Цели и результаты государственной политики в сфере начального народного образования в период с 1861 по 1917 г. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №47 (233) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 23.11.2018

Статья просмотрена: 668 раз

Библиографическое описание:

Субботина, В. В. Цели и результаты государственной политики в сфере начального народного образования в период с 1861 по 1917 г. / В. В. Субботина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 47 (233). — С. 179-183. — URL: https://moluch.ru/archive/233/54109/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье мы хотим сопоставить законодательство Российской империи об образовании в период с 1861 года по 1917 г. и статистику, отражающую процент грамотного населения, а также распространения начальных учебных заведений на этом же временном отрезке. Иными словами, нам важно понять какую цель ставило перед собой государство в сфере образования и к какому результату это привело. Было ли достигнуто задуманное. Хронологические рамки определяются отменой крепостного права, после которой государство активно озаботилось вопросом образования и приняло ряд важных законопроектов, и падением монархии в России в 1917 г. Итак, вначале рассмотрим законодательство данного периода.

Начнем с документа, который стал отправной точкой в развитии начального народного образования в России «Положение о начальных народных училищах 14 июля 1864 г». Определим обозначенные цели, методы и ресурсы (финансирование) их достижения.

Здесь читаем: «Начальные народные училища имеют целью утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [1].

Важный вопрос финансирования лишь частично ложился на государственную казну, большей частью финансирование производилось на общественные и частные средства, а также на пособия ведомств, которым они были подчинены. Помимо этого, Положение объединило все формации народных школ одним названием «начальные народные училища», не выстроив систему начального народного образования.

Таким образом, государство как бы отдало начальное народное образование на откуп органам местного самоуправления. Но уже в конце 1860-х годов правительство стало задумываться о более серьезном контроле и ограничении полномочий земств.

Первым ограничивающим документом стал «Об учреждении инспекторов народных училищ, открытий образцовых училищ и о других мерах к развитию начального народного образования»принятый26 мая 1869 г. Вслед за ним 29 октября 1871 г. вышла инструкция инспекторам народных училищ. Данные документы были призваны усилить контроль со стороны государства за народной школой. Но вместе с тем государство определило и степень финансового участия. В частности, были выделены суммы на организацию и содержание одноклассных и двуклассных образцовых училищ, покупку учебных пособий, поощрений народным училищам, а также на стипендии учителям из семинаристов.

В 1874 г. было принято «Положение о начальных народных училищах».

Заявленная цель положения осталась прежней «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» [2]. Но фактически целью нового Положения было установить со стороны государства контроль над народной школой, путем создания «образцовых» школ, отстранив от работы неблагонадежных учителей и привлекая школьному делу «лиц высших сословий, благонамеренность коих не подлежит сомнению». В рескрипте от 25 декабря 1873 г. на имя Д. А. Толстого император призвал дворянство «стать на страже народной школы», а прежнее устройство управления народными училищами было признано «несоответствующим цели».

Напомню, что цель озвучена как: утвердить в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания. А кто может справиться с этой задачей лучше, чем Церковь. И с 1870-х годов начинается усиление роли Церкви в просвещении народа.

На заседании Комитета Министров 17 марта 1881 г. (при обер-прокуроре Св. Синода К. П. Победоносцеве) бывший министр финансов Абаза А. А. заявил, что «преследуемая правительством цель, — доставить народной школе нравственно-религиозное основание, — столь неоспоримо верна и составляет вопрос такой первоначальной важности, что Министр Финансов, даже при самом неблагоприятном состоянии Государственного Казначейства, счел бы себя обязанным изыскать потребные на то денежные средства» [3].

В результате мы видим целый ряд различных законодательных актов, призванных усилить роль Церкви в вопросе народного образования. Это, например, «О предоставлении православному духовенству надлежащего влияния на народное образование» 22 января 1882 г., «Высочайше утвержденные Правила о церковноприходских школах» 13 июня 1884 г. «Положение об управлении школами церковноприходскими и грамоты ведомства Православного исповедания» 26 февраля 1896 г.

Но с усилением роли государства растет и финансирование школ. Последовательно принимаются такие нормативные документы, как «О дополнительном кредите на нужды начального народного образования» 17 февраля 1897 г., «Об усилении кредита на нужды начального народного образования» 26 января 1898 г., «О дополнительном ассигновании по 500 000 руб. в год на устройство и содержание начальных народных училищ» декабрь 1898 г., «Об отпуске из казны кредитов на нужды городских училищ» 24 мая 1899 г., «О кредите на устройство и содержание начальных училищ» 15 мая 1900 г.

К тому же появляются и первые социальные учреждения, предоставляющие начальное образование детям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. «Высочайше утвержденное Положение о детских приютах ведомства учреждений Императрицы Марии» вышло 18 июля 1891 г.

Детские приюты ведомства учреждений Императрицы Марии имели цель:

принятие бедных обоего пола детей без различая звания, вероисповедания, сословия и происхождения и доставления им религиозно-нравственного воспитания и первоначального образования.

Теперь попробуем разобраться помогли ли принятые меры достичь главной цели, заявленной в вышерассмотренных документах.

Для этого сопоставим цель с некоторыми статистическими данными в сфере образования.

  1. Цель: Утвердить в народе религиозные и нравственные понятия.

Этот показатель, очень сложно оценить, как с точки зрения качественного, так и тем более количественного анализа. Основной вопрос в том, как его измерить. Какие индикаторы в обществе будут говорить о степени достижения или не достижения поставленной цели. К сожалению, в государственных документах нам не удалось найти даже перечня религиозных и нравственных понятий которые должны были распространяться в народе с помощью народных училищ. Если же подняться над «сухим» рассмотрением цифр к понятию нравственности, то, к сожалению, результат будет плачевным. События 1917–1923 гг., на наш взгляд, не свидетельствуют в пользу распространения нравственности в стране.

  1. Цель: Распространять первоначальные полезные знания.

С нашей точки зрения цель так же поставлена очень размыто, и в такой формулировке любое событие, связанное с передачей информации, уже говорит о выполнении поставленной задачи. Описан процесс, а не цель. Интересно рассмотреть показатели, реально отражающие стремление государства распространить полезные знания и степень усвоения новых знаний подданными Российской империи. Более-менее структурированная и достоверная статистика появляется только в 1897 г. До этого времени цифры, приведенные ниже, взяты из разных источников и могут иметь погрешность. Поэтому прежде всего нам представляется важным рассмотреть трекинг, а не конкретные показатели.

Данный график составлен по материалам ведомства министерства народного просвещения. Мы видим, что с принятием «Положения о начальных народных училищах» в 1864 г, до 1875 г. значительно растет число учебных заведений. Но уже с 1875 до 1895 гг. рост замедляется, а часть учреждений закрывается. При этом в данный период государство активно выделяет финансирование на открытие «образцовых школ». Но все же усиление контроля государства и роли духовенства в образовании, даже при увеличенном финансировании заметно затормозило открытие новых учебных заведений. Но уже со вступлением Николая II на престол наблюдается рост, что напрямую коррелируется с удвоением финансирования [4], при этом на высшем уровне постоянно обсуждалась необходимость всеобщего начального образования, и в этом направлении был принят ряд законодательных мер, что и отразилось на результате.

Теперь обратимся к двум графикам, отражающим рост процента грамотного населения в России. Для первого графика «Процент грамотного населения в России» данные собраны из различных источников, таких как перепись населения России 1897 г. [5], документы ведомства министерства народного просвещения (данные о народных училищах за 1896, 1905, 1914 гг.) [6], [7], [8]. Также мы обратились к трудам таких исследователей, как Пыхалов И. В. [9] и Сапрыкин Д. Л. [10]. Для второго графика использовались так же данные переписи 1897 г. и материалы Большой советской энциклопедии 1929 г. издания [11].

Из данных диаграмм можно сделать вывод, что распространение грамотности среди населения неуклонно росло, но, по нашему мнению динамику этот процесс приобрел только к 1915 г. Так почти за 30 лет (с 1885 по 1915 г.) доля грамотного населения выросла всего на 30 процентов, а за два последних года, рассматриваемых на верхнем графике (с 1915 по 1917 гг.), рост составил 16 процентов. В то же время грамотность среди призывников выросла почти на 50 %. Отсюда можно сделать вывод, что система начального образования была рассчитана в большей степени на детей. Об образовании взрослых в тот период мало кто задумывался.

Таким образом проанализировав цели и результаты государственной политики в сфере образования в период с 1861 г. по 1917 г. можно сделать следующие выводы:

  1. Цели были поставлены не четко и больше описывали процесс, а не результат.
  2. Не были определены индикаторы и критерии, по которым можно было бы оценить эффективность проводимой политики. Поэтому очень сложно дать оценку полученному результату.
  3. В тоже время процент грамотности населения России непрерывно рос, что можно принять как основной показатель успешности проводимой политики.
  4. Количество учебных заведений так же значительно выросло, что говорит об обеспечении процесса ресурсами.

По нашему мнению, политика государства в сфере начального народного образования была крайне неэффективной. Цели и задачи были размыты и не оцифрованы, результат анализировался субъективно. Так же процесс был растянут во времени и не привел даже к 60 процентному результату (процент грамотного населения). Но с точки зрения того времени, то, что было сделано, уже было огромным прорывом.

Литература:

  1. Сборник постановлений по Министерству народного просвещения/ СПб., 1876, Т.3 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://istmat.info/node/33408
  2. Хрестоматия по истории педагогики». Под ред. С. А. Каменева, сост. Н. А. Желваков. М. 1936.
  3. Рожков В. Церковные вопросы в Государственной думе/ М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2004. — 560 с.
  4. Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II/ Белград, 1939. [Электронный ресурс]. -режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=150563
  5. Население империи по переписи 29 января 1897 года по уездам/ Санкт-Петербург, 1897 г. [Электронный ресурс]. -режим доступа: http://istmat.info/node/15771
  6. Статистические данные по начальному образованию в Российской империи за 1896 год/ С. Петербург, 1898 г. [Электронный ресурс]. -режим доступа: http://istmat.info/node/25555
  7. Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи (Данные 1905 год)/ Одесса, 1908 г. [Электронный ресурс]. -режим доступа: http://istmat.info/node/25556
  8. Начальные училища ведомства Министерства Народного Просвещения в 1914 году/ Петроград, 1916 г. [Электронный ресурс]. -режим доступа: http://istmat.info/node/21971
  9. Пыхалов И. В. Образование в Российской империи: факты и мифы/Санкт-Петербург, 2011 г. 196–200 с.
  10. Сапрыкин Д. Л. Образовательный потенциал Российской империи/ Москва 2009 г.- 176 с.
  11. Шмидт О. Ю. Большая советская энциклопедия/Москва, 1929 г.
Основные термины (генерируются автоматически): грамотное население, начальное народное образование, народная школа, Россия, училище, сфера образования, народное образование, народное просвещение, начальное образование, Российская империя.


Похожие статьи

Становление и развитие прокуратуры Российской империи в 1722–1863 гг.

Организационное устройство мест заключения и система тюремного управления в Российской империи в конце XIX — начале XX вв.

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Нормативно-правовое регулирование порядка создания и деятельности общественных организаций в Российской империи на рубеже XIX–XX вв.

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Развитие банковского права в России с древних времен и до конца XIX века

Государственно-общественное управление образованием в Российской империи и в современной Российской Федерации

Общая характеристика российского законодательства до Октябрьской революции 1917 г.

Органы губернской администрации Российской империи в 1861–1917 гг.

Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века

Похожие статьи

Становление и развитие прокуратуры Российской империи в 1722–1863 гг.

Организационное устройство мест заключения и система тюремного управления в Российской империи в конце XIX — начале XX вв.

Обучение и воспитание офицеров в военно-учебных заведениях СССР в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Нормативно-правовое регулирование порядка создания и деятельности общественных организаций в Российской империи на рубеже XIX–XX вв.

Анализ современного состояния и тенденции развития налогового контроля в Российской Федерации

Развитие банковского права в России с древних времен и до конца XIX века

Государственно-общественное управление образованием в Российской империи и в современной Российской Федерации

Общая характеристика российского законодательства до Октябрьской революции 1917 г.

Органы губернской администрации Российской империи в 1861–1917 гг.

Исторические аспекты использования женского труда в сфере государственного аппарата управления России в начале XX века

Задать вопрос