Математический калейдоскоп | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (9) июнь 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 309 раз

Библиографическое описание:

Садомова, Л. А. Математический калейдоскоп / Л. А. Садомова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 2.1 (9.1). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/60/2421/ (дата обращения: 30.06.2024).



C:\Users\home\Desktop\СПЕЦВЫПУСК РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ\Садомова ЛА фото.jpg

Вид деятельности: познавательная

Форма: час математических открытий

Направление воспитания: воспитание математической компетенции

Направление развития личности: общеинтеллектуальное

Пояснительная записка

Содержание программы внеурочной деятельности для 6 класса «Математический калейдоскоп» построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных сферах нашей жизни, т. к. содержание задач носит практический характер.

Цель: формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач.

Задачи:

  1. Создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей младших подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
  2. Развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.

Таблица 1

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Форма проведения

1

Занимательная арифметика

5

Лекция

Защита творческих работ Виртуальная экскурсия Презентация

Игра

2

Занимательные задачи

9

Практическая работа

Презентация

Работа со справочным материалом Конкурсы

3

Логические задачи

11

Лекция

Беседа

Презентация

Практическая работа

Творческая работа

Знакомство с компьютерной программой «Живая математика»

4

Геометрические задачи

3

Лекция

Презентация

Практическая работа

Защита творческих работ

Знакомство с компьютерной программой «Живая математика»

5

Проекты

3

Работа со справочным материалом Творческая работа над проектом

Защита проектов

6

Решение задач

3

Практическая работа

Творческая работа

Математический КВН

Содержание тем

Тема 1. Занимательная арифметика (5 часов)

Запись цифр и чисел у других народов. Числа — великаны и числа- малютки. Приёмы быстрого счёта.

Тема 2. Занимательные задачи (9 часов)

Магические квадраты. Математические фокусы. Математические ребусы. Софизмы. Задачи с числами. Задачи — шутки, Старинные задачи.

Тема 3. Логические задачи (11 часов)

Задачи, решаемые с конца. Круги Эйлера. Простейшие графы. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания. Задачи на движение.

Тема 4. Геометрические задачи (3 часа)

Задачи на разрезание. Задачи со спичками. Геометрические головоломки

Тема 5. Проекты (3 часа)

Проектные работы.

Тема 6. Решение задач (3часа)

Решение задач. Составление и выпуск брошюры «Математическая шкатулка».

Контрольно-измерительные материалы

  1. Презентация по теме «Запись цифр и чисел у других народов».
  2. Вопросы к конкурсу «Приемы быстрого счета».
  3. Презентация по теме «Магические квадраты. Математические фокусы. Софизмы».
  4. Вопросы к викторине «Задачи-шутки».
  5. Материалы для проведения математического КВНа.

Фрагмент математического КВНа

Разминка «Весёлый урок»

Начинаем разминку. Отвечает любой из команды с поднятием руки.

Вопрос команде №1. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Нисколько, т. к. они сами войти в него не могут)

Вопрос команде №2. На какое дерево садится ворона во время проливного дождя? (На мокрое)

Вопрос команде №1. От чего плавает гусь? (От берега)

Вопрос команде №2. Вкаком месяце есть 28 дней? (В каждом)

Команда №1.Две сардельки варятся 6 минут. Сколько времени будут вариться 8 таких сарделек? (6 минут)

Команда №2 2 отца и 2 сына купили 3 апельсина. Каждому досталось по одному апельсину. Как это могло случиться? (Дед, отец, внук)

Конкурс «Гонка за лидером»

Каждой команде дается по 5 вопросов, на которые нужно дать ответ сразу. За каждый ответ по 1 баллу.

Вопросы первой команде:

  1. Фигура, у которой 4 угла прямые, а все стороны равны. (Квадрат)
  2. Отрезок, соединяющий центр окружности с точкой на окружности. (Радиус)
  3. Единица измерения площади. (Квадратный метр)
  4. Три кошки за три минуты ловят трех мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за сто минут поймать 100 мышей. (3 кошки)
  5. Какой музыкальный инструмент состоит из меры площади и музыкальной ноты. (Арфа)

Вопросы второй команде:

  1. Единица измерения скорости. (км/ч)
  2. Треугольник, в котором две стороны равны. (Равнобедренный).
  3. В доме — 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину чашек и 7 блюдечек. Сколько чашек осталось без блюдечек? (4)
  4. 2. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? (в 11 раз)
  5. Сколько секунд в одном часе. (3600 секунд)

Шарады для болельщиков:

Возьмите наименьшее трехзначное число

И букву назовите рядом с ним одновременно.

И вы одно получите из слов,

Которым называют кучу сена. (Сто-г)

Я приношу с собою боль,

В лице больного искаженье,

А “Ф” на “П” заменишь коль,

То превращаюсь в знак сложенья.

(Ф -люс — П-люс)

С буквой “Л” — в игре в футбол –

Часто слышим слово …

С “Д” уж в слове смысл не тот –

Мерой стало,

Просто… (год)

Я нелюбимая оценка в дневнике,

Из-за меня у школьников мрачнеет вся природа,

Но если внутрь меня поставить “Е”,

То среди женского я рода. (Два — Дева)

Число я — меньше десяти,

Тебе легко меня найти,

Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,

Я все — отец, и ты, и дедушка, и мать. (Семь — семья)

Сначала назови ты за городом дом,

В котором лишь летом семьёю живём,

Две буквы к названью приставь заодно,

Получится то, что решать суждено. (Дача — задача)

Литература:

  1. Анфимова Т. Б. Математика. Внеурочные занятия. 5–6 классы. — М.:ИЛЕКСА, 2012. — 124 с.
  2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. –М.: Просвещение, 2010. — 223с. — (Стандарты второго поколения) 5–6 классы.
  3. Гаврилова Т. Д. Занимательная математика. 5–11 классы (Как сделать уроки математики нескучными)/Гаврилова Т,Д.- Волгоград: Учитель,2005. — 96 с
  4. Григорьева Г. И. Подготовка школьников к олимпиаде по математике. Методическое пособие/Г. И. Григорьева. М.: Глобус, 2009.- 152 с.
  5. Глейзер Г. И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5–6 классов. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1998. — 112 с.
  6. Депман И. Я. За страницами учебника математики: книга для чтения учащимися 5–6 классов / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. — М.: Просвещение, 2009. — 287 с.
Основные термины (генерируются автоматически): задача, практическая работа, команда, решение задач, творческая работа, час, быстрый счет, занимательная арифметика, компьютерная программа, справочный материал.

Похожие статьи

Решение нестандартных задач по математике с использованием...

задача, творческое мышление, Алгоритм чертежей, решение задач, Математик, час, компьютерная среда, логическое мышление, самостоятельная работа, Мера длины.

Интересные способы быстрого счета

Но для начала надо освоить азы арифметики. Научиться считать быстро, считать в уме можно только при большом желании и систематической тренировке в решении задач. А ведь приёмы быстрого устного счёта известны давно.

Математическая мозаика | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Основная цель программы — развитие творческих способностей, логического мышления, углубления знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения практических задач и вопросов, решаемых с помощью арифметики или...

«Математический бой» как одно из средств повышения...

задача, практическая работа, час, команда, решение задач, творческая работа, компьютерная программа. «Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения.

Программа внеурочной деятельности по математике...

- Формировать навык и умение решать текстовые задачи: на «движение», на «проценты», на «части», на «работу». - Развивать мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении задач занимательной арифметики...

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

В арифметических задачах используется числовой материал

Проверка решения задачи. Последующая работа над решенной задачей.

Методы и приемы решения практических задач. Решение практических задач — это целая система последовательных действий.

Применение систем компьютерной математики...

С помощью подготовленных программ осуществляются быстрые вычисления всех функций ядра. Количество встроенных функций в

1.Овладение студентами основами компьютерных технологий решения основных задач линейной алгебры и математического анализа.

Методы и приемы решения практических задач

Решение практических задач — это целая система последовательных действий.

Пример задачи: Из пункта А в пункт В вышел пешеход. Вслед за ним через 2 часа из пункта А выехал велосипедист, а еще через 30 минут — мотоциклист.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям.

Похожие статьи

Решение нестандартных задач по математике с использованием...

задача, творческое мышление, Алгоритм чертежей, решение задач, Математик, час, компьютерная среда, логическое мышление, самостоятельная работа, Мера длины.

Интересные способы быстрого счета

Но для начала надо освоить азы арифметики. Научиться считать быстро, считать в уме можно только при большом желании и систематической тренировке в решении задач. А ведь приёмы быстрого устного счёта известны давно.

Математическая мозаика | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Основная цель программы — развитие творческих способностей, логического мышления, углубления знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе рассмотрения практических задач и вопросов, решаемых с помощью арифметики или...

«Математический бой» как одно из средств повышения...

задача, практическая работа, час, команда, решение задач, творческая работа, компьютерная программа. «Математический бой» как одно из средств повышения эффективности обучения.

Программа внеурочной деятельности по математике...

- Формировать навык и умение решать текстовые задачи: на «движение», на «проценты», на «части», на «работу». - Развивать мотивацию к исследовательской деятельности, к самостоятельности при решении задач занимательной арифметики...

Обучение решению арифметических задач | Статья в журнале...

В арифметических задачах используется числовой материал

Проверка решения задачи. Последующая работа над решенной задачей.

Методы и приемы решения практических задач. Решение практических задач — это целая система последовательных действий.

Применение систем компьютерной математики...

С помощью подготовленных программ осуществляются быстрые вычисления всех функций ядра. Количество встроенных функций в

1.Овладение студентами основами компьютерных технологий решения основных задач линейной алгебры и математического анализа.

Методы и приемы решения практических задач

Решение практических задач — это целая система последовательных действий.

Пример задачи: Из пункта А в пункт В вышел пешеход. Вслед за ним через 2 часа из пункта А выехал велосипедист, а еще через 30 минут — мотоциклист.

Использование занимательных дидактических игр, смекалок...

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают

В процессе решения задач на смекалку обдумывание детьми хода поиска результата предшествует практическим действиям.

Задать вопрос