Studying the works of fiction have great emotional and psychological impact on students, including in the framework of preventive anti-alcohol and anti-drug work. Analysis of some lyrical texts in the framework of the school educational programme are presented as a mechanism of influence on the attitudes of students in the formation of a negative attitude towards substance use.
Keywords: school, literature, poetry, prevention of consumption of psychoactive substances.
Произведения художественной литературы, изучаемые в рамках школьных образовательной программ, отобраны для формирования «установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей» [7]. В связи с этим логично полагать, что их изучение не должно приводить к усвоению деструктивных моделей поведения с учетом личностных особенностей, что важно в оценке нарушения социально-психологической адаптации подростков [6, 11]. Активное вовлечение школьников в научную превентивную работу хорошо отражает пример исследования десятиклассницы в одной из школ Липецка [5], позволяющие судить об общей направленности взглядов учащихся на употребление психоактивных веществ (ПАВ) в изучаемых на уроках литературы произведениях. В ходе проведенного социологического опроса было выявлено, что старшеклассники отрицательно относятся к образам пьяниц, созданных русскими писателями: осуждают пьющих героев русской классики – 50%, относятся к ним с презрением – 13%, у 13% опрошенных герои Пушкина, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Лескова вызывают сочувствие, и лишь 6% остались равнодушны к судьбам погибающих или погибших от алкоголя литературных героев. Большое социально-психологическое воздействие на молодое поколение оказывают тексты, относящиеся к роду лирическому и носящие стихотворную форму. В определении стиха, предложенного одним из крупнейших российских стиховедов М. Л. Гаспаровым, отмечено, что это текст, ощущаемый как речь повышенной важности, рассчитанная на запоминание и повторение; стихотворный текст достигает этой цели тем, что делит речь на определенные, легко охватываемые сознанием части. Кроме общеязыкового членения на предложения, части предложений, группы предложений и пр., здесь присутствует еще и другое деление – на соотносимые и соизмеримые отрезки, каждый из которых тоже называется «стихом» [3].
На наш взгляд, именно лирические тексты обладают набольшей степенью внушения определенных мыслей. Внушение в лирике обусловлено ритмичностью речи, усиливающей эмоциональное воздействие, которое может «навязать» некую идею вопреки желанию читателя или зрителя [1]. Поэтому для лирики выделяется ее универсальное свойство – проникновенность, в основе чего: эстетические эмоции, приводящие в свою очередь, к запоминаемости, а в основе того и другого лежит ритмическая организация [12, 14].;специфичность лирики, позволяющая реципиенту самоинтегрироваться в сюжет и превращать восприятие выражаемых мыслей в разговор с самим собой [4].
Среди лирики, изучаемой на уроках литературы и отражающей отрицательные взгляды в отношении ПАВ, можно отметить поэму-эпопею «Кому на Руси жить хорошо?» Н. А. Некрасова [9]:
«Умны крестьяне русские,
Одно нехорошо,
Что пьют до одурения,
Во рвы, в канавы валятся —
Обидно поглядеть!».
В школе изучается и произведение Н. А. Некрасова «Железная дорога» о тяжком и для многих стоившем жизни труде, за который справившиеся с работой получают свою награду в виде алкоголя [8]:
«Праздный народ расступается чинно...
Пот отирает купчина с лица
И говорит, подбоченясь картинно:
"Ладно... нешто... молодца!... молодца!...
С богом, теперь по домам, – поздравляю!
(Шапки долой – коли я говорю!)
Бочку рабочим вина выставляю
И – недоимку дарю..."
Кто-то "ура" закричал, Подхватили
Громче, дружнее, протяжнее... Глядь:
С песней десятники бочку катили...
Тут и ленивый не мог устоять!».
К сожалению, среди лирики, предлагаемой для изучения старшеклассникам, встречается и выражающее алкогольные мысли с пристрастием к алкоголю стихотворение А. А. Блока «Незнакомка» [2]:
«И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен».
Затем поэт с сарказмом отзывается о посетителях ресторана, употребляющих спиртные напитки:
«А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!» кричат».
А в завершении полностью признает мысль об употреблении алкоголя, как верную:
«В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине».
Проблема с «Незнакомкой» особенно значима тем, что это стихотворение в одиннадцатом классе учат наизусть. Конечно, к этому возрасту оно вряд ли окажет решающее влияние на формирование взглядов в отношении употребления алкоголя. Однако получается, что в рамках изучения литературы в школе одно из произведений наиболее влиятельного литературного рода отражает деструктивную модель поведения, оставленную без порицания его автором. Соответственно, если в мировоззрении конкретного школьника уже есть установка на положительное отношение к употреблению алкоголя, то данное стихотворение окажет укрепляющее влияние на таковую.
В целом, школьные уроки по литературе можно назвать механизмом влияния на мировоззрение школьников, направленного на формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ.
Литература:
- Белянин В. П. Психолингвистика. - М.: ФЛИНТА: НОУ ВПО «МПСУ», 2013. – 416 с.
- Блок А. А. Незнакомка [Электронный ресурс]: Александр Блок. Избранное. Москва, «Детская Литература» - 1969. - URL: http://rupoem.ru/blok/po-vecheram-nad.aspx (дата обращения - 23.10.2016)
- Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. - М., 2003. - С. 7.
- Группа Н-41. Курсовая работа по теме: коммуникативная структура лирических произведений на примере поэтов-романтиков XVIII века Новалиса и К. Брентано. [Электронный ресурс]: Опубликовано - Пенза: Пензенский государственный педагогический университет им. Белинского, 2001 URL: http://refoteka.ru/r-64555.html (дата обращения 13.03.2016)
- Исаева Е. С. Проблема пьянства в произведениях русских писателей [Электронный ресурс]: Проект ученицы 10 класса, созданный для участия в конференции «Компьютер и творчество» – ЛИПЕЦК, 2013 год. URL: http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/02/09/proekt-problema-pyanstva-v-russkoy-literature-kh1kh-veka (дата обращения - 23.10.2016)
- Леус Э. В., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Личностные особенности младших подростков со склонностью к аддиктивному поведению // Наркология. - 2006. - Т. 5. - № 12. - С. 35-38.
- Литягина И. В. Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы [Электронный ресурс]: URL:http://nsportal.ru/npo-spo/gumanitarnye-nauki/library/2014/03/09/vospitatelnyy-potentsial-urokov-russkogo-yazyka-i (дата обращения - 23.10.2016).
- Некрасов Н. А. Железная дорога [Электронный ресурс]: Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. Том 2. Л.: "Наука", 1981. URL: http://www.ilibrary.ru/text/1029/p.1/index.html (дата обращения - 23.10.2016)
- Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо [Электронный ресурс]: Полное собрание сочинений и писем в 15-ти томах. «Наука», 1982. Том 5. URL: http://ilibrary.ru/text/13/index.html (дата обращения - 23.10.2016)
- Николаев А. И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011
- Новикова Г. А., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Оценка нарушения социально-психологической адаптации подростков вследствие пивной алкоголизации // Наркология. - 2012. - Т. 11. - № 7 (127). - С. 40-44.
- Салямон Л. О физиологии эмоционально-эстетических процессов [Электронный ресурс]: Опубликован в Содружество наук и тайны творчества. Сборник. — М., 1968. URL: http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor13.html (дата обращения 13.03.2016)
- Ференц Н. С. Основы литературоведения [Электронный ресурс]: URL: http://uchebnikionline.com/literatura/osnovi_literaturoznavstva_-_ferents_ns/osnovi_literaturoznavstva_-_ferents_ns.htm (дата обращения - 11.06.2016.)
- Хромов В. Мнемотехника. Искусство запоминания [Электронный ресурс]: URL: http://www.superidea.ru/intel/mem/iszap.htm (Дата обращения: 19.03.2016)