Данная статья посвящена образовательным законам Жюля Ферри 1881–1882 годов. Этот политический деятель времён Третьей Французской республики является одной из важнейших фигур в истории Франции. Автор ставит своей целью доказать важность реформ, проведённых посредством принятия образовательных законов, для становления современной французской системы образования с помощью анализа содержания данных актов и определения их влияния на последующее развитие образовательной системы Франции.
Ключевые слова: Жюль Ферри, период Третьей Французской республики, законы Ферри, образовательная реформа, светское образование, Национальная Ассамблея, республиканская школа, Палата депутатов, Сенат
Период Третьей Французской республики 1870–1940 годов был одним из самых трудных, но значимых и прогрессивных периодов в истории Франции. Он характеризовался частой сменой власти, экономическим кризисом, вызванным поражением Франции во франко-прусской войне 1870–1871 годов, социальными и политическими противоречиями, в особенности борьбой между республиканцами и монархистами. Однако именно тогда были заложены основы функционирования современного французского государства, произошёл окончательный отказ от монархической формы правления, а республиканские идеи прочно укрепились в сознании народа. Кроме того, образовательные законы Жюля Ферри, являющиеся предметом данного исследования, были приняты именно в Период Третьей республики. Данные акты установили основные принципы «республиканской школы», обеспечивающие французскому образованию звание одного из лучших в современном мире. На сегодняшний день во французских школах уделяется огромное внимание личности и деятельности Жюля Ферри, его называют «отцом французского образования», его имя носят школы по всей территории Франции. Чтобы понимать причины такого внимания к личности данного политика, необходимо разобраться в проведённых им реформах, проанализировав принятые законы и проследив их влияние на становление французской системы образования. Основная цель данного исследования состоит в том, чтобы доказать важность личности Жюля Ферри и его образовательных законов 1881–1882 годов в истории Франции.
Рис. 1. Жюль Ферри
Одной из идейных основ образовательных реформ стал зарубежный опыт: в Пруссии в конце XIX века уже существовало всеобщее начальное образование, ставшее одной из причин её победы во франко-прусской войне. Дореформенная французская система образования находилась в полной власти католической церкви. Более того, образование было раздельным и дорогостоящим, что не могло обеспечить должного уровня образованности населения для становления поистине демократического, правового государства. Еще в 1792 году один из известнейших деятелей революции маркиз Николя де Кондорсе в своём докладе «Об общей организации народного образования» [5] предлагал вывести систему образования из-под влияния церкви. Его идеи, не получившие необходимой поддержки для претворения их в жизнь, всё же стали прочной идеологической базой для последующих реформ Жюля Ферри. Сочетание упрочения позиций республиканцев в начале Третьей республики, пользующихся широкой поддержкой народа вследствие разочарования последнего в монархической форме правления на примерах Первой и Второй Империи, с личной позицией Жюля Ферри сыграло решающую роль в процессе реформирования французской школы. Он «был ожесточенным врагом клерикализма, с которым упорно боролся как в качестве члена правительства, так и в качестве депутата, и решительным сторонником светского обучения, которому оказал крупные услуги» [1], ведь, как и для всех республиканцев, для Ферри светская школа была обязательным условием воспитания нового поколения сознательных и образованных граждан.
В 1881 и 1882 годах Жюль Ферри, будучи министром народного образования, вводит проекты законов, устанавливающих общеобязательное, бесплатное, светское начальное образование. Законы предусматривали коренной перелом во французской системе образования, ещё не перестроившейся на республиканский лад. 16 июня 1881 года Сенатом и Палатой депутатов был принят первый из двух важнейших законов, касающихся начального образования. Подписанный президентом Жюлем Греви, он устанавливал в первой же статье запрет взимания любых денежных средств за оказание образовательных услуг в государственных школах. Обеспечение таких школ становилось обязанностью коммуны и поддерживалось государством в случае нехватки средств. Данный закон позволил детям из любых семей получить начальное образование, ранее доступное только лишь обеспеченным гражданам. Кроме того, ранее образование не представляло особой ценности в глазах французского народа, большую часть которого составляло крестьянство. Однако именно к концу XIX века идеи просветителей Французской революции нашли отклик в сознании граждан, постепенно понимавших значимость образования в условиях перехода к новой экономической системе, характеризующейся быстрыми темпами роста производства и развития товарно-денежных отношений.
Второй из законов Ферри, несмотря на активное сопротивление церкви, был принят 28 марта 1882 года. Он установил обязательность начального образования для девочек и мальчиков в возрасте от 6 до 13 лет и полное отделение школ от католической церкви — управление школой передавалось администрации коммуны. Данным законом устанавливался определённый перечень школьных предметов, способных, по мнению Ферри, обеспечить качественное начальное образование. Упразднённый пункт об обязательности религиозного образования заменялся первой статьёй, ставящей уроки нравственности и гражданское образование на первое место в системе школьных дисциплин. Государственные школы могли, по согласованию с родителями, установить только один дополнительный день, помимо воскресенья, для религиозного образования детей, что ещё больше ограничивало ранее всесильную в отношении образовательной системы католическую церковь. Статьёй 4 предусматривались виды получения детьми начального образования: в начальных и средних школах, подразделявшихся в своё время на государственные и частные, или в семье — отцом или любым выбранным им человеком. Более того, предусматривалось даже отдельное положение об образовании детей с ограниченными возможностями развития, что свидетельствовало о высокой заинтересованности государства в развитии граждан, даже при наличии у них психических или физических отклонений, и о социальной поддержке данных общественных категорий. Далее закон подробно рассматривал формы реализации принципа общеобязательности образования. По статье 5, в каждой коммуне создавалась специальная муниципальная комиссия, основной задачей которой было «наблюдать и стимулировать посещаемость школ». Вопросы организации учебного процесса, посещения школ были строго регламентированы вторым законом Ферри. Перед началом учебного года мэр коммуны, по согласованию с муниципальной комиссией, был обязан составить список всех детей в возрасте от 6 до 13 лет, и пригласить на приём родителей данных детей или заменяющих их лиц, чтобы определить форму обучения детей. Эта процедура происходила, по меньшей мере, за 15 дней до начала учебного года. За 8 дней до начала учебного процесса мэр передавал директорам государственных и частных школ списки детей, которые будут получать начальное образование в данных учреждениях. Если же ответственное за ребёнка лицо не появлялось в срок для закрепления определённой формы обучения, мэр по своему усмотрению определял ребёнка в одну из государственных школ и уведомлял об этом ответственное лицо. Принцип обязательности начального образования подразумевал и строгие правила, которыми регулировалась посещаемость школы ребёнком. Учителя были обязаны отмечать присутствующих на уроках детей и каждый месяц отправлять мэру ведомость о посещении. Отсутствие считалось законным только по следующим основаниям: болезнь ребёнка; смерть члена семьи; форс-мажорные обстоятельства, не позволившие ребёнку появиться в школе. Если же ребёнок хотел прекратить обучение, родители были обязаны предупредить мэра о его намерении и указать форму, по которой ребенок сможет закончить образовательную программу. Семьи детей, не отданных вовремя в школу, или в течение длительного времени не посещавшие её без уважительной причины, облагались штрафом, определяющимся администрацией коммуны. Таким образом, все дети о 6 до 13 лет были обязаны посещать образовательные учреждения, что позволило Французскому государству воспитать новое поколение образованных граждан, даже несмотря на первоначальное противостояние некоторых слоёв населения. Крестьяне не видели смысла в том, чтобы их дети, способные помогать родителям по хозяйству, тратили своё время на образование. Однако постепенно требования нового государства доказали им необходимость и полезность начального образования для всего общества.
Рис. 2. Урок нравственности во французской школе конца XIX века
17 ноября 1883 года Жюль Ферри опубликовал «Письмо учителям», в котором дал им несколько рекомендаций и объяснил основную причину принятия закона 1882 года. Именно в этом письме Ферри отмечал, что закон не нёс в себе негативного смысла по отношению к церкви. Он лишь имел целью разделить школу и церковь, которые, по его мнению, слишком долго смешивались. Ферри также указывал на то, что религиозное образование не упразднялось, а передавалось на усмотрение семье и церкви. Школа же основной своей целью отныне имела функцию воспитания гражданина, делая упор на нравственное и гражданское образование.
Жюль Ферри также внёс изменения и в женское образование — Закон от 21 декабря 1880 года признавал необходимость создания в каждой коммуне школы для девочек. Также Ферри отчасти реформировал систему высшего образования, гарантировав законом от 18 марта 1880 года свободу высшим учебным заведениям.
Основным следствием принятия законов Ферри 1881–1882 годов стало образование прочной социальной базы для становления гражданского общества, руководствующегося республиканскими идеями и принципами. Как отмечал А. В. Бодров, «Обновленная Ферри школа заложила фундамент республиканского сознания нового поколения французов, чему утверждённый̆ конституционно в 1875 г. штатский политический режим во многом и оказался обязан своим долголетием» [6]. Деятельность Жюля Ферри не ограничивалась принятием образовательных законов. Он также оказал очень большое влияние на развитие государства в целом. Особенно важным направлением его деятельности стала колониальная политика. Он сделал очень многое, чтобы, несмотря на постоянные политические перемены, Третья республика смогла просуществовать с 1870 по 1940 год. Именно она положила конец монархии, и начала развивать те принципы республиканского строя, которые сегодня существуют в Пятой Французской Республике. В течение данного периода произошло окончательное упрочение позиций республиканской партии, а также очень важный процесс сплочения народа, осознания единства французской нации.
Безусловно, Законы Ферри были чрезвычайно важны во французской истории. Как и любая реформа, коренным образом меняющая жизнь народа, образовательные реформы Ферри не смогли дать моментальных результатов. Однако они на законодательном уровне установили принципы, на которых основывается и современная система образования во Франции: обязательность получения образования (на сегодняшний день для детей в возрасте от 6 до 16 лет), безвозмездность оказания образовательных услуг в государственных школах, светский характер образования. Официальное закрепление отделения школы от церкви в 1882 году позволило французскому государству постепенно избавиться от одного из главных пережитков феодального строя — глубокой религиозности и зависимости всех социальных институтов от католической церкви. Таким образом, установление обязательного, бесплатного и светского начального образования по реформам Жюля Ферри в 80-х годах XIX века оказало огромное влияние на становление того государственного строя, который по сей день существует во Франции.
Литература:
- Брокгауз Ф. А. — Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Ферри Жюль. URL: http://enc-dic.com/brokgause/Ferri-zhjul-31895.html
- Закон, гарантирующий бесплатное начальное образование в государственных учреждениях Франции: [Принят Сенатом и Палатой Депутатов 16 июня 1881 г.]// Официальная Газета. — 1881. URL: http://www.senat.fr/evenement/archives/D42/juin1881.pdf; Перевод Федуловой К. А.
- Закон об обязательном начальном образовании во Франции: [Принят Сенатом и Палатой Депутатов 28 марта 1882 г.]// Официальная Газета. — 1882. URL: http://www.senat.fr/evenement/archives/D42/mars1882.pdf; Перевод Федуловой К.А
- Ферри Ж. Письмо учителям. Париж, 17 ноября 1883 года. URL: http://ww2.ac-poitiers.fr/ia79-pedagogie/IMG/pdf/jferry_lettre-1883.pdf; Перевод Федуловой К.А
- Condorcet N. « Rapport et projet de décret sur l’organisation générale de l’instruction publique». URL : https://play.google.com/books/reader?id=CI0-QAAMAAJ&printsec=frontcover&output=reader&hl=ru&pg=GBS.PP1
- Бодров А. В. «Лакей Бисмарка?» Жюль Ферри и Германия. «Эльзас-Лотарингия как фактор франко-германских отношений в 1871-1914 гг.», МК-4006.2013.6