Деятельность Узбекского государственного института физической культуры в рамках проектa европейского союза ModeHEd Erasmus+ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 07.01.2017

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Халмухамедов Р. Д., Турсунов Н. Б. Деятельность Узбекского государственного института физической культуры в рамках проектa европейского союза ModeHEd Erasmus+ // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 276-278. — URL https://moluch.ru/archive/135/37089/ (дата обращения: 19.06.2018).



In article the materials of the European Union Erasmus+ projects in modernization of the high education in nonmedical spheres are performed. Given the analisys of results of one of the European Union Erasmus+ projects — ModeHEd project realization group in Uzbek state institute of the physical culture.

С первых дней Государственной Независимости в Узбекистане начались коренные преобразования во всех сферах жизни страны. При этом охрана здоровья населения была и остается одним из основных приоритетов государственной политики и постоянно находится в центре внимания Правительства Узбекистана. В этой связи необходимо подчеркнуть, что пути решения проблем и направлений, регламентированных в программе Целей Развития Тысячелетия ООН в части, касающейся здравоохранения, предпринятые в нашей стране, нашли самый положительный отклик в лице международного сообщества и стали основой для изучения и образцом для внедрения в других заинтересованных странах.

В настоящее время, в соответствии с Законами Республики Узбекистан «Об образовании», «О здравоохранении», «О физической культуре и спорте (в новой редакции)», в республике успешно реализуется Национальная программа по подготовке кадров, созданы Фонд развития учреждений образования и здравоохранения, Фонд поддержки и развития детского спорта, Фонд поддержки спортсменов-олимпийцев, национальная трехступенчатая модель участия молодежи разного возраста в спортивных состязаниях республиканского уровня «Умид нихоллари» («Ростки надежды», дети до 15 лет) — «Баркамол авлод» («Гармонично развитое поколение», дети 16–18 лет) — «Универсиада» (юноши и девушки старше 18 лет).

Кроме того, ряд принятых нормативно-правовых актов также регулируют внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в различных сферах общественной жизни, в том числе в области образования:

  1. Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-1730 «О мерах по дальнейшему внедрению и развитию современных информационно-коммуникационных технологий» от 21.03.2012 г.
  2. Постановление Президента Республики Узбекистан ПП-2237 «О привлечении иностранных инвестиций в разработку информационных систем и программных продуктов» от 19.09.2014 г.

Как известно, Узбекский государственный институт физической культуры (УзГИФК) является единственным специализированным высшим учебным заведением в Республике Узбекистан, осуществляющим подготовку специалистов в области физкультуры и спорта. За более чем 60-летнюю историю института, профессорско-преподавательским составом вуза подготовлено около 28 тысяч специалистов — преподавателей физкультуры, тренеров по видам спорта.

В УзГИФК сложились признанные научно-педагогические школы по теории и методике, медико-биологическим проблемам, историко-социологическим, организационно-управленческим и психолого-педагогическим проблемам физкультуры и спорта. Коллектив института (более 300 квалифицированных профессоров и преподавателей) проводит кропотливую работу по созданию условий для воспитания духовно развитого и физически совершенного поколения, способного содействовать поэтапному развитию страны.

В качестве крупнейшего научно-педагогического центра и головного методического учреждения по подготовке специалистов в сфере физкультуры и спорта, всем факультетам физического воспитания вузов страны институт оказывает помощь в разработке учебных материалов и образовательных программ, предназначенных для совершенствования учебного процесса, проводит полномасштабную работу по координации важнейших научно-исследовательских направлений, разрабатываемых по проблемам научно-прикладных основ теории и методики физической культуры и спорта.

Для расширения международного сотрудничества в сфере высшего образования, а также дальнейшего совершенствования учебного процесса с использованием современных инновационных педагогических технологий, УзГИФК, наряду с другими крупными вузами страны, а также Республики Казахстан с октября 2015 года принимает активное участие в международной программе Европейского Союза Erasmus+ [3, 4].

Erasmus+ — это программа Европейского Союза (ЕС), которая поддерживает различного рода партнерства, мероприятия и мобильность в области образования, профессионального обучения, работы с молодежью и спорта. Программа, действующая с 2014 по 2020 годы, предоставляет финансирование для развития сотрудничества во всех этих областях, как между европейскими странами, так и между европейскими странами и странами-партнерами во всем мире. Бюджет программы на 2014–2020 годы составляет более 16,5 млрд. евро на выделение грантов 4 млн. людей и 125.000 учреждений [2, 6].

Erasmus+ признает важность широкого, не ограниченного рамками границ Евросоюза, международного сотрудничества в сфере высшего образования. При этом Программа опирается на опыт и успешные результаты предыдущих Программ ЕС в области высшего образования (Tempus и ErasmusMundus).

Программа Erasmus+ поддерживает международный обмен студентами, научными работниками и преподавателями, а также международный обмен идеями и передовым опытом среди вузов, упрощает механизм предоставления стипендий и грантов. Для вузов Узбекистана открыты следующие направления программы Erasmus+ [1,5]:

  1. Развитиепотенциалавысшегообразования — Capacity Building in Higher education.
  2. Кредитная мобильность — Credit Mobility.
  3. Совместные магистерские программы — JointMasterDegrees.
  4. ПрограммаЖанМоне — Jean Monnet Program.

В настоящее время с участием 49 вузов республики реализуются 18 совместных проектов Erasmus+, включая 7 новых, начавшихся с октября 2016 года. В рамках трехлетнего проекта Erasmus+ ModeHEd Узбекский государственный институт физической культуры впервые установит долгосрочное партнерство со следующими университетами Европы:

− Лейпцигский университет прикладных наук (Германия) — LeipzigUniversityofappliedscience (HWTK);

− Карловуниверситетв Праге (Чехия) — Charles University in Prague (CUNI);

− Университет П. Й. Сафарикав Кошице (Словакия) — University of Pavol Jozef Safarik in Kosice (UPJS).

Партнерами УзГИФК по проекту стали 11 вузов Узбекистана, а также Казахский национальный медицинский университет, Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия и Казахский государственный женский педагогический университет.

Основная цель проекта — модернизация учебных программ по 7 направлениям обучения, из которых 2 направления — «Спортивная медицина и гигиена физической культуры» и «Лечебная физическая культура и гигиена физической культуры», согласно условиям проекта, необходимо пересмотреть и адаптировать в УзГИФК соответственно тенденциям и ожиданиям современных потребителей образовательных услуг. Проектом предусмотрено создание учебников, соответствующих усовершенствованным учебным программам.

20–27 ноября текущего года была проведена Координационная встреча-конференция, а также семинары-тренинги, организованные европейскими университетами-партнерами проекта — Карловым университетом в Праге и Университетом П. Й. Сафарика в Кошице. В ходе мероприятия были заслушаны лекции ведущих профессоров вышеназванных университетов по актуальным вопросам модернизации высшего образования, по европейским стандартам обучения. Наряду с этим, с целью практического ознакомления с системой высшего образования европейских стран-партнеров, участников семинаров ознакомили с работой Медицинского и Фармацевтического факультетов, учебных баз кафедр медицинской информатики, биоинжиниринга и спортивной медицины Университета П. Й. Сафарика в Кошице, виртуальной библиотеки, интранет-портала E-book, а также электронно-информационной межвузовской системы MEFANET Карлова университета в Праге.

В завершении Координационной встречи участниками сформулированы следующие выводы.

  1. На данный момент недостаточно современных сведений об использовании средств физкультуры для укрепления здоровья, предупреждения заболеваний и восстановления здоровья. При этом наиболее актуальны проблемы, связанные с:

− проведением фундаментальных, прикладных и инновационных научных исследований в области спортивной медицины и лечебной физической культуры, разработкой и внедрением стандартов диагностики и коррекции функционального состояния спортсменов с учетом специфики вида двигательной активности, допустимых физических нагрузок, передовых методов профилактики и лечения спортивной патологии, медицинского сопровождения спортсменов при подготовке к соревнованиям;

− разработкой и внедрением современных методов медико-биологического отбора одаренных и перспективных спортсменов с учетом их индивидуальных генотипов и фенотипов;

− исследованием влияния лекарственных средств, режима и рациона питания на физиологическое состояние занимающихся физической культурой и спортом, с разработкой индивидуальных программ функциональной подготовки;

− разработкой и внедрением эффективной системы антидопингового контроля, а также программ и методов контроля над применением в спорте лекарственных препаратов и иных веществ, имеющих фармакологическое воздействие;

− исследованием и оптимизацией индивидуальной переносимости различных нагрузок с учетом планирования учебно-тренировочного процесса;

− контролем и коррекцией динамики уровня состояния здоровья спортсменов, направленных на обеспечение роста тренированности организма и максимальной функциональной готовности к ответственным международным соревнованиям;

− профилактикой, диагностикой и лечением спортивных травм, патологий и синдромов у занимающихся физкультурой и спортом.

  1. В настоящее время образовательный процесс чаще ограничивается теорией, при этом ощущается недостаток современных учебных материалов и оборудования, современных информационно-коммуникационных технологий и анимационных устройств для формирования практических умений.
  2. Целесообразно увеличить обеспеченность актуальной литературой по 7 направлениям, учебные программы которых предусмотрены в проекте к модернизации, в том числе на языке страны-участника программы Erasmus+.

Литература:

  1. Абдурахманова А. К. Руководство для местных координаторов проектов «Развитие потенциала в высшем образовании» в Узбекистане. — Т.: УзНЕО, 2016 г. — 46 с.
  2. Вихров И. Г. Руководство для международных отделов вузов и местных координаторов Республики Узбекистан по проектам Erasmus+. — Т.: УзНЕО, 2016 г. — 35 с.
  3. Юнусов А. Р. Первое поколение проектов Erasmus+ «Развитие потенциала в высшем образовании» в Узбекистане. — Т.: УзНЕО, 2015 г. — 13 с.
  4. http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/index_en.htm
  5. http://bookshop.europa.eu/work-together-with-european-higher-education-institutions-pbNC0213245/
  6. www.modehed.uz
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, высшее образование, Узбекистан, программа, Прага, спорт, лечебная физическая культура, международное сотрудничество, Европейский Союз, Узбекский государственный институт.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос