Автор: Асатова Гульсара Рашидовна

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №15 (119) август-1 2016 г.

Дата публикации: 04.08.2016

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Асатова Г. Р. Тенденции развития физической культуры и спорта в постсоветском Узбекистане // Молодой ученый. — 2016. — №15. — С. 376-378.



Исторически сложилось так, что спорт неоднократно служил инструментом в международных отношениях. А сегодня в предопределенных ситуациях выполняет ещё и консолидирующую роль в укреплении межнационального единства. И более того, спортивные достижения участников на международной арене дают мощный воспитательный стимул. В современных условиях, развивая сферу физической культуры и спорта, большинство стран реализует одно из приоритетных направлений государственной политики, не является исключением в этом вопросе и Республика Узбекистан.

Следует отметить, за истекшие 25 лет была осуществлена колоссальная работа в целях устройства свободной и благополучной жизни, повышения потенциала и мощи Узбекистана, воспитания подрастающего поколения и, в особенности, создания предпосылок для всесторонне, гармонично развитых личностей. И, при этих социально-исторических предпосылках, при усиливающейся конкуренции, от молодёжи требуется глубокое овладение знаниями, умение взять ответственность за завтрашний день.

Подчеркнем, возрождение и дальнейшее развитие физической культуры и спорта в Узбекистане, невозможно без обобщения и использования опыта предыдущих лет, поскольку это имеет, безусловно, высокую научную и практическую ценность. И, как показывает опыт прошлых лет, опираясь на мировые исторические духовно-культурные традиции, период становления и развития физкультурного движения в Узбекистане, характеризуется значительными трудностями. Однако, несмотря на это, успешно были решены такие важные проблемы как недостаток квалифицированных кадров, создание материально-технической базы спорта, формирование комплексной научной группы по научному обеспечению подготовки сборных команд республики к международным соревнованиям и многое другое.

Как известно, система образования, будучи базовым элементом производства и воспроизводства интеллектуального потенциала общества, служит генератором новых идей, знаний, методик и технологий. Следовательно, качество подготовки к предстоящей профессиональной деятельности приобретает не только личное, но и социально-экономическое значение. Ключевую роль в подготовке кадров для культурной, социальной и экономической сферы играют высшие учебные заведения, продуцирующие наиболее подготовленных и компетентных специалистов.

Отметим, при имеющейся системе высшего образования Узбекистана (66 учебных заведений: 21 университет, 36 институтов, 2 академии, 7 филиалов иностранных вузов, — осуществляющих подготовку бакалавров и магистров), Узбекский государственный институт физической культуры — единственный специализированный вуз в республике по подготовке высококвалифицированных специалистов в области физической культуры и спорта. Исторические изменения, произошедшие в 1991 году, повысили ответственность института перед обществом, расширили его задачи. И, данный институт превратился в многофункциональный центр, решающий не только вопросы подготовки кадров высокой квалификации, но и средоточие ученых. Более того, институт стал республиканским научно-теоретическим центром в области физической культуры и спорта. Учебный процесс в институте превратился в «лабораторию» по выработке учебных планов, учебных программ по методике преподавания специальных дисциплин, учебной литературы для ряда вузов и колледжей Олимпийского резерва.

Что касается профессионального спорта, кроме данного института в подготовку профессиональных спортсменов вносят свою лепту детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивные школы по футболу, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, колледжи олимпийского резерва. Однако необходимо признать, в ходе критического анализа их деятельности были замечены определенные упущения. В результате, 11 декабря 2015 года было принято Постановление Кабинета Министров РУз № 356 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности детско-юношеских школ». И, в целях повышения эффективности их деятельности, принимая во внимание целесообразное использование спортивных объектов, загруженность, состояние материально-технической базы, укомплектованность профессионально подготовленным тренерско-преподавательским составом, принято решение об оптимизации действующих в республике объектов детского спорта. Это решение предусматривает: ликвидацию 280 детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, передачу их имущества, спортивного инвентаря и тренерских кадров на укрепление материально-технической и учебной базы, в создаваемые детско-юношеские спортивные школы; образование на базе типовых детских спортивных сооружений 225 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) в системе Министерства народного образования РУз; образование 56 специализированных детско-юношеских спортивных школ в системе Министерства по делам культуры и спорта РУз по четырем направлениям — игровые виды спорта и легкая атлетика, водные виды спорта, спортивные единоборства и гимнастика [1].

Заметим, в республике, в соответствии с Национальной программой по подготовке кадров, зародилась еще одна добрая традиция — проведение многоэтапных спортивных соревнований. Цель — организовать систему спортивных соревнований, направленных на повышение интереса молодежи к спорту, укрепление принципа здорового образа жизни, отбору одаренных детей: «Умид нихоллари» (Ростки надежды) — для учащихся средних школ; «Баркамол авлод» (Совершенное поколение) — для учащихся колледжей и лицеев; «Универсиада» — для студентов вузов.

Несомненно, уровень развития спорта и его результаты зависят от уровня совершенства и современной инфраструктуры. И, в этой связи Указ Президента РУз от 24 октября 2002 года «О создании Фонда развития детского спорта Узбекистана» определил разработку и реализацию государственной политики развития физической культуры и спорта среди детей, формирование спортивной материально-технической базы в сельской местности, строительство комплексов, сотрудничество с медицинскими учреждениями и организациями. В результате политики государства нацеленной на развитие детского спорта, к примеру, в течение 2003–2004 гг. за счет средств Фонда построено по типовым проектам 1117 объектов детского спорта, в их числе 917 (82 %) спортивных сооружений находятся в сельской местности [2]. И позже, в 2015 году в рамках реализации адресной программы строительства и реконструкции детских спортивных сооружений за счёт средств Фонда развития детского спорта сданы в эксплуатацию 35 типовых спортивных объектов, 12 плавательных бассейнов, 174 школьных спортивных зала на общую сумму свыше 87450 млн. долларов США [3]. Внимание, уделяемое, под руководством Президента страны, развитию детского спорта даёт весомые результаты. Например, в настоящее время в спортивных секциях занимаются более 2,1 млн. учащихся школ, академических лицеев, профессиональных колледжей, в их числе 35 % — девочки [2].

Одновременно, целесообразна разработка мероприятий по развитию физической культуры и спорта среди женщин. Так, в соответствие с принятым Указом Президента РУз от 2 июня 2006 года «О приёме в высшие учебные заведения Республики Узбекистан в 2006–2007 учебном году», особо подчеркнуто развитие женского спорта по направлению «спортивная деятельность» и обозначено выделение квот (221 место) в УзГИФК на развитие женского спорта [4]. Одна из задач — обеспечение всех областей республики кадрами с высшим образованием в этой сфере. По истечению времени это принесло определенные плоды. Так, в 2010 году состоялся первый выпуск — 178 специалистов, получивших образование по данной программе, распределенные регионально, призванные быть «локомотивом» преобразований.

Необходимо признать, Узбекистан с первых лет независимости поддерживает Олимпийское движение и является активным участником. В 1992 г. был создан Национальный олимпийский комитет, ставший в сентябре 1993 г. членом Международного олимпийского комитета.

Наряду с этим, в республике функционирует более 80 спортивных федераций. И, непосредственно, в соответствии с постановлением Президента страны от 25 февраля 2013 года «О подготовке спортсменов Узбекистана к XXXI летним Олимпийским и XV Параолимпийским играм 2016 г. в городе Рио-де-Жанейро (Бразилия)», спортсмены со всей спортивной общественностью готовятся к этим престижным соревнованиям. Известно, в Узбекистане с давних пор популярны и культивируются как командные виды спорта, так и спортивные единоборства, очевидно, можно также отметить и развитие гимнастики, тяжелой атлетики, водных и стрелковых спортивных дисциплин. Высокая популярность этих дисциплин и поддержка государства создает мотивы для спорта высших достижений, что позволяет спортсменам Узбекистана стабильно добиваться высоких результатов как на континентальном уровне — чемпионат Азии, так и достойно выступать на мировых первенствах, Олимпийских играх. Прекрасной иллюстрацией современного состояния спорта высших достижений в Узбекистане служит итог изнурительного труда — победные результаты. Так, заметим, в Лондоне в 2012 году на Олимпийских играх участвовали 63 спортсмена, в 2016 году право состязаться получили около ста спортсменов, что, безусловно, свидетельствует о динамичном росте профессионального спорта. В частности, возможность в покорении высших ступеней пьедестала получили представители академической гребли, гребли на байдарках и каноэ, плавания, художественной гимнастики, спортивной гимнастики, трамплина, бокса, таэквондо (WTF), дзюдо, вольной и греко-римской борьбы, легкой и тяжелой атлетики, настольного тенниса, тенниса, стрельбы. Отрадно и то, что наряду с опытными спортсменами, являющимися победителями и призерами Олимпийских игр и чемпионатов, удостоены чести выступать и молодые таланты, что вновь подтверждает потенциал Республики Узбекистан [5].

Как известно, в мировом сообществе наметилась тенденция по активизации деятельности организаций, направленных на социальную адаптацию людей с ограниченными физическими возможностями. К таким организациям относится и Национальная Паралимпийская Ассоциация Узбекистана. Благодаря сотрудничеству и поддержке со стороны государственных органов, общественных и международных организаций в республике удалось достичь значительных успехов в сфере защиты прав людей с ограниченными возможностями, продвижении их социальной интеграции через спорт и активное участие в социальной жизни страны, пропаганде здорового образа жизни и толерантности, и борьбе со стереотипами.

Более того, не менее пристальное внимание уделяется и людям с ментальными особенностями. Специальная Олимпиада Узбекистана сегодня объединяет свыше 16 тысяч человек, имеющих различного рода нарушения в развитии интеллекта. Благодаря круглогодичным тренировкам эта категория граждан укрепляет здоровье, обретает уверенность в себе, открывает в себе дарования и способности.

Бесспорно, создаваемые условия и возможности для развития спорта, распространение идеи среди молодежи здорового образа жизни, занятий физическим воспитанием на регулярной основе способствует всестороннему развитию. Напомним, разработанный принцип единства физического и умственного развития человека, общественным деятелем России П. Ф. Лесгафтом, применим и весьма актуален.

Однако признаем, дальнейшее строительство постсоциалистической государственности сопровождается целым рядом новых, подчас противоречивых тенденций и явлений во всех сферах жизни общества, в том числе и в сфере подготовки спортивных кадров. Формирование кадрового потенциала специалистов физической культуры и спорта происходит в сложном и многомерном социальном пространстве. Одним из механизмов процесса формирования корпуса специалистов является, несомненно, образование и наука. За последние несколько лет в данной сфере предпринимались попытки и прилагаются значительные усилия. Но реалии свидетельствуют, что поиск путей повышения эффективности деятельности системы подготовки спортивных кадров должен быть ещё более интенсивным и концептуальным.

Литература:

  1. Постановление Кабинета Министров РУз № 356 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности детско-юношеских школ». // Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2015. — № 50. — Ст. 625. С. 72- 97.
  2. Веб-сайт Национального агентства Узбекистана: http://uza.uz
  3. Доклад Президента РУз И. А. Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. // Правда Востока. — 16 января 2016 г.- № 11.
  4. Постановление Министерства высшего и среднего специального образования РУз «О создании условий в приёме документов абитуриентов на квоты «развитие женского спорта» в УзГИФК» от 27 июня 2006 г., № 138
  5. «Прославление Родины — великое счастье». // Правда Востока. — 22 июля 2016 г.- № 140.
Основные термины (генерируются автоматически): физической культуры, детского спорта, детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеские спортивные школы, виды спорта, объектов детского спорта, развития детского спорта, спорта высших достижений, спортивных сооружений, развитие женского спорта, развития спорта, развития физической культуры, здорового образа жизни, профессионального спорта, детских спортивных сооружений, Президента РУз, специализированных детско-юношеских спортивных, Кабинета Министров РУз, подготовки спортивных кадров, Постановление Кабинета Министров.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос