Ключевые слова: медицинский психолог, реабилитационный процесс, медицинская реабилитация, работа психолога, команда специалистов.
В современной действительности, психологические аспекты жизнедеятельности человека начинают играть все большую роль в его адаптации к окружающему миру. Причем, мы можем наблюдать непосредственную взаимосвязь — чем стабильнее состояние психического компонента, тем эффективнее осуществляется реализация процесса продуктивного взаимодействия с реальностью. Однако, достаточно часто, человеку не хватает собственных психологических ресурсов, чтобы успешно справиться с препятствиями, возникающими на его жизненном пути. В отдельную группу риска можно отнести детей, так как их психические структуры отличаются недостаточной зрелостью, что, в конечном итоге, может привести к нарушениям процесса адаптации. В случае, когда ребенок имеет какую-либо патологию, мы можем говорить о том, что появляются дополнительные, достаточно значимые, факторы риска, которые приумножают уже имеющиеся «уязвимые точки». Такие ситуации требуют, уже сами по себе, определенного профессионального вмешательства со стороны. Для успешной коррекции, восстановления и развития психических структур, с детьми, оказавшимися в данной группе риска, проводит работу специалист — клинический психолог [3].
Отделение медицинской реабилитации «ОДКБ им. Н. Н. Силищевой» является отделением второго этапа реабилитации детей многопрофильного стационара. В отделение госпитализируют пациентов с различной патологией: с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы, соматической патологией, а также, проводится реабилитация детей, перенесших COVID-19. Все пациенты, при госпитализации, осматриваются командой специалистов по профилю реабилитации. Состав команды подбирается индивидуально. В состав команды могут входить врачи-педиатры, неврологи, ортопеды, врач ЛФК, физиотерапевт, иглорефлексотерапевт, логопед-дефектолог, клинический психолог, массажисты и инструктора ЛФК. Собрание мультидисциплинарной команды специалистов осуществляется в день госпитализации пациента, каждые 7 дней реабилитации и в день выписки. На первом этапе работы, каждого пациента ждет детальный анализ, который проводится полным составом мультидисциплинарной команды. Здесь происходит подробное изучение анамнеза, жалоб пациента, актуального состояния, потенциальных возможностей реабилитации и т. д. Именно это позволяет команде специалистов составить индивидуальную программу реабилитации, в том числе и определить потребность в индивидуальной психологической помощи каждому пациенту. Вся индивидуальная программа реабилитации строится на основе кодирования полученных данных доменами международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья (МКФ). На следующем этапе, совместно с другими специалистами, клинический психолог определяет цель и задачи дальнейшей работы с ребенком, которая будет осуществляться на протяжении всего реабилитационного периода. Последним шагом, в данном схематическом отображении деятельности клинического психолога, является практическая работа [1,5].
Существуют четыре основных направления, в которых реализуется психологическое вмешательство — психологическое консультирование, психологическая коррекция (психокоррекция), психологическое просвещение (психопросвещение) и психологическая профилактика (психопрофилактика). Отдельно располагается психологическая диагностика (психодиагностика). Она является фундаментом для любого психологического воздействия. Игнорирование психодиагностики возможно, но только в случаях, требующих экстренного вмешательства психолога. Выбор того или иного варианта осуществляется на основании целей, определенных заранее, и результатов диагностических мероприятий, проведенных во время первых встреч. Однако, в большинстве случаев, непосредственная работа клинического психолога представляет собой системное сочетание нескольких направлений. К примеру, первоначальное направление исключительно на психологическое консультирование может быть дополнено элементами психокоррекции, если психодиагностические мероприятия позволили сделать вывод о том, что развитие некоторых психических познавательных процессов не соответствует возрастной норме. Помимо этого, процесс пребывания детей в стационарных условиях может быть осложнен ситуативными факторами, которые видоизменяют основной вектор психологической работы. Например, эмоциональное состояние родителя, сопровождающего пациента по ходу реабилитационного процесса, может потребовать внедрения в непосредственную психологическую работу с ребенком элементов психопросвещения или психопрофилактики, нацеленных на родственника. Все эти аспекты, лишний раз, подчеркивают, что деятельность клинического психолога в отделении медицинской реабилитации является пластичной и не должна иметь в своей структуре элементов консерватизма или ригидности [2].
Работа клинического психолога с пациентами, проходящими реабилитационные мероприятия, предполагает использование многочисленного инструментария разнообразных методик. Их характер располагается в широком диапазоне — от поддерживающих техник до корригирующих упражнений. В психологической работе, являющейся частью реабилитационного процесса, большое значение придается шкалам, которые позволяют получить значимую информацию, отражающую важные аспекты актуального психического состояния пациента. К примеру, одной из наиболее часто используемых шкал, является Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS). Основная цель данной методики — диагностика уровня выраженности признаков тревоги и депрессии. По результатам интерпретации, клинический психолог может прийти к выводу, что у того или иного пациента присутствуют признаки субклинически/клинически выраженной тревоги/депрессии. Это позволяет своевременно предпринимать меры конкретного психологического вмешательства, нацеленного на предотвращение развития феноменов тревоги или депрессии. Полученные данные, в ряде случаев, могут помочь не только специалисту психологического профиля, но и другим участникам мультидисциплинарной команды с модернизацией индивидуальной реабилитационной программы по вектору максимальной эффективности [4].
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что необходимость учета психологического фактора в реабилитационном процессе является одной из приоритетных целей, которая достигается совместной работой клинического психолога и других специалистов, входящих в состав мультидисциплинарной команды.
Литература:
- Батышева Т. Т. Реабилитация детей с поражением центральной нервной системы / Т. Т. Батышева, А. И. Крапивкин, А. Д. Царегородцев, В. С. Сухоруков, С. В. Тихонов // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2017. — № 6.
- Романов, Э. В. Психологические барьеры медицинской реабилитации / Э. В. Романов, О. Ю. Ивлев // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 1.
- Романовская, М. В. Организация помощи психического здоровья в педиатрических учреждениях / М. В. Романовская, С. В. Гречаный // Педиатр. — 2017. — Спецвыпуск.
- Русецкая, Д. В. Обзор психокоррекционной работы с позиций мировых психологических направлений / Д. В. Русецкая // Психология и педагогика служебной деятельности. — 2020. — № 4.
- Султанова, А. Н. Психологическая коррекция эмоционального состояния подростков с неврологическими заболеваниями / А. Н. Султанова, А. С. Станкевич, Т. Ю. Сычева, М. К. Иванова, В. А. Луговенко // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 5.