Результаты многолетнего опыта использования тестового компьютерного контроля при оценке знаний врачей-курсантов предаттестационных циклов обучения по специальности «Стоматология» подтвердили ряд его положительных сторон: объективность оценки результатов проделанной работы; оперативность — возможность проверить большой объем знаний врачей в относительно короткие сроки; автономность работы курсанта; индивидуальность — каждый курсант получает определенную комбинацию тестов по степени сложности в соответствии с его квалификационной категорией; информативность — курсант сразу видит результат своей работы.
Ключевые слова: компьютерное тестирование, врачи-курсанты, учебно-методическая работа
Современное развитие стоматологической науки и практики, социально-экономические преобразования в обществе обуславливают необходимость вносить системные коррективы в практическую подготовку врачей. Быстрые темпы развития стоматологической науки и практики способствуют появлению на рынке новых технологий и материалов. Поэтому перед учреждениями последипломного образования возникает ряд проблем по совершенствованию теоретической и практической подготовки врачей [1 с.5; 2, с.28].
Цель. Внедрение в учебно-методическую работу кафедры хирургической стоматологии новых образовательных стандартов последипломной подготовки врачей, в том числе тестовых форм контроля, что позволит интенсифицировать учебный процесс, повысить качество усвоения теоретического курса и улучшить практическую подготовку высококвалифицированных специалистов, отвечающих требованиям современного здравоохранения.
Основная часть. Обучения на предаттестационном цикле «Стоматология» способствует решению двух важных задач:
1) углубление и совершенствование теоретической и практической подготовки врачей-курсантов в соответствии с требованиями по оказанию стоматологической помощи населению Украины. Во время подготовки программы за основу взяты нормативные документы МОЗ Украины, а также учтены современные достижения медицинской науки, требования практического здравоохранения. Предаттестационный цикл «Стоматология» рассчитан на повышение профессиональной квалификации врачей-стоматологов всех подразделений лечебно-профилактических учреждений (поликлиник, стационаров, специализированных центров и т. д.);
2) определение уровня знаний врачей-курсантов в соответствии с квалификационными характеристиками как врача-специалиста, так и врачей второй, первой и высшей квалификационных категорий по специальности «Стоматология».
Занятия с врачами-курсантами проводятся на различных клинических базах кафедры с целью демонстрации курсантам различной стоматологической патологии и ознакомления с современными лечебно-диагностическими возможностями лечебно-профилактических учреждений областного центра.
Для определения и надлежащей оценки знаний врачей-курсантов предусмотрены все виды контроля: определение базовых знаний врачей-курсантов (в т. ч. и компьютерный тестовый), этапный контроль (фронтальный, письменный, контроль практических навыков) во время обучения, заключительный контроль усвоения материала.
Во время обучения систематически проводится текущий контроль теоретических знаний и практических навыков и умений врачей-курсантов. Заключительный экзамен включает три этапа: на первом этапе — компьютерный контроль с целью определения теоретической подготовки, на втором — демонстрация приобретенных (усовершенствованных) практических навыков и умений, на третьем — собеседование.
Врачи-курсанты, которые успешно сдали заключительный экзамен, в зависимости от предыдущего уровня квалификации, получают свидетельства-рекомендации аттестационным комиссиям управлений здравоохранения областных государственных администраций о присвоении или подтверждении второй, первой или высшей квалификационных категорий.
Обучение слушателей предаттестационного цикла на кафедре хирургической и детской стоматологии БГМУ построено таким образом, чтобы врачи-курсанты овладели всеми необходимыми знаниями и практическими навыками, которые необходимы для качественной работы врача-стоматолога в жестких условиях рыночной экономики и конкурентоспособности в медицинском обществе.
Сотрудники кафедры обеспечивают не только надлежащую теоретическую подготовку с учетом базовых знаний, но и значительное внимание уделяют практическим занятиям, опираясь на передовые достижения современной стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Одним из основных приоритетов в современной стоматологии — внедрение в подготовку врачей на последипломном этапе принципов Болонской декларации, прежде всего, кредитно-модульной системы и рейтинговой оценки. Органичным дополнением к обновленной системе подготовки врачей-стоматологов на последипломном этапе стало введение стандартизированных методов оценки качества образования и диагностики минимального уровня профессиональной компетентности врачей, общепринятых в мировой практике [1, с.6–7].
Внедрение новых образовательных стандартов последипломной подготовки врачей, в том числе тестовых форм контроля, позволяет интенсифицировать учебный процесс, повысить качество усвоения теоретического курса и улучшить практическую подготовку высококвалифицированных медицинских работников, отвечающих требованиям современного здравоохранения.
Увеличилась доля самостоятельной работы в подготовке врачей к аттестации на определенную категорию. Один из видов самостоятельной подготовки слушателей — компьютерный контроль, который имеет ряд положительных сторон, а именно: объективность оценки результатов проделанной работы; оперативность, позволяющая проверить большой объем знаний врачей в относительно короткие сроки; автономность работы курсанта; индивидуальность (каждый курсант получает определенную комбинацию ста пятидесяти тестов по степени сложности в соответствии с его квалификационной категории); информативность — сразу же после сдачи компьютерного экзамена курсант на мониторе видит результат своей работы [3, с. 37–32].
В то же время данный вид контроля имеет и определенные недостатки:
– отсутствие языкового воспроизведения материала;
– отсутствие диалога с компьютером, в результате чего курсанты не могут высказать свое мнение, которое может не совпадать с ответом компьютера на определенный вопрос;
– вероятность случайного выбора правильного ответа;
– механическое запоминание материала при многократном использовании одних и тех же тестовых заданий [2, с. 28].
Тестовая компьютерная программа включает большой объем теоретических и практических вопросов, в соответствии с квалификационными характеристиками различных категорий. Вопросы и ситуационные задачи, составлены с учетом различных квалификационных категорий, отражающих современный уровень оказания специализированной помощи больным, с целью определения профессиональных знаний врачей при подготовке их к аттестации на соответствующую квалификационную категорию. Для полного клинического восприятия тестовых заданий и ситуационных задач материал отдельных разделов дополненный иллюстрациями.
Выводы. Несмотря на высокую степень объективности, оперативности и информативности компьютерного тестирования считаем, что оно может быть лишь одной из составных частей системы обучения на последипломном этапе, а не доминировать над другими видами подготовки, такими, как практические и семинарские занятия, на которых происходит непосредственное общение между преподавателем и курсантом.
Из вышесказанного считаем, что современные образовательные инновации, к которым можно отнести и компьютерный тестовый контроль, позволяют приблизить стандарты подготовки врачей-стоматологов к международным требованиям и максимально способствуют повышению качества их профессиональной деятельности.
Литература:
- Волосовець О. П. Нові державні стандарти вищої стоматологічної освіти та їх адаптація до європейських вимог / Волосовець О. П., Павленко О. В. // Дентальные технологии — 2005. — № 5–6.
- Дорошенко О. М. Використання сучасних комп’ютерних технологій викладання лікарям-стоматологам на післядипломному етапі / Дорошенко О. М. // Галицький лікарський вісник — 2005. — № 12 (1)
- Пак Н. И. Методика составления тестовых заданий / Пак Н. И., Симонова А. Л. // Информатика и образование. 1998. — № 5