Переломные социально-экономические изменения прошлого столетия такие как постиндустриализация, процесс глобализации и информационное общество стали предпосылками для формирования особого нового сектора экономики — креативной. Она является совокупностью общественных отношений и практик хозяйственной деятельности, в основе которой лежат взаимосвязи между культурой, творчеством, экономикой и технологическими инновациями. Главный её двигатель — человеческий ресурс, а именно, навыки и образованность работников, их склонность к творческому и нестандартному мышлению, а также способность своевременно находить оригинальные решения управленческих задач.
К креативным индустриям, прежде всего, относят изобразительные сферы искусства, музыку, кинематограф, издательское дело, компьютерные игры, рекламу и моду, архитектуру и дизайн. Подобная творческая (креативная) деятельность способна расширить производство без привлечения дополнительного труда и капитала, путём создания привлекательной для инвестиций среды, мотивирования модернизировать сферу образования, культуры и науки, а также улучшать социальные пространства, ибо они способствуют развитию «креативного» класса людей.
Это, действительно, перспективный сектор экономики. В развитых странах мира, обладающих достаточным для этого количеством человеческих и иных ресурсов, активно разрабатываются и реализуются стратегии развития креативных индустрий. Они составляют довольно значимую долю ВВП в этих государствах. Например, в США — 4.2 %, Великобритании — 5.5 %, Германии — 3.1 %, Италии — 3.8 %.
Цель данного эссе — рассмотреть долю креативных индустрий в экономике ведущих страна мира, таких как Соединённые штаты Америки и Великобритания, где они лучше всего развиты, и России, со средним уровнем развития, где креативная экономика только начинает набирать обороты.
Соединённые Штаты Америки
Для начала рассмотрим США, так как там сферы креативного сектора наиболее продвинуты, а их экономика — крупнейшая в мире по номинальному ВВП.
Вклад креативных индустрий в ВВП США в 2019 году составил 921,6 млрд. долларов (4,3 %). Занятость в креативных индустриях в США в этом же году — 5200 тыс. человек (3,3 % от общей численности занятых).
В основе американской системы лежит принцип поощрения предпринимательской инициативы, развития творческих умений и находчивости. Креативные города выступают в качестве территории удобной жизни для представителей креативного класса. В США широко используется стратегия «глокализации» — процесс экономического, социального, культурного развития, для которого характерно сосуществование разнонаправленных тенденций и ориентация на создание продукции и услуг, адаптированных к запросам зарубежных потребителей. На федеральном уровне в США все отрасли получают поддержку на уровне штатов и муниципалитетов. Креативные индустрии стимулируют инновации, укрепляют конкурентоспособность США на мировом рынке и играют важную роль в поддержании экономической активности. В этой стране придерживаются консервативного подхода к определению креативных индустрий, сосредоточившись исключительно на предприятиях, занимающихся производством или распространением произведений искусства.
Особенностями модели развития креативной экономики в США являются глокализация, «копирайт-индустрии», проведение культурной политики на уровне штатов и муниципалитетов. Наибольший потенциал наблюдается у дизайнерской, печатной, аудиовизуальной продукции.
Великобритания
В данном государстве всегда указывают на важность поддержки представителей креативных отраслей на этапах создания, разработок и инноваций и реализации исследований, а также необходимость использования государственного бюджета для стимулирования увеличения объемов частных инвестиций в креативные отрасли.
Вклад креативных индустрий в ВВП Великобритании в 2019 году был 188,1 млрд. долларов (5,8 %). Занятость в креативных индустриях составило 2100 тыс. человек (6,3 % от общей численности занятых).
В столице насчитывается более «386 тысяч креативных предпринимателей, которые приносят около 19 млрд фунтов, что составляет 16 % всей экономики британской столицы. Согласно GLA Economics, такие отрасли креативных индустрий, как реклама, архитектура, IT и издательское дело составляют 16,3 % от общего числа рабочих мест в Лондоне».
В Великобритании распространена практика предоставления помещений на льготных условиях, грантовая поддержка. Вклад креативных индустрий составляет 77 млрд фунтов и 1,7 млн рабочих мест.
Особенностями модели развития креативной экономической сферы их системы являются project-spaces, картирование, творческие кластеры, агентства поддержки. Преимущественный потенциал есть у архитектуры, кино- и аудиовизуальной продукции, рекламы, видеоиграх, IT, издательского дела.
Россия
Вклад креативных индустрий в ВВП России составил 104,6 млрд. долларов (2,4 %) в 2019 году. Занятость в этой сфере составила 2700 тыс. человек (3,8 % от общей численности занятых).
В пятёрке самых крупных креативных секторов государства — ИТ и видеоигры, реклама, архитектура, телерадиовещание, издательская деятельность. Вместе они дают приблизительно 89 % объема выручки креативного сектора.
Федеральная политика в этой сфере в России пока не особо развита. Идёт движение в отдельных регионах, но выделяется среди всех только Москва.
Москва — первый и пока единственный российский город, чья креативная экономика проанализирована и оценена учёными. Московские организации создают порядка 54 % добавленной стоимости креативных индустрий России. Это обусловлено исторически сложившейся концентрацией в столице творческого и культурного потенциала в сочетании с высоким спросом на советующие товары и услуги.
Там всегда была высокая концентрация творческого потенциала и спроса на подобного рода продукты и услуги.
Вывод
Таким образом, можно сделать вывод, что креативные индустрии — это один из новейших и перспективнейших секторов экономики. Он приносит большой вклад в ВВП не только ведущих стран (например, США или Великобритания), но и среднеразвитых (например, Россия). «Новая» экономика способствует большей вовлечённости населения в сферу науки, искусства, культуры и др. Она является мотиватором, обеспечивающим привлекательность инвестиционного климата, модернизацию сфер образования и науки, развитие специфических направлений социальной сферы и т. п.
По прогнозам различных авторитетных международных организаций, в ближайшем будущем наибольшая часть добавленной стоимости будет создаваться в основном за счет интеллектуальных, то есть креативных факторов производства. Креативность, в конечном итоге, будет являться главным потенциалом и инструментом наряду с традиционными способами мышления и управления в экономике.
Литература:
- Й. Клоудова // Влияние развития креативной экономики на экономически отсталые регионы. 2009. С. 112–123.
- Картотека IQ: креативная экономика // Институт статистических исследований и экономики знаний. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cluster.hse.ru/news/470679904.html (дата обращения 10.03.2023).