Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Налоговая полиция как инструмент повышения качества раскрываемости экономических преступлений

Юриспруденция
25.12.2016
376
Поделиться
Библиографическое описание
Загидуллина, А. А. Налоговая полиция как инструмент повышения качества раскрываемости экономических преступлений / А. А. Загидуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 251-252. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37390/.


В данной статье рассматриваются те задачи и полномочия, которыми была наделена налоговая полиция.

Ключевые слова: налоги, государство, полиция

This article discusses the tasks and powers that were vested in the tax police

Keywords:taxes, statepolice

Актуальность данной статьи заключается в том, что в конце ХХ века, в условиях становления рыночных отношений, основным источником доходов стали налоги, что привело к кардинальному изменению налоговой политики России. В связи с этим, возросла проблема неуплаты налогов и сборов. Соответственно, это наносит колоссальный вред государству и ее экономике. В связи с этим, государство стало задумываться о решении данной проблемы. Исходя из сложившейся на тот момент экономической ситуации в стране, можно выделить следующие предпосылки возникновения органов налоговой полиции:

1) опустошение государственного бюджета за счет массового неисполнения налоговой обязанности и распространенности криминальных способов извлечения доходов;

2) неудовлетворительное состояние государственного управления в сфере налогообложения;

3) необходимость выработки механизмов борьбы с новым, по сути, явлением для России — уклонением от уплаты налогов.

Налоговая полиция была создана в 1992 году как отдельное структурное подразделение управления налоговых расследований. Через год эта структура органов приобрела самостоятельность в ходе принятия Федерального закона «О федеральных органах налоговой полиции» от 20 мая 1993 года.

Налоговая полиция — это орган исполнительной власти, осуществляющий в целях обеспечения финансово-экономических интересов общества и государства полицейскую деятельность и применяющий для этого практически значительную часть методов полицейской деятельности: административный надзор, административное принуждение, сбор полицейской информации и т. д.

Исходя из сложившейся на тот момент экономической ситуации в стране, можно выделить следующие предпосылки возникновения органов налоговой полиции:

1) опустошение государственного бюджета за счет массового неисполнения налоговой обязанности и распространенности криминальных способов извлечения доходов;

2) неудовлетворительное состояние государственного управления в сфере налогообложения;

3) необходимость выработки механизмов борьбы с новым, по сути, явлением для России — уклонением от уплаты налогов.

Деятельность налоговой полиции состояла из 3-х основных задач:

  1. Предупреждения и пресечение налоговых преступлений и правонарушений. При выявлении же экономических преступлений органы налоговой полиции должны обратиться в соответствующие правоохранительные органы.
  2. Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов.
  3. Выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

В систему федеральных органов налоговой полиции входило 3 звена:

  1. Федеральная Служба Налоговой Полиции (ФСНП)
  2. Органы ФСНП по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам
  3. Органы налоговой полиции районов в городах Москва и Санкт-Петербург, а также межрайонные отделы управления

С 1 июля 2003 года указом Президента Российской Федерации В.Путина № 306 от 11 марта 2003 года Федеральная служба налоговой полиции упразднена без объяснения причин.

Отсутствие официальной версии и «эффект неожиданности» создали крайне благодатную почву для возникновения множества неофициальных версий роспуска налоговой полиции. Среди основных можно выделить:

  1. Пересечение и дублирование полномочий с МНС (которое, к слову, было упразднено вместе с принятием в1999 году Налогового Кодекса РФ, который четко разграничил полномочия данных ведомств).
  2. Коррумпированность служащих налоговой полиции и плохие результаты работы. [9].
  3. Слишком большое расширение полномочий ведомства, превративший ФСНП в «аналог опричнины». [1].

Стоит отметить, что налоговая полиция была неотъемлемой частью правоохранительных органов. Ведь именно в ее ведении было возбуждение и раскрытие уголовных дел, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах. Именно она наиболее полно и четко знала данную узкую сферу — налоги и сборы, нежели чем отдел по борьбе с экономическими преступлениями.

С 1992 по 2003 г. в оперативной разработке областного управления ФСНП находились около 2,5 тыс. лиц, которые вели противоправную деятельность и обоснованно подозревались в совершении налоговых и иных связанных с ними преступлений, выявлено 2 246 нарушений налогового законодательства, среди них значительная часть — в крупных и особо крупных размерах, причинивших в виде сокрытых и неуплаченных налогов и сборов ущерб на сумму около 900 млн.руб, из которых реально возмещено более 50 %

Возбуждено и принято к производству 1 690 уголовных дел, в т. ч. самостоятельно — 1 453, по налоговым преступлениям — более 900, направлены в суды — 435, осуждены 293 лица, из них около 150 — за налоговые преступления. Финансовый результат также значителен, обеспечено поступление налоговых платежей (в т. ч. в счет возмещения ущерба) в сумме более 2,2 млрд.руб. Значительная часть лиц, по которым возбуждались уголовные дела, способствовала следствию и возместила причиненный ущерб, за что были освобождены от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (с учетом этого реализация уголовных дел составила. 1999 г — 74,7 %, 2000–83,9 %, 2001–71,8 %, 2002–64,7 %).

Данные сведения свидетельствуют о том, что налоговая полиция действительно работала эффективно, добросовестно выполняя свои полномочия, тем самым обеспечила стабильность в экономической сфере. А что мы видим сейчас? Уровень преступности с каждым разом растет и растет, граждане изо дня в день берут кредиты, которые не могут выплатить, а за этим следить, увы, некому.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что налоговая полиция была действительно необходимым органом, который контролировал и обеспечивал своевременное поступление налогов в государственный бюджет страны. Стоит задуматься о том, что ликвидация данного органа была необдуманным поступком, последствия которого были не учтены. Быть может, нужно обратить внимание на то, чтобы вернуть на прежнее положение полицию и наделить ее теми полномочиями, которыми она обладала раньше?!

Литература:

  1. Алексей Кудрин считает ненужной финансовую полицию. [Электронный ресурс] URL: // http://www.newsru.com/finance/26feb2013/ koudrine.html (дата обращения 23.11.2016)
  2. Федеральный закон «О федеральных органах налоговой полиции» от 20 мая 1993 года.
  3. Указ Президента РФ от 11.03.2003 N 306 (ред. от 27.10.2011) «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
налоги
государство
полиция
Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 251-252):
Часть 3 (cтр. 239-343)
Расположение в файле:
стр. 239стр. 251-252стр. 343

Молодой учёный