В сложившихся кризисных условиях в стране и мире проблеме экологического воспитания подрастающего поколения необходимо уделять особое внимание. Экологическое воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества.
Однако в ситуации ухудшения экологической обстановки, снижения показателей жизненного уровня населения, отсутствия устойчивых нравственных ориентиров, доминирования потребительской психологии, ограниченной сиюминутной выгодой без долгосрочного прогноза, формирование нового понимания человеком своих обязанностей перед природой непросто. В связи с этим возрастает значимость личностных качеств и способностей человека, необходимых для изменения его внутренней сущности на основе глубокого переосмысления взаимосвязей между обществом и природой. Понимая опасность для дальнейшего существования цивилизации, люди должны осознать свою родовую общность и единство судеб, что неизбежно приведет к возникновению нового типа мышления, связанного с потребностью общества в становлении духовно зрелой, нравственно свободной личности, которая способна взять на себя ответственность за будущее земной цивилизации, ее культуру с формирующимися общечеловеческими ценностями.
В самом общем виде смысл понятия экологическая культура учащихся можно выразить используя следующие суждения: это практический и интеллектуальный опыт, полученный ими в школе на основе усвоения соответствующих знаний, способов действия, этических, эстетических, ценностных отношений, норм и правил поведения для сохранения оптимальных условий среды жизни живых существ, включая человека, при осуществлении разных видов деятельности в учебных и реальных ситуациях.
Таким образом, экологическая культура — это не что иное, как материализованное сознание в поступках, слова и делах людей. Поэтому экологическая культура не может рассматриваться вне ее связи с общей культурой учащихся. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество личности осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите. В философском контексте экологическая культура выступает в качестве осознания культуры как идеала, к которому нужно стремиться, это новый тип культуры с переосмысленными ценностями, ориентированными на развитие гармонизации отношений личности, общества и природы. Экологическая культура — это основа общей культуры, выражающая характер и качественный уровень отношений между обществом и природой. Она проявляется в системе духовных ценностей, всех видах и результатах человеческой деятельности, связанных с познанием и преобразованием природы.
Экологическое воспитание строится на новой системе экологических ценностей: изменение морально-этической оценки природы, отказ от антропоцентризма, формирование экологических знаний, умений, экологического мышления, осознание природы как непреходящей ценности, пересмотр собственных потребностей, духовное освоение сущностных свойств природы, понимание человека как органической части природы.
Мировая практика образования показывает, что воспитание тех или иных качеств личности достигается только постоянным вниманием к человеку, специальными усилиями учителя, ученика и общества в целом.
Экологическая культура — это единство экологической образованности, экологического сознания и экологической деятельности, направленное на гармонизацию взаимоотношений между обществом и природой. Экологическая культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов человеческой деятельности. Она включает достижения экологического знания, навыков, экологически продуманную технологию и всю систему поведения людей, направленную на сохранение природных условий, необходимых для прогрессивного развития общества. Экологическая культура есть динамическое единство экологических знаний, ответственного отношения к природе и реальной деятельности человека в окружающей среде.
Проблема сохранения окружающей среды стоит в одном ряду с проблемой сохранения мира, ибо от ее решения зависит не только судьба нашей страны, но и планеты Земля, судьба всего человечества.
Результаты насилия над природой потрясают (вырубленные леса, загрязненные воды, погубленные озера, задыхающиеся от промышленных выбросов города, воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, в связи с этим все социальные проблемы теряют свой смысл.
Школа должна уже сегодня нести ответственность за воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны.
Природоохранительное просвещение нужно вести на всех уроках, в том числе и на уроках изобразительного искусства. Цель его — воспитать в детях доброе отношение к природе, любовь к родному краю, чувство ответственности за все то, что нарушает экологию.
На конкретных примерах можно систематически и последовательно осуществлять экологическое воспитание на уроках изобразительного искусства, подбирая соответствующие тексты, вводя их в ткань урока, задавая соответствующие вопросы, привлекающие внимание к данной проблеме, предлагая определенные темы для классных и внеклассных творческих работ, для диспутов на экологическую тему.
Рассматривая проблему экологического воспитания применительно к урокам изобразительного искусства, попытаемся проанализировать некоторые приемы, которые помогут более целенаправленно ее решать.
Содержание работы определяется потенциальными возможностями текстов: а) специально подобранных материалов с учетом задач экологического воспитания, б) специально составленных самим учителем материалов. Организация работы должна быть такой, при которой взятый текст не был бы чужеродным уроку изобразительного искусства, а обогащал его своим содержанием и помогал с интересом выполнять учебные задачи.
Стихи для детей разных авторов как прошлых лет, так и современных позволяют привлечь внимание к живому миру, особенностям его обитания, связи с человеком. К примеру, стихотворение Назара Гельдыева в переводе Юрия Кушака, конечно, вызовет доброе чувство у школьников.
Зайчонок
Эй, зайчонок, эй, зайчонок!
Ты пугливее девчонок!
Вылезай-ка из норы
Да беги за мной с горы.
Жить ты будешь во дворе,
Не в норе, а в конуре
Разве можно вырасти
В темноте да сырости?
Угощу капусткой
Да морковкой хрусткой,
Яблок дам моченых
Выходи, зайчонок!
А вот пример другого детского стихотворения, которое необязательно записывать, но можно прочитать в связи с подготовкой к рисованию на тему, а значит, предстоящим разговором об отношении к природе, к ее дарам и богатствам, к жизни на планете. Приводим полный текст стихотворения М. Яснова, хотя на уроке следует ограничиться первой — третьей строфами.
Мне грустно думать про сову,
Я так неправильно живу:
Я не дружу с совою —
Гуляю сам с собою.
А каково ей там, в лесу,
В очках на стареньком носу,
На ветке ждать заката,
Покуда спят совята!
Ты прилетай ко мне, сова,
На луг, где мягкая трава,
А хочешь над рекою
По ухаем с тобою?
Мне говорят:
«Напрасный зов!
Теперь осталось мало сов,
Сова — лесная птица,
Она людей боится!»..
Но я не верю, я зову
Мою очкастую сову,
Я сам в очках, не скрою,
Я подружусь с совою!
Допустимо, на наш взгляд, чтобы стихотворение не было связано с учебным материалом урока, а прочитано просто так, как приятная для детей неожиданность. Практика показывает, что подобные сюрпризы ценят школьники, а мотивировка того, почему эти стихи прозвучали на уроке, может быть самой разной, вплоть до самой простой: «Мне нравится... Интересно, а вам понравится?» Допускаем, что никакой связи этого момента в уроке со всей последующей работой не будет. Останется в сознании важная мысль, сохранится тон доверия, с которым пришел на урок учитель, атмосфера эмоционального подъема, помогающие легче выполнять привычную учебную работу.
Подготовленные рядом подобных текстов школьники будут более полно и доказательно, с большей гражданской ответственность рассуждать на темы экологии, а в процессе рассуждений будет складываться та единственно верная на сегодняшний день позиция гражданина, в которой чувство хозяина земли и чувство ответственности за сохранение природы будут главными.
Приведем еще несколько текстов, которые можно включить в урок изобразительного искусства (актуальная идея, гражданское чувство автора, доступная для восприятия и анализа форма, небольшой объем).
Взгляни на высохшие реки,
на вытоптанные цветы...
Какая убыль красоты!
(В. Ковда.)
Деревья, трава, цветы и птицы
Не умеют сами защититься.
Если погибнут они,
На планете
Мы останемся одни!
(В. Берестов.)
Неужели же выхода нету -
Уберечь от несчастий планету,
Шум дубрав и течение рек?..
Мир отравлен и злобой, и газом.
Где же он, твой божественный разум,
Человек, человек, человек?!
(Н. Старшинов.)
Берегите Землю!
Берегите Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите...
(М. Дудин.)
Представления школьников могут быть дополнены на уроках изобразительного искусства произведениями В. Астафьева, В. Распутина, В. Белова, Ч. Айтматова и других писателей, утверждающих, что безразличие и равнодушие к природе — это невежество. Преодолеть такие качества, не дать им проявиться у детей — значит рассказать о живой природе так, чтобы вызвать другие чувства: нежность, желание оберегать, помогать. Как прекрасно может прозвучать на уроке в 5 или 6 классе отрывок из «Неизвестного цветка» А. Платонова.
Следует связать природоохранительное просвещение с проблемами родного края. Для школьников-москвичей, к примеру, полезен текст, повествующий о зеленых зонах огромного города.
Лосиный Остров.
Лесной массив Лосиного Острова в Москве — это истинная жемчужина природы. Здесь, в настоящем лесу, обитают лоси, кабаны и даже пятнистые олени. А ведь лес находится в черте города...
Во все времена люди знали целительные свойства леса. Отсюда и родилась мудрость: каждый человек должен посадить и вырастить дерево.
Охрана окружающей среды приобретает во всем мире огромное значение. Каждая травинка, каждый куст, каждое дерево растут теперь в цене. На одной из дощечек Лосиного Острова написано:
Я сорвал цветок — и он завял.
Я поймал жука — и он умер,
У меня в ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Прекрасные слова! Благородна традиция — относиться к природе, к лесу как к живому, оказывать поддержку. Каждому гражданину страны следует вести себя по-хозяйски бережно по отношению к нашему природному богатству. (По журналу «Юный натуралист».)
Помимо использования на уроках готовых текстов, можно применить важный с точки зрения образовательных задач учебного предмета прием: предложить учащимся понаблюдать за природой и на уроке поделиться своими впечатлениями. На чем основывается такой прием? На стремлении учителя не только декларировать, но, прежде всего, приобщать к живому, полному красок и звуков миру. Вот ходят ежедневно ученики в школу мимо одного и того же дерева и не замечают его красоты. А рябина замечательно хороша как раз осенью.
«В саду горит костер рябины красной», — писал С. Есенин. «Запылали алым цветом гроздья спелые рябин», — читаем мы у М. Исаковского.
«Остановитесь завтра утром на минутку, посмотрите на прекрасное дерево», — советует учитель детям. А назавтра на уроке он попросит рассказать, какие у рябины краски, в чем ее красота.
Устный рассказ, как форма самовыражения школьника очень нужен на уроках изобразительного искусства. Как передать в слове то, что увидел и почувствовал, как полнее выразить свое отношение — это решает сам ученик. Если одному трудно (бедны эмоции, беден словарь) — помогут товарищи, если они наблюдали те же картины природы. Пусть будет составлен коллективный рассказ. Каждый новый ученик, вносящий свое в описание, расцвечивает устный рассказ новыми красками и чувствами.
Заданий, подобных этому, можно придумать множество и использовать с учетом целесообразности. Например:
- Январские морозы, все деревья в серебряном инее. Пусть дети расскажут, какую неожиданно сказочную картину они увидели во дворе.
- На подходе весна, после солнечного дня с оттепелью висят огромные сосульки. Ребята с удовольствием их нарисуют.
- А вот наступила весна. Появились первые почки. Заметили ли их дети? Пусть они расскажут о первых почках, первых проталинах, цветах.
- Под окнами школы растут деревья, они дотянулись до третьего этажа. А ведь эти деревья ровесники школы. Пусть дети расскажут о деревьях, заглядывающих в окно класса.
Все может стать объектом внимания — интересно словесное выражение эмоционального отношения к конкретному факту, к природным явлениям. С точки зрения учебного предмета обучающим моментом является то, как применить полученные знания: изложить фактическую сторону, сохранить логическую стройность речи, разнообразить слова.
Тексты, посвященные экологическим проблемам, желательно систематически включать в уроки изобразительного искусства. Учитель изобразительного искусства должен донести до сознания учащихся мысль об их ответственности за судьбу родной природы, родной земли.
Урок может быть интересным и полезным, если с самого начала сориентировать учащихся на актуальный разговор, ведь выводы из него должны стать жизненным кредо учащихся, которым скоро предстоит выйти в большую жизнь.
Воспитательное значение имеют не только содержание, но и методы, средства и формы обучения изобразительному искусству. Как содержание, так и методы воспитательной работы видоизменяются с учетом возраста учащихся, их знаний, развиваются и усложняются из класса в класс. Особенно важно воспитание в старших классах, когда у школьников формируются мировоззрение, ответственность, чувство долга, когда убеждения начинают влиять на поведение. Вместе с тем должная воспитанность учеников не может быть достигнута реализацией системы воспитания лишь в старших классах. Она обеспечивается в процессе непрерывной системы воспитывающего обучения во всех предшествующих классах и в тесном единстве с воспитанием, осуществляемым всеми учебными дисциплинами школы.
Для учителя важно не только четко определить направление и конкретные задачи работы, но и наметить перспективную линию, связывающую обучение на уроках изобразительного искусства с внеклассной, внеурочной работой, а также продумать межпредметные связи.
Литература:
- Козлов В. И. Модель специалиста — учителя изобразительного искусства. Монография. — М.: «Прометей», 2001. — 207.
- Козлов В. И. Подготовка, проведение и анализ уроков изобразительного искусства в процессе педагогической практики. Учебное пособие — М.: МПГУ, 2006. — 113 с.
- Козлов В. И. Профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства в вузе. Монография. — Набережные Челны: НГПИ, 2010. — 431 с.