Налоговое законодательство требует целого ряда изменений — это тезис, с которым трудно спорить в последние годы. 20 февраля 2019 года, Владимир Путин выступил с традиционным посланием Федеральному собранию, важной темой которого стало ускорение темпов роста российской экономики в ближайшие годы. Становится понятно, что экономика нашей страны не стоит на месте, а вместе с тем, достижении поставленных целей важное место занимают вопросы, связанные с необходимостью совершенствования политики государства в области финансов. Нужны преобразования, нужны коррективы, причём не только в вопросах, качающихся экономики. Важное место занимают вопросы, связанные с необходимостью совершенствования налоговой политики государства.
В контексте данной статьи хочется проанализировать основные направления налоговой политики на ближайшую перспективу, предложенные Минфином России, а точнее опубликованный Минфином России проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Как справедливо отмечает Мацепуро Н. А.: «В ближайшие 3 года государство планирует придерживаться принципа фискальной нейтральности и предсказуемости». [5] В частности, не повышать налоги для легального бизнеса.
Основное внимание в проекте обращено на сокращение теневого сектора бизнеса, минимизацию административной нагрузки, стимулирование инвестиционной активности, неповышение для добросовестных налогоплательщиков налогов, а также пресечение различных злоупотреблений при применении налоговых льгот и спецрежимов. Большой раздел проекта посвящен налоговому администрированию, в частности предлагается:
– расширить возможности налоговых органов самостоятельно уточнять налоговые платежи во избежание пеней;
– упростить процедуру получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов;
– сформировать единый реестр записей актов гражданского состояния и создать федеральный регистр сведений о населении
– и т. д.
Таким образом власти хотят повысить собираемость налогов и неналоговых платежей. Множество же положений коснётся налога на прибыль, НДС и неналоговых платежей.
Что можно сказать, проанализировав всё вышесказанное? Данные направления хоть и являются необходимыми и весьма важными, но ничего принципиально нового в проекте не предложено. Если государство, как уже было сказано ранее, намерено семимильными шагами развивать экономику и делать серьёзные прорывы, то и меры, кажется, должны быть соответствующие. Гетьман В.Г. в своей работе «Назревшие вопросы совершенствования налогового законодательства» также отмечает, что: «Анализ содержания тех перемен, которые было запланировано провести в 2019–2021 гг. в области налоговой политики, показывает, что их явно недостаточно для достижения прорыва в области развития экономики». [6]
Большинство учёных утверждают, что необходимые пути развития налогового законодательства, которые могли бы стать серьёзным подспорьем реальному развитию экономики уже давно найдены, однако не вводятся в систему нашего налогового законодательства по разным причинам. О каких же путях идёт речь? Это, в первую очередь, две серьёзные меры:
- Принятие прогрессивной шкалы НДФЛ.
Это то, к чему пришло большинство стран с развитой экономикой. Нам же, как стране с большим (очень большим) неравенством доходов граждан, кажется необходимым введение данной меры.
- Принятие решения о пересмотре итогов приватизации.
За это высказываются, судя по различным опросам, более 95 % граждан страны. Мы предлагали ранее, отстаиваем эту позицию и сейчас, суть которой состоит в том, что частных владельцев бывшей государственной собственности, получивших ее в процессе приватизации за бесценок, надо обязать доплатить ее разницу до уровня реальной стоимости. По оценкам ряда экономистов, в частности В. Семичера в своей работе «Узаконенное расхищение» указывает, что, эта разница составляет 1,5 трлн долл. США. Сложно утверждать, насколько правдивы эти суммы, но факт остаётся фактом, даже меньшие цифры могут оказать серьёзное содействие финансовому положению нашей страны.
Если обратить внимание на общемировую практику, то чётко видно что этим же направлениям следуют многие страны. В Великобритании, как известно, с 01.01.2018 начал действовать и принятый новый Закон «О коррупционных финансах», в соответствии с которым собственник финансов (в том числе россиянин, бывший или настоящий), если не докажет в суде законные источники их происхождения, то последние подлежат конфискации. Примерно аналогичный закон принят и в США, который начал действовать с 29.01.2018.
Таким образом, сегодня, в условиях быстро набирающей обороты экономики парадоксальным является то, что всё более актуальными и востребованными становятся меры, которые уже много лет назревают и обсуждаются в обществе. Возможно, пришло время такого рода перемен?
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
- «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс (дата обращения: 17.10.2019)
- Барулин С.В., Ермакова Е. А., Степаненко В. В. Налоговый менеджмент: Учебное пособие. М.: 2007. 272 с.
- Мацепуро Н. А. В 2018–2020 гг. — курс на вывод бизнеса из тени (комментарий к проекту основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов) // Предпринимательство и право: информ.-аналит. портал. 2017. 25 авг. URL: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=8759 (дата обращения: 17.10.2019).
- Гетьман В. Г. Назревшие вопросы совершенствования налогового законодательства // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2019, N 6
- Семичера В. Узаконенное расхищение // Аргументы и факты. 2017. N 23. С. 6–7