/091002_psychiatry_russia.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): расстройство, психическое расстройство, больной, общество, респондент, возраст, Европа, отношение окружающих, Пермский край, современная Россия.


Похожие статьи

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде

В статье представлены результаты исследования, показывающие, что у человека в новой социокультурной среде, наряду с ухудшением общего психического здоровья, значительные изменения происходят и в идентичности. Потеря этнической идентичности может прив...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Изучение проблемы созависимости в психологии

Большинство авторов едины во мнении, что созависимость является одним из препятствий на пути к счастливой и спокойной жизни, одним из основных источников тягот и беспокойства людей. И эта проблема, которая отражается и на отдельных людях, и на общест...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Девиация – вирус современного общества

Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях насе...

Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения

В статье рассматривается значимая проблема современной дефектологии. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разно...

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях инклюзивного образования

В представленной статье поднимается довольно актуальная проблема современного образования, связанная с эмоциональным выгоранием педагога в условиях инклюзивного образования. Так как современная система образования практически постоянно подвергается р...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Похожие статьи

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Этническая идентичность как проблема социализации детей-мигрантов в образовательной среде

В статье представлены результаты исследования, показывающие, что у человека в новой социокультурной среде, наряду с ухудшением общего психического здоровья, значительные изменения происходят и в идентичности. Потеря этнической идентичности может прив...

Социальные отклонения, влияющие на формирование менталитета

В Эстонии к проблемам здоровья, здоровье сберегающим технологиям, здоровому образу жизни уделяется большое внимание. Социальные отклонения трансформирует менталитет и находится в центре внимания социологов, психологов, педагогов, медиков.Труднее стан...

Изучение проблемы созависимости в психологии

Большинство авторов едины во мнении, что созависимость является одним из препятствий на пути к счастливой и спокойной жизни, одним из основных источников тягот и беспокойства людей. И эта проблема, которая отражается и на отдельных людях, и на общест...

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Девиация – вирус современного общества

Одной из самых актуальных проблем в современном российском обществе является девиантное поведение подростков. Социально-политические и экономические преобразования в обществе более всего отразились на несовершеннолетних, чем на других категориях насе...

Развитие навыков сотрудничества детей дошкольного возраста с нарушенным слухом в процессе психолого-педагогического сопровождения

В статье рассматривается значимая проблема современной дефектологии. Личность ребенка формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для освоения разно...

Эмоциональное выгорание педагогов в условиях инклюзивного образования

В представленной статье поднимается довольно актуальная проблема современного образования, связанная с эмоциональным выгоранием педагога в условиях инклюзивного образования. Так как современная система образования практически постоянно подвергается р...

Произведение кинематографа как механизм нравственного воспитания молодежи

В настоящей статье проведено комплексное теоретическое исследование роли киноискусства в системе нравственно-эстетического воспитания. В ходе исследования были освещены положительные стороны в нравственном воспитании в процессе использования кинемато...

Задать вопрос