Опыт реабилитации в улучшении качества жизни детей, получающих специализированную химиотерапию | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 25.12.2016

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Костарева, И. О. Опыт реабилитации в улучшении качества жизни детей, получающих специализированную химиотерапию / И. О. Костарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37384/ (дата обращения: 16.11.2024).



Реабилитационная терапия, проводимая под контролем врачей и специалистов по физической терапии, помогает в достижении эффективного повышения качества жизни пациентов, получающих специализированную химиотерапию

Ключевые слова: реабилитация, химиотерапия, детские онкологические заболевания, детские реабилитационные центры

Rehabilitation, conducted under the supervision of doctors and specialists in physical therapy, helps in improving the quality of life of children receiving specialized chemotherapy.

Key words: rehabilitation, chemotherapy, childhood cancer, children's rehabilitation centers

Введение

Онкологические заболевания занимают центральное место среди проблем клинической медицины и в частности педиатрии. Достижения современной науки позволяют не только добиваться увеличения числа излеченных пациентов, но и ставить вопрос о качестве жизни больного, как одном из новых критериев оценки эффективности терапии [1].

При оценке результатов лечения важно не только то, что больной жив, но и как он живет: без соматического отягощения, хорошей социализацией, формированием собственной семьи. Речь идет о «функциональной» регенерации, что означает возможность для ребенка, подростка, молодого человека жить более или менее полноценно в обществе [2].

Добиться этого у большинства пациентов детских онкогематологических центров возможно при проведении реабилитации, включая физическую, рекреационную и профессиональную терапию. Понимание недостаточности оценки только биологических последствий воздействия злокачественного процесса на пациента выделило восстановление качества жизни как новую цель лечения.

По данным отечественных исследований, среди поражений органов-мишеней при терапии цитостатиками неврологическая патология занимает первое место и составляет 43,6 %. Нейротоксический эффект противоопухолевых препаратов представляет собой серьезную проблему, так как существенно влияет на качество жизни пациентов и на возможность дальнейшего продолжения химиотерапии [3,4].

Целью данной статьи является проанализировать возможности реабилитационных мероприятий в улучшении качества жизни детей, получающих специализированную химиотерапию и имеющих нейротоксические осложнения.

Представленный клинический случай демонстрирует прохождение реабилитации ребенком с острым миелоидным лейкозом и поражением нервной системы у, получающего лечение по протоколу AML-BFM 2000.

Клинический случай

Мальчик К. 11 лет. Болен с сентября 2015 г., когда после ОРЗ в общем анализе крови выявлен лейкоцитоз, был экстренно госпитализирован в отделение гематологии, где после исследования костного мозга был выставлен диагноз: острый миелоидный лейкоз. Проведена референс-диагностика в «ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» РФ. Начато лечение по протоколу AML-BFM-2000, 15.09.2015 проведена циторедуктивная фаза, блок индукции AIE — с 22.09.2015.

В начале октября 2015 года, на фоне глубокой нейтропении у ребенка проявления энцефалита, пациент неоднократно находился в реанимационном отделении, было принято решение продолжить терапию цитозаром. Ребенок перестал вставать, развился статический тетрапарез. С февраля 2016 года продолжена ПХТ, проведено 3 блока цитозара 100 мг/м2. В июне 2016 года ребенок консультирован профессором Масчаном А. А., принято решение учитывая сохраняющиеся изменения после перенесенного энцефалита (возможно на фоне введения высоких доз цитозара) — провести коррекцию лечения: Цитозар 40 мг/м2 п/к 4 дня ежемесячно, продолжить прием 6МП.

С 09.09.16 по 23.09.16 года пребывал в отделении лечения и реабилитации пациентов гематологического профиля ЛРНЦ «Русское поле» ФГБУ «ФНКЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева» Минздрава России. При поступлении ребенок самостоятельно не ходил, находился в инвалидной коляске. Был консультирован неврологом, с целью миорелаксации и улучшения нервно-мышечной передачи были назначены препараты Баклофен, Цитофлавин курсом до 20 и 30 дней соответственно.

В кабинете ЛФК проведен комплекс мероприятий, включающий занятия на механотерапевтических аппаратах и индивидуальные занятия с инструктором. В первые два дня терапии были совершены попытки поставить пациента на аппарат Innowalk (моторизованный тренажер-вертикализатор для динамической коррекции функций опорно-двигательного аппарата), однако частичные контрактуры и спастика в коленных и голеностопных суставах не позволяли проводить полноценные занятия. Так же были проведены курс суставной гимнастики и занятия на тренажере Artromot, являющимся электромеханотерапевтическим аппаратом для разработки коленного и тазобедренного сустава, в основу работы которого положено непрерывное пассивное действие. [5,6].

На 14-е сутки реабилитации ребенок уже приподнимался с коляски, объем движений увеличился, самочувствие, и общее состояние значительно улучшились. В настоящее время длительность наблюдения составила 11 месяцев, ребенок продолжает получать лечение по месту жительства по поводу основного заболевания согласно индивидуальной схеме ПХТ (Цитозар 40 мг/м2 п/к 4 дня ежемесячно, продолжить прием 6-меркаптопурина под контролем общеклинического анализа крови). На фоне проведенных реабилитационных мероприятий состояние пациента с положительной динамикой в виде постепенного нарастания двигательной активности, улучшения настроения и общего самочувствия, расширения объема самообслуживания.

Заключение

Таким образом, у ребенка с острым миелоидным лейкозом, осложненным поражением нервной системы и получающим курс химиотерапии, на фоне проведенных реабилитационных действий на базе специализированного центра — отмечается увеличение объема движений, а также улучшение общего состояния и эмоционального фона [7]. Реабилитационная терапия, проводимая под контролем врачей и специалистов по физической терапии, помогает в достижении более быстрого и эффективного повышения качества жизни пациента [8].

Литература:

  1. Сабирова А. В., Жуковская Е. В., Башарова Е. В. Качество жизни как критерий эффективности лечения Иероглиф. 2005; 8, 27:1035–1038.
  2. P. Alberti, et al., Physician-assessed and patient-reported outcome measures in chemotherapy-induced sensory peripheral neurotoxicity: two sides of the samecoin, Ann. Oncol. 25 2014, 1: 257–264.
  3. Postma TJ, Heimans JJ: Grading of chemotherapy-induced peripheral neuropahttp://annonc.oxfordjournals.org/content/11/5/509.full.pdf thy. Ann Oncol.2000, 11:509–513.
  4. Chaudry V, Rowinsky EK, Sartorius SE et al. Peripheral neuropathy from taxol and cisplatin combination chemotherapy. Clinical and electrophysiological studies. Neurology 1994; 35: 304–11.
  5. Шарипова М. Г., Смирнов Д. С., Якупов М. Р., Спичак И. И. химиоиндуцированная полинейропатия у детей с онкологической патологией. Педиатрический вестник Южного Урала. 2016. № 1. С. 53–61.
  6. Баербах А. В., Щеглова Д. Д. Механотерапия в реабилитации пациентов онкогематологического профиля. Современная медицина: актуальные вопросы. 2015, 50:125–131.
  7. Baker WJ1, Royer GL Jr, Weiss RB. Cytarabine and neurologic toxicity. J Clin Oncol. 1991, Apr; 9(4):679–93.
  8. Смирнов Д. С., Карпова М. И., Садырин А. В., Жуковская Е. В. Клинико-электромиографическое сопоставление у больных с химиоиндуцированной полинейропатией на фоне острого лимфобластного лейкоза. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 373.
Основные термины (генерируются автоматически): острый миелоидный лейкоз, ребенок, AIE, AML-BFM, контроль врачей, нервная система, общее состояние, реабилитационная терапия, специализированная химиотерапия, физическая терапия.


Ключевые слова

реабилитация, химиотерапия, детские онкологические заболевания, детские реабилитационные центры

Похожие статьи

Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики у больных с ишемическим инсультом головного мозга

Статья посвящена комплексному исследованию различных видов лечебной физкультуры в реабилитации больных, перенесших инсульт головного мозга ишемического характера. Показано выраженное влияние лечебной физкультуры на динамику неврологического статуса п...

Паллиативная помощь детям

В статье рассматривается состояние паллиативной помощи детям в нашей стране и за рубежом. Изложены предложения своевременного и эффективного облегчения боли и других тяжелых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных детей...

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Инновационные обучающие технологии в медицине

В статье рассматривается целесообразность внедрения инновационных технологий и интерактивных методов обучения по циклу неврологии для врачей-интернов.

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями

Эффективность использования иглорефлексотерапии в комплексной реабилитации пациентов с хронической патологией желудочно-кишечного тракта

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности сердечно-легочной реанимации в условиях дефицита времени

Статья посвящена повышению знаний и закреплению навыков по проведению сердечно–легочной реанимации, выявления основных критериев проведения базовой сердечно–легочной реанимации.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Похожие статьи

Эффективность различных вариантов лечебной гимнастики у больных с ишемическим инсультом головного мозга

Статья посвящена комплексному исследованию различных видов лечебной физкультуры в реабилитации больных, перенесших инсульт головного мозга ишемического характера. Показано выраженное влияние лечебной физкультуры на динамику неврологического статуса п...

Паллиативная помощь детям

В статье рассматривается состояние паллиативной помощи детям в нашей стране и за рубежом. Изложены предложения своевременного и эффективного облегчения боли и других тяжелых проявлений заболевания для улучшения качества жизни неизлечимо больных детей...

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Инновационные обучающие технологии в медицине

В статье рассматривается целесообразность внедрения инновационных технологий и интерактивных методов обучения по циклу неврологии для врачей-интернов.

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Глинотерапия как средство реабилитации детей-инвалидов с ментальными нарушениями

Эффективность использования иглорефлексотерапии в комплексной реабилитации пациентов с хронической патологией желудочно-кишечного тракта

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности сердечно-легочной реанимации в условиях дефицита времени

Статья посвящена повышению знаний и закреплению навыков по проведению сердечно–легочной реанимации, выявления основных критериев проведения базовой сердечно–легочной реанимации.

Арт-терапевтические методы в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В статье описываются методы арт-терапии, как мощный инструмент работы педагогов-психологов в реабилитационном центре. Показана целесообразность данного метода при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задать вопрос