Цель урока: формирование умений анализировать информацию, представленную в виде столбчатых и круговых диаграмм. Сформировать умения представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Задачи:
Обучающие: сформировать умения анализировать информацию, представленную в виде столбчатых и круговых диаграмм. Сформировать умения представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм.
Развивающие: развивать логическое мышление для сознательного восприятия учебного материала, внимание, зрительную память, грамотную математическую речь.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, положительной мотивации к изучению предмета.
Результаты:
Предметные: анализируют и представляют информацию, представленную в виде диаграмм.
Метапредметные: отбирать информацию, полученную из разных источников, выделять и формулировать познавательную цель, планировать общие способы работы.
Личностные: развитие навыков сотрудничества, установка на поиск способов решения математических задач.
ХОД УРОКА:
1 Этап. Организационный момент (2 мин).
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
3 Этап. Постановка учебной задачи (5 мин).
Показать на листах диаграммы: столбчатую и круговую.
- В каком виде представлена информация?
- Какая у нас сегодня будет тема урока? Диаграммы.
- Запишите в тетради сегодняшнее число и тему урока.
- А как вы думаете, какие цели у нас будут сегодня?
4 Этап. Построение проекта выхода из затруднения детьми (открытие нового знания) (12 мин).
- Откройте страницу 160 (учебник математики за 6 класс, авторы: Мерзляк А.Г. и др.) и прочитайте информацию о диаграммах.
Опрос:
- Какие виды диаграмм вы знаете?
- В каких случаях используют столбчатые диаграммы, а в каких – круговые?
5 Этап. Первичное закрепление знаний во внешней речи (23 мин).
- Выполните задания из учебника. № 784-789.
А) Составим столбчатую диаграмму по следующей таблице «любимое время года» (рис.1):
Рис.1. Столбчатая диаграмма «Любимое время года»
Б) Круговые диаграммы
- Рассмотрите таблицу (таблица 1):
Таблица 1
Название океана |
Приближенное значение площади океана |
Тихий |
178млн. км² |
Индийский |
75 млн. км² |
Атлантический |
92 млн. км² |
Сев. Ледовитый |
15 млн. км² |
- Как вы думаете, что необходимо сделать сначала, чтобы построить круговую диаграмму
- Чтобы построить круговую диаграмму, надо найти центральные углы, соответствующие данным величинам.
- В нашем примере приближённая площадь всех океанов равна 360 млн. км², а полный круг содержит 360°, поэтому центральному углу в 1° соответствует площадь в 1 млн. км². Значит, площади океанов изображаются соответственно углами 178°, 75°, 92°, 15° (рис.2.).
Рис.2. Круговая диаграмма
6 Этап. Самостоятельная работа (15 мин).
Обучающиеся самостоятельно выполняют задания в классных тетрадях.
- Ответьте на вопросы к диаграмме «Самые известные проливы Планеты» (рис.3).
Рис.3. Диаграмма «Самые известные приливы Планеты»
- Укажите тип диаграммы?
- Имеет ли диаграмма название? Если да, то укажите его.
- Укажите пролив, который имеет наименьшую длину?
- Какой пролив имеет наибольшую длину?
- На сколько километров длина пролива Ла-Манш больше длины пролива Лаперуза?
2. Ответьте на вопросы к диаграмме «Самые высокие действующие вулканы мира» (рис.4).
Рис.4. Диаграмма «Самые высокие действующие вулканы мира»
- Укажите тип диаграммы?
- Имеет ли диаграмма название? Если да, то укажите его.
- Какой вулкан имеет наименьшую высоту? А наибольшую?
3.Ответьте на вопросы к диаграмме «Любимый жанр телепередач» (рис.5.).
Рис.5. Диаграмма «Любимый жанр телепередач»
- Какому жанру телепередач отдают предпочтение люди, принимавшие участие в опросе?
4. Ознакомьтесь с диаграммой «Существует ли “Лохнесское чудовище”» (рис.6.)
Рис. Диаграмма «Существует ли “Лохнесское чудовище”»
и ответьте на следующие вопросы:
- Укажите тип диаграммы.
- Как французы называют такую диаграмму?
- Сколько процентов опрошенных считают существование «Лохнесского чудовища» достоверным, невозможным, возможным?
5. За контрольную работу по математике школьники получили 6 оценок «отлично», 8 оценок «хорошо», 4 оценок «удовлетворительно» и 7 оценки «неудовлетворительно». Постройте круговую диаграмму по этим данным.
6. Персонаж сказки «Чиполлино» кум Тыква с детства мечтал построить свой дом и покупал каждый год несколько кирпичей. В таблице приведены данные о его покупках за пять лет (таблица 2):
Таблица 2
Год |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
Число кирпичей |
10 |
13 |
45 |
32 |
104 |
Постройте столбчатую диаграмму, показывающую число кирпичей, купленных за каждый год.
7 Этап. Рефлексия деятельности (3 мин).
- Ребята, какая сегодня была тема урока?
- Что вы научились делать?
- Соответствует ли это нашей цели?
- Возникли ли у вас трудности при изучении этой темы? А при выполнении заданий самостоятельной работы?
- Запишите домашнее задание в дневник: постройте диаграмму своего личного времени и придумайте вопросы к ней (слева отмечайте время в минутах, снизу – занятия).
Литература:
- Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2014.-304с. : ил.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). 17.12.2010, № 1897; URL: http://минобрнауки.рф/документы/938.