В настоящее время доля работы человека в промышленном секторе резко сокращается в связи с автоматизацией производства, тем самым высвобождая человеческий капитал, который и становится стимулом развития креативной экономики. Понятие «креативная экономика» все чаще употребляется экономистами и управленцами, а доля креативной экономике в мировой с каждым годом увеличивается. Многие известные ученые считают, что основанная на интеллектуальном труде экономика постепенно становится одной из главных форм социально-экономического развития стран.
Именно креативная экономика позволит в будущем перейти на возобновляемые топливные ресурсы, повысить эффективность производства и качество жизни, а также отойти от сырьевого ориентира [3]. В данной статье мы установили уровень развития креативной экономики в мире путем анализа уровня доходности креативных индустрий, показателей креативной экономики по пяти регионам и сравнительный анализа экспорта креативных товаров в мире и по группам стран.
В 2015 году компанией ErnstandYoung (EY) по заказу Международной конфедерации обществ авторов и композиторов было проведено картирование креативной экономики в мире. В частности ЕY был установлен рейтинг креативных индустрий по доходности и занятости и рассчитаны показатели креативной экономики по пяти регионам мира [5].
Таблица 1
Рейтинг креативных индустрий по доходности изанятости, 2013
Креативная индустрия |
Доходность, млрд. долларов |
Рейтинг по доходности |
Число занятых |
Рейтинг по числу занятости |
Телевидение |
477 |
1 |
3 527 000 |
5 |
Изобразительные искусства |
391 |
2 |
6 732 000 |
1 |
Газеты и журналы |
354 |
3 |
2 865 000 |
6 |
Реклама |
285 |
4 |
1 953 000 |
8 |
Архитектура |
222 |
5 |
1 668 000 |
9 |
Книги |
143 |
6 |
3 670 000 |
3 |
Исполнительные виды искусства |
127 |
7 |
3 538 000 |
4 |
Игры |
99 |
8 |
605 000 |
10 |
Кинематограф |
77 |
9 |
2 484 000 |
7 |
Музыка |
65 |
10 |
3 979 000 |
2 |
Радио |
46 |
11 |
502 000 |
11 |
Итого |
2253 |
- |
29 507 000 |
- |
Источник: Cultural times: the first global map of cultural and creative industries, EY, 2015
В целом за 2013 год, данные креативные индустрии сгенерировали доход в 2253 миллиарда долларов (3 % от мирового ВВП) и включили в себя 29,5 миллиона рабочих мест. Радио занимает последнее место как по доходности, так и по числу рабочих мест среди всех креативных индустрий, составляя лишь 2,04 % и 1,7 % доли данных показателей соответственно. Телевидение и изобразительные искусства составляют наибольшую долю в доходах креативной экономики– 21 % и 17 % соответственно, когда как игры и кинематограф составляют лишь 4,4 % и 3,4 %. По количеству числа занятых изобразительное искусство выходит на первое место с 6,7 миллиона рабочих мест. Неожиданно, на втором месте располагается музыка с 3,97 миллиона рабочих мест, что является достаточно высоким показателем, учитывая сравнительно низкую доходность данной индустрии — 2,88 % от общего дохода.
Таким образом, по данным за 2013 год, наиболее доходными креативными индустриями в мире являются телевидение, изобразительные искусства, газеты и журналы, а наименее доходными — кинематограф, музыка и радио. Наибольший вклад в трудоустройство населения планеты среди всех креативных индустрий по данным СИЗАК вносят Изобразительные искусства, Музыка и Книги, а наименьший — Архитектура, Игры и Радио. Однако, при выдвижении выводов, необходимо учитывать то, что некоторые креативные индустрии, с высоким показателем занятости включают в себя большое количество временных работников, что и объясняет несоответствие числа занятых с доходностью.
Страны начинают постепенно ориентироваться на развитие креативной экономики. Наиболее продвинутые страны уже составили стратегии развития креативной экономики и необходимую для их воплощения креативную базу. В будущем, именно те страны, которые сумеют создать необходимые для развития креативности условия и привлечь креативный класс, станут лидерами по уровню развития экономики.
EY в своем исследовании объединяет страны в 5 основных регионов: Северная Америка; Европа; Азия и Тихий океан; Латинская Америка и Карибы; Африка и Ближний Восток. По каждому региону выделяется совокупный креативный доход и занятость в креативных индустриях, а также выделяется доля креативного дохода в ВВП.
Таблица 2
Показатели креативной экономики по 5 регионам
Регион |
Доход от креативности, млрд. долл. |
Процент от ВВП региона |
Число занятых, миллион человек |
Северная Америка |
620 |
3,3 % |
4,7 |
Европа |
709 |
3 % |
7,7 |
Азия и Тихий океан; |
743 |
3 % |
12,7 |
Латинская Америка и Каррибы; |
124 |
2,2 % |
1,9 |
Африка и Ближний Восток |
58 |
1,1 % |
2,4 |
Источник: Cultural times: the first global map of cultural and creative industries, EY, 2015
Из таблицы можно сделать вывод о том, что хоть наибольшие показатели дохода от креативных индустрий и числа занятых в креативной экономике приходятся на Азиатские и Тихоокеанские страны, самая высокая доля креативного дохода в ВВП принадлежит Северной Америке. Наименьший креативный доход приходится на Африку и Ближний Восток, а наименьшее число занятых в креативных индустриях наблюдается в Латинской Америке и Карибах.
Таблица 3
Экспорт креативных товаров по группам стран в 2002 и 2011гг., млн. долларов
|
Мир |
Развивающиеся |
Развитые |
Страны спер. экономикой |
||||
2002 |
2011 |
2002 |
2011 |
2002 |
2011 |
2002 |
2011 |
|
Все креативные товары |
198240 |
454019 |
73890 |
227867 |
123169 |
222597 |
1181 |
3555 |
Худ. промыслы |
17503 |
34209 |
9201 |
23383 |
8256 |
10653 |
45 |
172 |
АВ товары |
455 |
492 |
35 |
90 |
417 |
400 |
3 |
2 |
Дизайн |
114694 |
301262 |
53362 |
172223 |
60970 |
127239 |
362 |
1800 |
СМИ |
17506 |
43744 |
4412 |
14607 |
13071 |
28918 |
23 |
219 |
Исполнительные искусства |
2754 |
- |
250 |
- |
2478 |
- |
26 |
- |
Издательские товары |
29908 |
43077 |
3157 |
8106 |
26061 |
33650 |
690 |
1321 |
Изобразительные искусства |
15421 |
31127 |
3474 |
9456 |
11916 |
21631 |
31 |
40 |
Источник: Creative economy report 2013, UNDP, 2013
Художественные промыслы включают в себя ремесла, декоративное искусство, оригами, декупаж, керамику и т. д. АВ товары подразумевают товары со звуковым и визуальным компонентами: фильмы, презентации, телевизионные программы. Дизайн включает архитектуру, модный дизайн, дизайн приложений и программного обеспечения, веб-дизайн, прикладные искусства и др [4].
Рис. 1. Структура экспорта креативных товаров (по видам товаров) в 2002 году
Рис. 2. Структура экспорта креативных товаров (по видам товаров) в 2011 году
По таблице 3 и рисункам 1 и 2 можно сделать выводы о том, что за период с 2002 по 2011 во всем мире экспорт креативных товаров увеличился почти в 2,5 раза, что говорит нам о значительном развитии креативной экономики. Наибольшую долю в экспорте креативных товаров занимают развитые и развивающиеся страны. В 2011 году по сравнению с 2002 доля экспорта креативных товаров из развивающихся стран увеличилась по сравнению с долей развитых стран, когда как доля стран с переходной экономикой изменилась незначительно. Структура мирового экспорта креативных товаров также претерпела изменения. Объемы экспорта художественных промыслов увеличились, однако их доля в структуре уменьшилась на больше чем 1 %. Доля дизайна увеличилась на 9,5 % по сравнению с 2002 годом. Доля издательских товаров также уменьшилась на более чем 5 %. В странах с переходной экономикой наибольшую долю занимают продукты дизайна и издательские товары, остальные же креативные продукты экспортируются в сравнительно малых объемах. Наибольшую долю в структуре экспорта креативных товаров как в 2002, так и в 2011 году занимают продукты дизайна.
Из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что креативные индустрии по доле в мировом ВВП пока еще стоят на скромных позициях, значительно уступая промышленному и ресурсодобывающему сектору. Тем не менее, темпы роста доли товаров креативных индустрий растут по всему миру, включая не только развитые, но и развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В заключение необходимо отметить, что проблема перехода от индустриальной и сырьевой экономик к креативной будет актуальна в ближайшие десятки лет, так как мир находится в глубочайшей зависимости от таких не возобновляемых топливных ресурсов как газ, нефть и уголь. Только тогда, когда человечество избавится от этой зависимости мы сможем установить, что настала эра креативной экономики.
Литература:
- Хокинс, Д. Креативная экономика М.: Классика-XXI-2011. С.107–137
- Каменских М. А. Теоретико-методические подходы к понятию «креативная экономика» и оценке уровня развития креативной экономики США и России// Методы анализа—№ 20(323) —2013—с. 16–20
- Публикация «Креативная экономика: вводный курс»// серия публикаций Британского Совета о креативной и культурной экономике — 2010 г.
- Совместная публикация ЮНЕСКО и UNDP «Creativeeconomyreport 2013»- 2013 г.
- Публикация EY по заказу СИЗАК «Culturaltimes. The first global map of cultural and creative industries» — 2015 г.