Роль социального интереса в профессии психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 25.12.2016

Статья просмотрена: 375 раз

Библиографическое описание:

Гумерова, А. М. Роль социального интереса в профессии психолога / А. М. Гумерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37460/ (дата обращения: 16.11.2024).



Главными факторами, позволяющими психологу профессионалу про явить весь спектр своей неповторимости, добиться максимальных результатов выполняемой деятельности, достигнув самореализации в профессии, являются развитие таких свойств личности, как готовность к сотрудничеству и помощи, даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах, склонность человека давать другим больше, особое значение приобретает способность к эмпатическому пониманию мыслей чувств и опыта, отказ от эгоистических целей ради другого человека. Все эти свойства личности нашли выражение в понятии введенным А. Адлером «социальный интерес».

Ключевые слова: социальный интерес, профессиональная характеристика, психолог

В настоящее время нельзя сказать, что проблема социального интереса обойдена вниманием, по ней сегодня создана довольно обширная литература. Хотя необходимо отметить, что применительно к профессиональным качествам личности психолога данное понятие не находит выражение в работах ученых. В силу своей познавательной сложности она продолжает оставаться одной из наиболее слабо изученных вопросов. Г. Н. Соколова также отмечает то, что социальный интерес может сам влиять на общественные отношения, и это обратное влияние исследовано явно недостаточно [4]. Поэтому исключительно важным и с теоретической, и с практической точки зрения является вопрос: что же представляет собой социальный интерес?

Чаще всего социальный интерес рассматривается как абстрактная, чисто философская категория, не требующая конкретных усилий по целенаправленному их формированию.

Толковый словарь обществоведческих терминов определяет социальный интерес как социологическую категорию, обозначающую все то, что имеет какое-либо значение для удовлетворения социальных потребностей людей, а также сами потребности. В то же время социология понимает под социальным интересом реальную причину социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, сообществ.

Такое понимание социального интереса близко и для психологии, где одними авторами данное понятие относится к элементам мотивационно-потребностной сферы (И.Кондаков, H. H. Mosak, К. В. Карпинский), другие понимают его как целенаправленный поиск различных видов деятельности (А. А. Реана).

В психологической литературе отмечаются свойственные социальному интересу готовность быть несовершенным и к вкладу в общее благосостояние, проявлять доверие, заботу, сострадание, готовность к ответственному выбору, к творчеству, близости, включенности (И. Кондаков), сотрудничеству и отказ от эгоистических целей (М. А. Василик), способность идентифицироваться с другими людьми и разделять их чувства, склонность давать другим больше, чем требовать, к эмпатическому пониманию мыслей, чувств и опыта другого (Р. Корсини, А. Ауэрбах, Л. Хьелл, Д. Зиглер), чувство связанности и родства со всем человечеством, сопереживание (R. Frager, J. Fadiman), направленность усилий человека на решение социальных задач (Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева), ощущение полезности и сопричастности с жизнью в обществе (А. А. Реан). Все эти качества так или иначе должны находить выражение в профессионально важных качествах психолога.

С. Joubert обнаружил, что у женщин социальный интерес выражен в большей степени, чем у мужчин. Согласно индексу социального интереса, разработанного К. Griever и H. S. Tseng, те из опрошенных, кто получил большое количество очков по социальному интересу, получил мало очков по нарциссизму, у этих людей мало развито отчуждение, они имеют низкие показатели по шкалам MMPI, отражающим дезадаптацию. С. Е. Watkins, M. Hector отметили корреляцию социального интереса с социально полезным поведением. Внимание авторов обращается на сочетание высокого социального интереса с высоким уровнем удовлетворенности жизнью и работой. D. Elliott отмечал свойственную таким людям более высокую продолжительность жизни и меньшую заболеваемость [5].

Необходимо отметить, что значение термина, использующегося в зарубежной литературе, в русском языке используется не вполне корректно. Можно согласиться с Е. В. Сидоренко в том, что «это понятие передается двумя немецкими терминами: Gemeinschaftsgefuhl — дух солидарности, общности; Gemeinsinn — чувство солидарности, коллективизма» [7]. Таким образом, речь идет об общественном чувстве, но на английский язык это перевели как «социальный интерес», а потом термин перешел и в русские реферативные журналы.

В ходе анализа литературы по данной проблематике нами было замечено, что данное понятие заменяется такими синонимами, как «социальное чувство», «чувство общности», «чувство солидарности», «чувство сопринадлежности».

В психологической энциклопедии отмечается, что понятие социального интереса «относится к врожденной потенциальной способности человека идентифицироваться с другими людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства человека по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему [6].

Подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, не является чем-то застывшим, неизменным, он требует, чтобы его осознанно развивали, формировали данное положение особенно актуально для профессии психолога.

Литература:

  1. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека [Электронный ресурс] / Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека / Киев, 1997. Доступ: http://lib.ru/PSIHO/ADLER/Adler-3.txt
  2. Адлер А. Наука жить [Электронный ресурс] / Адлер А. Наука жить / Киев, 1997. Доступ: http://lib.ru/PSIHO/ADLER/live.txt
  3. Социологический словарь [Электронный ресурс] / Социологический словарь. Доступ: http://mirslovarei.com/content_soc/SOCIALNYJ- INTERES-10688.html
  4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. [Электронный ресурс] / Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия Доступ: http://azps.ru/hrest/80/5520669.html
  5. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р.Корсини, А.Ауэрбаха. — СПб.: Питер, 2003. — 1096с
  6. Сидоренко Е. В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. — СПб.: Речь, 2002. — 347с. ISBN 5–9268–0089–7
Основные термины (генерируются автоматически): социальный интерес, MMPI, свойство личности.


Ключевые слова

психолог, социальный интерес, профессиональная характеристика

Похожие статьи

Организация творческого пространства посредством игровой технологии

Для формирования всесторонне образованной, инициативной и успешной личности на первый план выходят активные и интерактивные методы обучения, способствующие получению не только профессиональных знаний, но и развитию таких качеств, как инициативность, ...

Основные аспекты и критерии формирования коммуникационной компетентности педагогов

Важным структурным компонентом профессионализма любого специалиста работающий в системе «человек — человек» должно стать совершенное владение коммуникативными компетенциями. Высококлассный педагог умеет устанавливать социальные контакты с другими люд...

Осознание, осмысление студентом отношения к учебной деятельности

В статье рассматривается стремление студентов рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития навыка самоанализа, воли, мотивации. Нед...

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО

Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...

Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Успех творческой деятельности педагог...

Проблема интерпретации гуманитарного знания на примере понятия «патриотизм»

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, преобразовывать его моральные и мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в структуре каждой личности умений ориентироваться в мире, в смысле происходящего в нем. Его специфика подра...

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Похожие статьи

Организация творческого пространства посредством игровой технологии

Для формирования всесторонне образованной, инициативной и успешной личности на первый план выходят активные и интерактивные методы обучения, способствующие получению не только профессиональных знаний, но и развитию таких качеств, как инициативность, ...

Основные аспекты и критерии формирования коммуникационной компетентности педагогов

Важным структурным компонентом профессионализма любого специалиста работающий в системе «человек — человек» должно стать совершенное владение коммуникативными компетенциями. Высококлассный педагог умеет устанавливать социальные контакты с другими люд...

Осознание, осмысление студентом отношения к учебной деятельности

В статье рассматривается стремление студентов рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития навыка самоанализа, воли, мотивации. Нед...

Определение инновационного потенциала выпускника педагогического вуза к осуществлению проектно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Одной из самых актуальных проблем современного образования является воспитание «социальной конкурентоспособности». Это понятие включает в себя профессиональную устойчивость, способность к повышению квалификации, социальную мобильность личности, заклю...

Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО

Самостоятельную работу можно также трактовать как деятельность, заключающуюся в рациональном усвоении и углублении знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным ...

Развитие творческого потенциала педагога как основа совершенствования педагогического мастерства

Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Успех творческой деятельности педагог...

Проблема интерпретации гуманитарного знания на примере понятия «патриотизм»

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, преобразовывать его моральные и мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в структуре каждой личности умений ориентироваться в мире, в смысле происходящего в нем. Его специфика подра...

Психологическая модель исследования понимания эмоций детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Эмоции побуждают, сопровождают и направляют деятельность человека, являясь критерием личностной значимости того или иного события. Исследование эмоций в основном направлено на изучение возрастных особенностей различения спектра эмоциональных явлений....

Субъектные особенности эмоционального восприятия музыки: экспериментальный аспект

В статье рассматриваются субъектные особенности эмоционального восприятия музыки детьми младшего школьного возраста, которые характеризуют младших школьников прежде всего как субъектов определенной деятельности в связи с их личностным становлением. В...

Выявление индивидуального стиля педагогического общения в образовательном процессе

Изменения, происходящие в современном обществе, все чаще нас ставят перед необходимостью пересмотреть свое отношение к проблеме общения, которая является одной из актуальной в эпоху интеграции и глобализации общества, происходящие во всех направления...

Задать вопрос