Важным структурным компонентом профессионализма любого специалиста работающий в системе «человек — человек» должно стать совершенное владение коммуникативными компетенциями. Высококлассный педагог умеет устанавливать социальные контакты с другими людьми, входить в разные роли, приходить к взаимопониманию, может сохранить в течение взаимного взаимодействия внутреннюю автономию, умеет побуждать собеседника к изменению поведения.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность педагога, деятельностный подход.
Коммуникативные компетенции педагога являются результатом освоения принятых в педагогической среде способов общения и условий их реализации. Главным условием для формирования коммуникативной компетенции по мнению В. В. Серикова, А. В. Хуторской, И. А. Зимний и др. является организация коммуникативных ситуаций, в которых специально создается коммуникативное взаимодействие человека на человека [3]. Из этого следует что, выбирая формы работы с педагогами мы должны первоочередное рассматривать активный формат взаимодействия.
По мнению Н. Н. Кузнецовой, «формирование коммуникативных компетенций предполагает изменение актуальных установок и ценностных ориентаций в общении, тренировку коммуникативных навыков, что может осуществляться лишь в условиях интенсивного приобретения опыта по общению, в атмосфере доверия, раскованности и свободного экспериментирования, с оптимальным упором на диагностирование» [13, с. 224]. Именно потому ряд ученых (Е. Е. Дудковская, Т. В. Христидис, Н. Н. Кузнецова и др.) считают, что необходимым условием для формирования коммуникативной компетенции педагога является использование деятельностного подхода [4, с. 175]. Неслучайно еще Конфуций говорил: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму». Так как на практике возможно осуществление наиболее полного усвоения информации с моментальной апробацией, анализом и исправлением ошибок.
Деятельностный подход в педагогику пришёл из психологии, где его изучением активно занимались Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев. В педагогической практике деятельностный подход развивали Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, А. К. Маркова и другие. Российские и зарубежные учёные предполагают, что деятельностный подход подразумевает определённым образом построенный процесс обучения и воспитания, где человек, получающий новые знания, выступает в качестве активного субъекта познания, творчества, труда, общения . В результате применения в работе с педагогами деятельностного подхода позволяет получить специалиста, который умеет думать, планировать, принимать решения, анализировать и делать выводы [13, с. 225].
Т. А. Жданко выделила основные принципы деятельностного подхода. Среди выделенных принципов нам представляются наиболее важными в нашем исследовании следующие принципы, относящиеся к деятельностному подходу [6]:
– Принцип субъектности, так как он позволяет создать в процессе обучения партнерские отношения, в результате которых складываются уважительные, доверительные взаимоотношения. Что ведет к наиболее быстрому достижению результатов за счет активной позиции педагога в процессе обучения.
– Принцип амплификации, что ведет к обогащению, усилению, углублению личностного развития педагога, как специалиста в своей деятельности.
– Принцип обязательной результативности позволяет понять для чего осуществляется обучение. В ходе деятельностного подхода мы всегда стремимся прийти к логическому результату, выводу.
– Принцип обязательной рефлективности, то есть стремление к максимальной осознанности собственных действий, поступков, их анализи др.
Деятельностный подход позволяет сформировать коммуникативные компетенции у педагога с использованием практических техник, таких как: техника активного слушания, техники я-высказывания, техники обратной связи и другие. Согласно мнению Т. В. Христидис и Н. Н. Кузнецовой «модель формирования коммуникативных компетенций представляет собой систему воспитательных и обучающих действий, направленных на:
– формирование собственных установок и представлений, опирающихся на современные ценности общества;
– приобретение позитивного опыта деятельности в профессиональной сфере;
– выработку адекватной самооценки;
– выработку ответственного поведения и компетенций, достаточных для использования адаптационных ресурсов;
– уважение к себе и другому как личности» [13, с. 226].
Таким образом, обучение педагога, основанное на равноправных отношениях, направленное на удовлетворение актуальных потребностей, в нашем случае на получение новых знаний и умений, позволяющих сформировать высокий уровень коммуникативных компетенций, мы видим в применении на практике деятельностного подхода.
Говоря о коммуникативной компетенции педагога, мы подразумеваем совокупность определенных знаний и умений, необходимых для эффективного взаимодействия педагога с воспитанником. Для продолжения исследования нам необходимо выделить ключевые компоненты коммуникативной компетенции. Для этого обратимся к исследованиям педагогов и психологов.
Советский педагог и ученый-психолог И. А. Зимняя рассматривает коммуникативную компетенцию как: «овладение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность; ориентацию в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету, освоение ролевого репертуара» [7].
К. Ф. Седова утверждает, что умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которое соответствует нормам социального взаимодействия присуще педагогу, владеющему коммуникативными компетенциями [5]. Для овладения данным умением необходимо знание его структурных составляющих. А. В. Хуторской выделил следующие компоненты коммуникативной компетенции:
- Знание языка;
- Знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми;
- Навык работы в группе;
- Владение различными социальными ролями в коллективе.
Н. И. Гез выделяет три ключевых компонента коммуникативной компетенции [8]:
- Лингвистический компонент — знания о системе изучаемого языка и сформированные на их основе навыки оперирования лексико-грамматическими и фонетическими средствами общения.
- Прагматический компонент — знания, навыки и умения, позволяющие понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением.
- Социолингвистический компонент — знания, навыки и умения, позволяющие осуществить речевое и неречевое общение с носителями изучаемого языка в соответствии с национально-культурными особенностями чужого лингвосоциума.
В рамках изучение коммуникативной компетенции в дошкольных образовательных организациях, мы исключаем все возможные виды иноязычной речи в ходе обучения, воспитания и развития ребенка.
М. Канале и М. Суэйн выделяют четыре компонента коммуникативной компетенции: грамматическая компетенция, социолингвистическая компетенция, дискурсивная компетенция, стратегическая компетенция [1].
Дж. Савиньон в своих исследованиях описывает четыре компонента: грамматический, социолингвистический, компенсаторный и компетенцию речевой стратегии [2].
Изучая компонентный состав Л. Ф. Низаева говорит о том, что коммуникативная компетентность является многогранным и сложным явлением и нам необходимо сформировать собственное представление относительно компонентов ее изучения [9].
Анализируя компоненты коммуникативной компетенции Л. В. Рагулина обобщила знания ученых и выделила пять основополагающих, по ее мнению, составляющих компонентов [10]:
- Мотивационно-ценностный компонент проявляется в стремление педагога к речевому взаимодействию с воспитанниками, коллегами и родителями, желание выслушать, узнать подробности и т. д., а также стремление к самовыражению за счет речи.
- Когнитивный компонент — позволяет выявить совокупность профессионально-педагогических знаний в характерных для данной профессии ситуациях общения.
- Операциональный компонент включает в себя эмпатию, умение выслушать и понять собеседника.
- Регулятивный компонент включает в себя умение контролировать и вовремя регулировать свое поведение в процессе общения.
- Рефлексивный компонент заключается в способности адекватно оценивать свое профессиональное общение.
Таким образом, изучение коммуникативной компетенции педагога дошкольного образования должно осуществляться в соответствии со всеми основными показателями развития коммуникативной компетенции. В нашем исследовании мы будем основываться на исследованиях Л. В. Рагулиной. В соответствии с выделенными ей критериями результативности коммуникативной компетенции будет построена работа в тренинговых группах для формирования и развития всех сторон коммуникации педагога.
Литература:
1. Canale M & Swain M. (1980). Theoretical basis of communicative approaches to second language teaching and testing. Appliedlinguistics 1, 1–47.
2. Savignon S. J. Communicative Competence: Theory and Classroom Practice. (2nded.). USA: McGraw-Hill, 1997
3. Байгузева, А. П. Методические условия формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности / А. П. Байгузева. — Текст: непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 15–17. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/396/ (дата обращения: 10.12.2020).
4. Дудковская Е. Е. Подготовка педагога к формированию коммуникативной компетенции учащегося в рамках реализации ФГОС // ЧиО. 2014. № 4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagoga-k-formirovaniyu-kommunikativnoy-kompetentsii-uchaschegosya-v-ramkah-realizatsii-fgos (дата обращения: 06.12.2020).
5. Дулинец, Т. Г. Исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции студентов / Т. Г. Дулинец, В. И. Жукова, М. С. Фирскина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1212–1215. — URL: https://moluch.ru/archive/114/30236/ (дата обращения: 04.01.2021).
6. Жданко Т. А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации // MagisterDixit. 2012. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemno-deyatelnostnyy-podhod-suschnostnaya-harakteristika-i-printsipy-realizatsii (дата обращения: 07.12.2020).
7. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования [Электронный ресурс] И. А. Зимняя. Режим доступа: http://www.rsuh.ru/article.html?id=50758 (дата обращения: 01.10.2020).
8. Низаева, Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л. Ф. Низаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 933–935. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37125/ (дата обращения: 04.01.2021).
9. Низаева, Л. Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л. Ф. Низаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 933–935. — URL: https://moluch.ru/archive/132/37125/ (дата обращения: 04.01.2021).
10. Рагулина, Л. В. Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы / Л. В. Рагулина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 1–2 (13). — Т. 2. — С. 290–292. — URL: https://moluch.ru/archive/13/1151/ (дата обращения: 10.12.2020).