В современном мире, в век информационных технологий, люди (особенно учащиеся) стараются скрыть свое настоящее «Я» за маской компьютерного монитора. Чем больше родители или близкие стараются помочь, тем больше дети стараются закрыться в себе, не показывать своих истинных чувств и переживаний. Дети ищут поддержки в просторах интернета, социальных сетях или всевозможных сайтах, надевая каждый раз разные маски, кому-то открываясь, а кому-то представляют себя совсем иным человеком. Конечно, больше всего это заметно у подростков, они открыто показывают свой негативизм к решению проблем совместно с взрослыми и родными, отказываются от их помощи и советов, а тем более помощи психолога, считая, это вовсе оскорбительным и неприемлемым.
Однако это и есть самое большое заблуждение. Консультативная работа психолога может помочь ребенку не просто снять тот ком эмоциональных переживаний, но и решить внутренние конфликты. Психолог не дает готовых решений, а лишь направляет ребенка в нужное русло, чтобы он сам разобрался и принял решение.
Более точно содержание предмета диалога субъектов психологического консультирования, с точки зрения Г. А. Суворовой, отражает понятие «мир внутренней жизни человека» (содержание понятия разработано В. Д. Шадриковым) [1]. Подразумеваются не просто отдельные процессы мотивации, представления, воображения, чувства, интеллектуальные качества, а интуитивно понимаются реальные процессы, происходящие с нами и в нас. Это и процесс реальной жизнедеятельности, и самостоятельный процесс, связанный с реальной жизнью, но и независимый от нее [2].
Британская ассоциация консультативных психологов разработала определение, согласно которому психологическое консультирование — это специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек помогает другому помочь себе самому. Это способ общения, позволяющий другому человеку изучить свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие правильных решений и совершение целенаправленных действий [3].
Как правило, не сами учащиеся обращаются за помощью к психологу, инициативу проявляют родители или педагоги. Обращения чаще всего связаны именно с беспокойством об эмоциональном состоянии, о способностях ребенка чувствовать и переживать. Впервые вопрос о способностях ребенка чувствовать и переживать был поставлен В. Д. Шадриковым. На примере способностей, мотивационных и эмоциональных характеристик он показывает существование личностных черт как реальности в структуре внутреннего мира человека, подлежащей объективному изучению, раскрывает сущность процесса формирования и воспитания личностных качеств, ставит вопрос о системогенезе личностных черт [7]. В свою очередь Г. А. Суворова выделила центральные проблемы, определяющие продуктивность диалога субъектов психологического консультирования в образовании [1].
Первая группа проблем связана с необходимостью признания психологического консультирования в качестве функционала в работе психолога. Психологические особенности консультативной работы психолога, как и любой трудовой профессиональной деятельности, содержит универсальную теоретическую модель психологического анализа любой деятельности (это отмечают А. В. Карпов, 1988; В. А. Бодров, 1999; В. Н. Дружинин, 1988; Г. А. Суворова, 2000–2007).
Вторая группа проблем связана с пониманием взаимодействия субъектов психологического консультирования как совместной деятельности и рассмотрением психологических основ ее организации. Большинство вопросов психологии совместной деятельности, пока недостаточно разработанных в общепсихологическом плане, в психологическом консультировании выступают в качестве важнейших и требуют разработки теоретически и методических подходов к их решению.
Третья группа проблем связана с рассмотрением совместной деятельности как важнейшей детерминанты поведения субъектов психологического консультирования. Практика психологического консультирования ставит вопросы о выделении теоретических ориентиров в соотношении базовых психологических категорий (деятельности, сознания, личности, способностей, общения, др.) и о возможности использования категории «поведение» при решении конкретных практических задач.
Четвертая группа проблем связана с выделением деятельностных механизмов регуляции поведения личности в качестве начальных и конечных точек консультативного процесса. Деятельностные формы и механизмы регуляции поведения человека становятся объектом в работе психолога-практика. Раскрытие типичного в формировании психологических механизмов различных видов деятельности с учетом общих системогенетических закономерностей деятельности и разработка стратегий и тактик индивидуализации нормативных условий развития субъекта деятельности в конкретных видах деятельности выступают в качестве важных этапов консультативной работы психолога.
Пятая группа проблем связана с разработкой научно-практического инструментария для психологического консультирования — методов диагноза, прогноза, проектирования и воздействия на поведение и деятельность человека. Общепсихологическая теория деятельности личности должна, видимо, выступать как основа тестовых процедур в психологическом консультировании.
Шестая группа проблем связана с выбором основного консультативного метода в решении задач деятельностно-психологического характера. Универсальным методом в решении консультативных задач деятельностного характера может выступать метод развертывания психологической структуры деятельности (поведения) и его варианты.
Седьмая группа проблем связана с содержанием подготовки психологов-консультантов. Деятельностная методология психологического консультирования предполагает внедрение деятельностной методологии в процесс подготовки психологов-консультантов. Первые шаги по дидактическому структурированию развивающегося научного знания о человеке и разных видах его деятельности в консультативном контексте сделаны в учебной программе «Психологическое консультирование» для психологических факультетов (Г. А. Суворова, 1998; научный редактор программы — доктор психологических наук, профессор В. Н. Дружинин) [1].
Жизнь человека насыщена переживаниями: удовольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, надежда и разочарование, уверенность и отчаяние, веселость и подавленность, гордость и стыд, сопереживание и др. Эмоции проявляются как процессы и состояния, в устойчивых формах реагирования они могут переходить в свойства личности. Как отмечал С. Л. Рубинштейн: «на эмоциях лежит печать чего-то особенно близкого субъекту, их испытывающему» [4, с.5].
Единство мотивационных, эмоциональных и активационных процессов в деятельности раскрывают понятие «праксического состояния», которое более полно описано в работах В. И. Чиркова. Единство этих процессов составляет психосоматический модус состояния человека, который в свою очередь может отличаться по интенсивности, качеству, временной длительности.
Психосоматический модус состояния пронизывает все уровни человеческой жизни, начиная от уровня организма и заканчивая социальным уровнем. Определяет протекание сомато-вегетативных процессов, состояния сознания, а также динамику познавательных психических процессов, влияя на эффективность деятельности, ее направленность и интенсивность [5].
Личность ребенка, в отличие от взрослого, динамично развивается, поэтому психологическое консультирование учащихся является одним из сложных, а процесс его организации и проведения имеет свою специфику. Психологическое консультирование предполагает анализ психического развития ребенка не только в возрастном аспекте, но и в плане изменения его индивидуально-типологических особенностей.
Компонентов входящих в способности ученика чувствовать и переживать в консультативной деятельности психолога много, их совокупность составляется психоэмоциональное состояние в целом, которое влияет на отражение явлений, их оценке, и проявляется в актуализации способа действования.
В настоящее время молодежь боится самостоятельно обращаться за помощью к психологу, так как считает это неприемлемым. Современные тенденции диктуют свои правила, под которые подстраивается большинство учащихся, отказываясь от привычного «Я», скрывая свои способности чувствовать и переживать.
Комплексное изучение позволяет выявить не только актуальное состояние, но и составить более точное и полное представление о внутреннем мире человека, его способностях к эмоциональной оценке не только себя, но и окружающего мира.
Консультативная работа психолога — долгий и кропотливый процесс. Именно благодаря компетенции психолога, его подготовленности строится грамотная и продуктивная работа с учащимися. Психолог помогает учащимся раскрыться, лучше понять себя, их мотивы и побуждения, способствует поиску новых фактов, решений, обобщению накопленной информации, а также помогает сделать более понятными сложные явления.
Литература:
- Психология консультирования в образовании: современное состояние и перспективы развития / Г. А. Суворова // Преподаватель XXI век. — 2011. — № 1, ч. 1. — С. 171–186.
- Психология развития. / Под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой — М: ЧеРо, 2005. – 524 с.
- Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М: ФАИР ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2006.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — М.: Учпедгиз,1946.
- Суворова Г. А. Деятельностный подход к психологическому консультированию в образовании: системогенетическая парадигма: Монография / Суворова Г. А., — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:МПГУ, 2015. — 416 с.
- Шадриков В. Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. М.: Логос, 2002. – 156 с.
- Шадриков В. Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя. — М., 2006.