Внешнеэкономические связи России и санкционные препятствия их развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №30 (134) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2016

Статья просмотрена: 3199 раз

Библиографическое описание:

Андрусенко, Д. Б. Внешнеэкономические связи России и санкционные препятствия их развития / Д. Б. Андрусенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 30 (134). — С. 147-151. — URL: https://moluch.ru/archive/134/37639/ (дата обращения: 19.12.2024).



С 1991 года Европейский союз (ЕС) и Россию связывают техническое и финансовое сотрудничество. В рамках программы ТАСИС (с 1991 по 2006 год) Евросоюз оказывал техническую поддержку России в различных сферах. За этот период были осуществлены различные программы и запущен ряд проектов. Примером может послужить программа TEMPUS (сотрудничество в сфере высшего образования) и программа приграничного сотрудничества [4].

Внешнеэкономические связи России с Западом постепенно развивались и набирали обороты, но в 2014 году начался украинский кризис. Мнения в этом вопросе у стран разошлись. ЕС не принял политику РФ в украинском вопросе, что вызвало принятие ограничительных мер. С марта того же года ряд стран начали поэтапно вводить санкции в отношении России. Они объясняли свое решение присоединением Крыма к РФ и ситуацией на востоке Украины.

Итак, в санкционной политике Евросоюза по отношению к России можно выделить три направления: визовые ограничения против ряда граждан, экономические — против некоторых госкомпаний нефтяного, оборонного и финансового секторов, а также ограничительные меры против Крыма.

Санкции США и Европейского союза направлены, прежде всего, на ключевой сектор российской экономики — нефтяной комплекс. Блокируется доступ к технологиям для освоения сланцевых и трудно извлекаемых месторождений нефти. Технологическую нехватку можно закрыть импортом оборудования из других стран, в том числе из Китая, хотя по своим характеристикам оно уступает западным образцам.

В финансово-банковском секторе экономики России санкции направлены на перекрытие источника финансирования ключевым проводникам ликвидности в банковской системе, долгосрочных и дешевых денег.

Касаемо населения, то на данный момент в санкционном списке против российских граждан содержится: в списках у США: 68 человек; в санкционном списке Евросоюза: 151 человек; в списке Канады: 42 человека [6].

Экономические санкции — всегда считались явлением обоюдным, поэтому Россия также в ответ на санкции со стороны Запада ввела ограничительные меры. Традиционно российские санкции проходили через ведомство Роспотребнадзора, которое, в свою очередь, оказывало давление на неугодные страны посредством запрета поставок отдельных товаров.

Довольно серьезным пакетом российских контрмер стал запрет на ввоз в Россию широкого спектра продуктов питания, главным образом выпущенных пищевой промышленностью Евросоюза (а также предприятиями Канады, Австралии и США). В начале августа 2015 года президент России издал соответствующий Указ. Перечень товаров, попавших под эмбарго, составили различные продукты питания: мясные, молочные продукты, рыба, овощи, фрукты. В денежном выражении общий объем соответствующего импорта на момент введения контрмер, как подсчитали аналитики, был равен 9 млрд долларов США. В августе того же года были внесены корректировки в сфере легкой промышленности. В частности, в сегменте государственных закупок. Под запретом оказалась одежда из тканей, кожи и меха.

В 2016 году в торговле со странами дальнего зарубежья продолжается тенденция к спаду. Причиной тому послужили все те же экономические санкции, введенные западными странами, снижение курса рубля, и, несомненно, снижение цен на нефть, спроса на сырье на мировом рынке. Не дает возможности российской внешней торговле подняться до показателей даже прошлого года высокий курс доллара и евро.

В связи с некоторыми санкциями (по материалам к аналитическому докладу в Правительство Российской Федерации «О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-феврале 2016 г».) в январе 2016 года внешнеторговый оборот уменьшился на 32,6 % по сравнению с январем 2015 года и составил 26,5 млрд. долл. США, что объясняется значительным снижением стоимостных объемов как экспорта, так и импорта.

В географической структуре внешней торговли России по-прежнему особое место занимает Европейский союз. Однако, его доля в товарообороте снизилась с 46,2 % в январе 2015 года до 41,7 % в январе 2016 года (11 млрд. долл. США). Товарооборот в январе 2016 года уменьшился на 39,1 % по сравнению с январем 2015 года, при этом экспорт снизился на 43,7 %, импорт — на 22 %.

Второй группой по объему внешнеторгового оборота являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), удельный вес которых в январе 2016 года составил 32,7 % (28,7 % — в январе 2015 г.) (8,7 млрд. долл. США).

Показатели внешней торговли со странами СНГ в январе 2016 г. также были значительно ниже января 2015 года. Товарооборот со странами СНГ составил 68,3 % к январю 2015 года (3,0 млрд. долл. США). Доля стран СНГ в товарообороте России составила 11,4 % (11,3 % в январе 2014г.) [8].

Рис. 1. Структура внешнеторгового оборота по группам стран в январе 2016 года (январь 2015 года)

Экспорт товаров в январе 2016 года составил 17,5 млрд. долл. США и уменьшился на 37,8 % по сравнению с январем 2015 года. Отрицательная динамика обусловлена снижением средних экспортных цен, в первую очередь на топливно-энергетические товары, металлургическую продукцию и продукцию химической промышленности, в результате ухудшения конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров.

Стоимостный объем российского экспорта в страны Европейского союза уменьшился на 43,7 % до 8,0 млрд. долл. США, в том числе в Италию (-73,5 %), Латвию (-52,1 %) и Нидерланды (‑39,7 %). Преимущественно значительным снижением средних экспортных цен и как следствие стоимостных объемов поставок нефти, газа и нефтепродуктов, а также резким снижением экспорта нефти сырой и нефтепродуктов в Италию объясняется негативной динамикой развития российского экспорта товаров на европейский рынок [8].

В январе 2016 года стоимостный объем российского импорта продемонстрировал отрицательную динамику. В структуре российского импорта уменьшилась доля инвестиционных товаров — на 0,3 % и дошла до 22,2 %, доля потребительских товаров номинально увеличилась на 0,1 процентных пункта до 31,5 %.

Импорт составил 9,0 млрд. долл. США, что на 19,5 % ниже, чем в январе 2015 года. Указанное явление объясняется как значительным спадом закупок в физическом выражении (-15,7 %), так и снижением средних импортных цен (-9,3 %). В отношении импорта легковых автомобилей и их частей, летательных аппаратов прочих, а также продовольственных товаров наблюдалось наиболее сильное снижение.

Импорт России из стран Европейского союза в январе 2016 года по сравнению с январем 2015 года снизился на 22,0 %, АТЭС — на 13,6 %, СНГ — на 33,8 %.

Импорт санкционных товаров в январе 2016 года по сравнению с январем 2015 года в стоимостном выражении снизился на 9,1 % до 695,8 млн. долл. США.

Внешнеторговый оборот России со странами дальнего зарубежья в январе 2016 г. составил 23,5 млрд. долл. США и относительно января 2015 г. снизился на 32,7 %. Экспорт сократился на 38,6 % до 15,3 млрд. долл. США, импорт — на 17,6 % до 8,2 млрд. долл. США [8].

Лидирующие позиции среди стран-членов Евросоюза занимали Германия, Нидерланды (в значительной мере за счет больших объемов реэкспорта российских углеводородов) и Италия, на долю которых приходилось 47,4 % внешнеторгового оборота с данной группой стран.

Наиболее важными внешнеторговыми партнерами среди стран АТЭС являются Китай, Япония, Республика Корея и США, на долю которых в январе 2016 года приходилось 84,2 % внешнеторгового оборот.

Рис. 2. Основные торговые партнеры среди стран дальнего зарубежья в январе 2016 г. (млрд. долл. США)

По итогам января 2016 г. Китай — крупнейший внешнеторговый партнер России. Удельный вес крупнейших партнеров России в рассматриваемом периоде составил 14,3 % для КНР, 8,2 % для Германии и 4,6 % для Японии [8].

Евросоюз сейчас переживает не лучшие времена. Однако, выход Великобритании из состава Европейского союза никак не отразился на процедуре продления антироссийских санкций. Постпреды стран — членов ЕС на заседании 7 сентября продлили индивидуальные санкции против граждан и юридических лиц России и Украины еще на полгода, в связи с действиями, направленными против территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины [1].

Канцлер Германии Ангела Меркель в своем интервью заявила, что не видит причин для снятия санкций с России, так как все условия минских соглашений так и не были выполнены. Меркель добавила, что вместе с президентом Франции Франсуа Олландом они работают над тем, чтобы заставить Украину и Россию соблюдать минские соглашения, несмотря на все трудности [2].

В свою очередь, президент Франции Франсуа Олланд сожалеет об ухудшении отношений с Россией и задумывается об отмене санкций. Президент также напомнил, что отношения Франции и России всегда были тесными и надежными. Олланд выразил надежду, что отношения с российской стороной удастся восстановить.

Со стороны России заместитель министра иностранных дел России Алексей Мешков заявил, что санкции Евросоюза против России не мешают развитию двусторонних отношений с некоторыми европейскими странами.

«Группа агрессивно настроенных в отношении России отдельных европейских стран, используя бюрократические механизмы ЕС, фактически навязывает свое мнение большинству, которое не заинтересовано в продолжении санкционного противостояния», — подчеркнул он [9].

На рисунке 3 продемонстрированы страны, которые были положительно, либо отрицательно настроены к введению санкций в отношении России.

INF02 — копия.jpg

Рис. 3. Санкции против России: за и против

Как видно на рисунке можно наблюдать ряд европейский стран, которые высказывались против введения санкций, что подтверждает навязывание мнения. Европейские партнеры должны задуматься об ущербах санкционной политики.

Основным инициатором санкций на протяжении вековой истории зачастую выступает США. В нашей истории эта страна не стала исключением, однако, 13 сентября США сняли с России часть санкций по сотрудничеству с Рособоронэкспортом по вертолетному проекту.

«Ничего не помешало им (США) снять санкции с Рособоронэкспорта в части, касающейся поставки и обслуживания нами же поставленных вертолетов в Афганистан. Они сами загнали себя в тупик и были вынуждены снять часть санкций», — сказал Кабулов [7]. Это доказывает, что США не готово санкциями ущемлять интересы своей страны как это делает Евросоюз.

Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров утверждает, что после многих месяцев жизни страны под санкциями уже прошла волна страха, что экономика России непоправимо пострадает от них. В действительности, наша страна живёт своей жизнью и санкции не оказывают на неё такого разрушительного влияния как предполагалось первоначально.

Следует подчеркнуть, что Россия продолжает демонстрировать свои позиции Западу. Так, президент РФ Владимир Путин продлил продовольственное эмбарго, введенное в ответ на санкции Запада, до конца 2017 года.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев, комментируя продление продэмбарго, отменил, что к этому решению кабинет министров подтолкнули многократные просьбы отечественных производителей. Он призвал бизнес не упускать время, более активно пользоваться возможностями и развивать экспортный потенциал.

Продуктовое эмбарго стало ответной мерой на санкции стран Евросоюза и США против целых отраслей российской экономики. Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции. Под запрет попали мясо, колбасы, рыба и морепродукты, овощи, фрукты, и молочная продукция [5].

В настоящее время можно утверждать, что экономика России адаптировалась к санкциям и ищет оптимальную структуру, менее зависимую от нефти и газа.

Таким образом, для экономики нашей страны можно выделить как положительные тенденции в развитии, так и негативные последствия для экономической системы. А именно:

− падение цен на нефть и снижение котировок национальной валюты;

− необходимость поддержки отраслей, попавших под санкции, т. е. требуется увеличение отчислений из федерального бюджета;

− существенные потери на перспективу для бюджета в связи с расторжением договоров с иностранными компании;

− рост цен на большинство товаров (электроника, автомобили, продукты питания и т. д.) и, как следствие, снижение покупательной способности населения.

Можно перечислить и положительные тенденции в развитии экономики РФ на фоне действия ограничительных мер:

− выход на новые рынки импорта и сбыта продукции;

− тенденции к развитию аграрного сектора страны;

− стало уделяться больше внимания на развитие высоких технологий в стране;

− расширение производственной базы в противовес сбыту полезных ископаемых.

Таким образом, влияние санкций на экономику России оказали не только негативные последствия, но и стали стимулом развития для экономической системы и переход ее на кардинально новый уровень. По мнению ряда экономистов, санкции Евросоюза — это прекрасный повод для налаживания дел в экономике РФ, которая, в силу сильной ориентированности на экспорт нефти, развивалась не столь динамично, как могла бы. Наибольший потенциал, по мнению аналитиков, присутствует в сфере импортозамещения. Россия имеет достаточное количество ресурсов как в аспекте производственных мощностей и сырья, так и в плане научной составляющей, чтобы производить основную часть товаров, импортируемых из-за рубежа.

Литература:

  1. ЕС продлил санкции против России еще на полгода // «Газета.ру» — 07.09.2016 — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/news/seealso/6027101.shtml
  2. Меркель не видит причин для снятия санкций с России // «Газета.ру» — 19.08.2016 — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/news/seealso/6027101.shtml
  3. МИД: санкции против России не мешают развитию отношений с рядом стран ЕС // «Газета.ру» — 06.09.2016 — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/news/seealso/6027101.shtml
  4. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: интернет-сайт. — Москва — Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/interreg_cooperation/cooperation_program/
  5. Путин продлил эмбарго, введенное в ответ на санкции Запада, до 2018 года Электронный ресурс. / РИА Новости. — 29.06.2016. -М.: РИА Новости. – 2016. – Режим доступа: https://ria.ru/politics/20160629/1454435636.html
  6. Руксперт [Электронный ресурс]: интернет-сайт. — Москва — Режим доступа: http://ruxpert.ru/
  7. США сняли с России часть санкций по сотрудничеству с Рособоронэкспортом Электронный ресурс. / РИА Новости. — 13.09.2016. – М.: РИА Новости. – 2016. – Режим доступа: https://news.mail.ru/politics/27094815/?frommail=1
  8. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс]: интернет-сайт. — Москва — Режим доступа: http://www.gks.ru/
  9. Шувалов: экономика России адаптировалась к санкциям// «Газета.ру» — 05.09.2016 — Режим доступа: https://www.gazeta.ru/news/seealso/6027101.shtml
Основные термины (генерируются автоматически): США, россия, январь, Европейский союз, внешнеторговый оборот, санкция, долл, млрд, дальнее зарубежье, Италия.


Задать вопрос