Как воспринимают художественный подтекст современные младшие школьники | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (133) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 21.12.2016

Статья просмотрена: 418 раз

Библиографическое описание:

Желнова, К. А. Как воспринимают художественный подтекст современные младшие школьники / К. А. Желнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 570-574. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37173/ (дата обращения: 24.12.2024).



Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Подтекст в художественных произведениях играет важную роль, так как при помощи завуалированного смысла произведений авторы фактически раскрывают перед читателями внутренний мир своих героев, помогают почувствовать состояние их души, их мысли, чувства. Кроме того, писатель пробуждает определённые ассоциации и даёт право читателю по-своему понять переживания героев, делает читателя соавтором, будит воображение. Младшие школьники, как правило, не улавливают роль подтекста в литературных произведениях.

В качестве одной из ведущих задач обучения чтению программа выдвигает задачу обучения восприятию художественного произведения, следовательно, учителю необходимо знать особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками.

Поскольку художественный текст допускает возможность различных трактовок, в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии.

М. П. Воюшина под полноценным восприятием понимает способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития.

О. И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к оценке прочитанного, к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений. Таким образом, понимание подтекста является важным условием.

Подтекст, являясь важным текстовым уровнем, не приобрел необходимой для изучения художественной речи однозначности. Определение места подтекста относительно смысловых уровней текстовой структуры представляется важным, так как это дает возможность осознать границы исследуемого явления, а, следовательно, и установить механизм его порождения, что, в свою очередь, поможет обозначить пути интерпретации художественного текста (или прочтения подтекста).

Гипотезой настоящего исследования выступило предположение о том, что: восприятие подтекста в литературном произведении младшими школьниками будет совершенствоваться, если использовать на уроках литературного чтения упражнения «расшифровка текста» и его вариации.

Цель моего исследования: рассмотреть особенности восприятия подтекста в художественном произведении младшими школьниками.

Экспериментальная база исследования: экспериментальную группу (ЭГ) и контрольную группу (КГ) составили 48 учащихся третьих классов Гимназии № 1 г. Красноярска, по 24 человека в каждой группе исследования.

Рече-языковое развитие детей соответствовало возрастным нормативам, а протекание адаптационного периода школьного обучения не сопровождалось у них выраженными проблемами в усвоении учебного материала.

Материалом исследования служили специально подобранные художественные тексты (в количестве трех) различной сложности по форме и содержанию. Тексты предъявлялись только один раз, с предварительным объяснением незнакомых слов. Критерием отбора текстов для констатирующего эксперимента являлось наличие скрытой информации (подтекста).

Констатирующий срез ставил перед собой решение следующих задач:

  1. Выявление у учащихся третьих классов умения выявлять смешное и грустное в тексте в первую очередь к той информации, которая не выражена прямо.
  2. Умение оценивать героев произведения, радость героев, эмоциональный фон, страхи.
  3. Умение понять авторское отношение к персонажу.
  4. Умение видеть в подтексте иной смысл, шуточные фразы переводить в осмысленность.

Каждый вопрос был направлен на выявление одной из задач. Ответы учащихся на каждый из вопросов позволяют судить о степени развития конкретный умений.

Таблица 1

Восприятие подтекста младшими школьниками (уровни)

Критерии/ уровни

1 Умение выявлять смешное игрустное втексте впервую очередь ктой информации, которая не выражена прямо

2 Умение оценивать героев произведения, радость героев, эмоциональный фон, страхи

3 Умение понять авторское отношение кперсонажу

4 Умение видеть вподтексте иной смысл, шуточные фразы переводит восмысленность

Высокий

1.Адекватно определяет эмоциональное содержание подтекста.

2.Обосновывает свое мнение.

ИТОГО: 2 балла

1.Верно оценивает героев произведения их радость, страхи и эмоции.

2.Обосновывает свое мнение.

ИТОГО: 2 балла

1.Адекватно определяет авторское отношения к персонажу

2.Обосновывает свое мнение.

ИТОГО: 2 балла

  1. Видит в подтексте иной смысл, шуточные фразы переводит в осмысленность

2.Обосновывает свое мнение.

ИТОГО: 2 балла

Средний

1.Адекватно определяет эмоциональное содержание подтекста.

2.Не может обосновать свое мнение.

ИТОГО: 1–2 балла

1.Верно оценивает героев произведения их радость, страхи и эмоции.

2.Не может обосновать свое мнение.

ИТОГО: 1–2 балла

1. Адекватно определяет авторское отношения к персонажу

2.Не может обосновать свое мнение.

ИТОГО: 1–2 балла

  1. Видит в подтексте иной смысл, шуточные фразы переводит в осмысленность

2.Не может обосновать свое мнение.

ИТОГО: 1–2 балла

Низкий

1.Эмоциональное содержание определяет неадекватно.

2.Не может обосновать свое мнение.

ИТОГО: 1 балл

1.Неадекватно оценивает героев произведения их радость, страхи и эмоции.

2.Не может обосновать свое мнение.

ИТОГО: 1 балл

1.Не правильно размышляет над авторским к персонажу

2.Не может обосновать свое мнение.

ИТОГО: 1 балл

  1. Не видит в подтексте иной смысл, шуточные фразы переводит в осмысленность

2.Не может обосновать свое мнение.

ИТОГО: 1 балл

В соответствии с данной шкалой, к высокому уровню мы отнесли детей набравших 7–8 баллов, к среднему- 6 баллов, к низкому — 4–5 баллов.

Рассмотрим предложенный материал.

Текст 1.

Саша Черный

Когда никого нет дома

В стёкла смотрит месяц красный,

Все ушли — и я один.

И отлично! И прекрасно!

Очень ясно:

Я храбрее всех мужчин.

С кошкой Мур, на месяц глядя,

Мы взобрались на кровать:

Месяц — брат наш, ветер — дядя,

Вот так дядя!

Звёзды — сёстры, небо — мать…

Буду петь я громко-громко!

Буду громко-громко петь,

Чтоб из печки сквозь потёмки

На тесёмке

Не спустился к нам медведь…

Не боюсь ни крыс, ни Буки, –

Кочергою в нос его!

Ни хромого чёрта Клуки,

Ни гадюки, –

Никого и ничего!

В небе тучка, как ягнёнок,

В завитушках, в завитках,

Я — не мальчик, я слонёнок,

Я — тигрёнок,

Задремавший в камышах…

Жду и жду я, жду напрасно –

Колокольчик онемел…

Месяц, брат мой, месяц красный,

Месяц ясный,

Отчего ты побледнел?

Вопросы к тексту 1:

  1. Это стихотворение смешное или грустное? Почему ты так решил? Отметь карандашом рядом со строчками те фрагменты стихотворения, которые показались тебе особенно смешными или грустными.
  2. Как тебе показалось, мальчик действительно рад, что «все ушли» и «он — один»? Действительно ли он не боится «никого и ничего»? Что в тексте помогло тебе ответить на эти вопросы?
  3. Как автор относится к своему герою? Что помогло тебе это понять?
  4. Какой по-твоему смысл заключается в этой фразе: «Я — не мальчик, я слоненок, я — тигренок, задремавший в камышах…».

Текст 2.

В июле

В июле дворы опустели –

Лишь ветер скользит по белью.

Мальчишка присел на качели,

Вздохнул, пересел на скамью.

Качели спросили: «Чего ты?»

«Влезай! — проскрипели они. –

Соскучились мы без работы,

Качайся хоть целые дни!»

Ведь съедутся — станут толпиться,

Толкаться, покрикивать: «Слазь!»

А нынче — куда торопиться?

«Садись, налетаешься всласть!»

Но бродит мальчишка без цели,

Траву сандалетами мнет...

На что человеку качели,

С которых никто не столкнет!

(Марина Бородицкая)

Вопросы к тексту 2:

  1. По-твоему, это стихотворение печальное или смешное?
  2. Что чувствует мальчишка в пустом дворе? Подчеркни слова, которые помогли тебе понять его чувства.
  3. Как к мальчишке относится автор? Почему ты так считаешь?
  4. Какой, по-твоему смысл, заключается в этой фразе «На что человеку качели,С которых никто не столкнет!».

Текст 3.

Злое утроВ.Берестова

Лес просыпается, шелестит, журчит, шумит:

— Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!

Просыпаются и волчата у себя в норе:

— Доброе утро, мамочка! Доброе утро, папочка!

Родители хмурятся. Они всю ночь рыскали по лесу, никого не загрызли и очень сердиты.

— Утро не всегда бывает добрым, — ворчит мама волчица, — потому-то порядочные волки по утрам спать ложатся.– Щенки! — злится папа-волк. — Лучше бы вы меня укусили, чем говорить такие слова. «Добрррое утррро!» Разве так должны встречать друг друга порядочные волки?

— А как, папочка? Мы не знаем, — скулят волчата. Папа-волк подумал, подумал и рявкнул:

— А вот как! Злое утро, дети!

— Злое утро, папочка! Злое утро, мамочка! — радостно подхватывают волчата.

И так они весело визжат, крича эти страшные слова, что родители не выдерживают:

— Доброе утро, малыши! Доброе утро!

Вопросы к тексту 3:

  1. Можно ли этот текст назвать поучительным? Почему?
  2. Что чувствую родители-волк в начале рассказа и в конце? Подчеркни слова, которые помогли тебе понять их чувства.
  3. Как к волчатам относится автор? Почему ты так считаешь?
  4. Какой, по — твоему, смысл заключается во фразе: «Утро не всегда бывает добрым»?

Рассмотрим полученные результаты по уровням среди двух выборок по всех трем предложенным произведениям на рис.1.

Рис. 1. Результаты выполнения заданий по всех трем произведениям в 3 «Д» и 3 «Г» классах

По результатам сравнения двух выборок, мы можем заключить, что в 3 «Г» классе у детей более высокий уровень по критериям «умение оценивать герое произведения, радость героев, эмоциональный фон, страхи» и «умение выявлять смешное и грустное в тексте в первую очередь к той информации, которая не выражена прямо в художественном тексте» по сравнению с 3 «Д» классом.

Для формирующего эксперимента было выбрано упражнение «Расшифровка текста» авторов Г. Г. Граник, С. А. Шаповал, Л.А, Концевая, С. М. Бондаренко.

Рассмотрим более подробно данное упражнение.

Что значит «расшифровать» предложение или текст? Это значит, что из него нужно извлечь все, что сказал автор. В тексте как бы заложены сигналы, которые остаются мертвыми, пока к ним не прикоснется читатель. Причем от мастерства читателя зависит, оживет ли этот текст.

Что же это за сигналы?

Это слова, словосочетания, предложения, ударение, интонация. Это связи между словами в предложении, наконец, это связи между предложениями. Задача данного упражнения — научиться эти сигналы расшифровывать, и делать мы это будем на отдельных предложениях.

Упражнение «Расшифровка текста»

Задание: Расшифровать подтекст, предположив, что было до и что случилось после указанной ситуации.

План для ответа:

  1. Где происходит действие сюжета?
  2. Что происходит с героем?
  3. Какое у героя настроение?
  4. Какие еще есть герои в сюжете?
  5. Что делали герои?
  6. Что происходит вокруг героя?
  7. Как вел себя герой?
  8. Что происходило до описанной ситуации?
  9. Что произойдет после описанной ситуации?
  10. Чем закончилось данное событие, по твоему мнению?

Работа по данному упражнению будет проводиться с классом. На каждую задачу планируется отводить 5–10 минут во время уроков литературного чтения. Задачи будут проводиться в разных вариантах: индивидуальная работа, работа в группах, в парах. При работе с данным упражнением учитель должен обсуждать полученные ответы детей и доводить до детей верную информацию, пытаться донести до детей скрытый подтекст.

Литература:

  1. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. — М., 1987.
Основные термины (генерируются автоматически): герой произведения, доброе утро, балл, текст, авторское отношение, мнение, умение, высокий уровень, злое утро, художественное произведение.


Задать вопрос