История развития принципа уважения прав человека и основных свобод | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 10.12.2016

Статья просмотрена: 2512 раз

Библиографическое описание:

Гилева, А. С. История развития принципа уважения прав человека и основных свобод / А. С. Гилева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 557-559. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36307/ (дата обращения: 23.11.2024).



Центральным элементом международно-правового статуса любого государства является наличие комплекса основных (неотъемлемых[1]) прав и обязанностей. Неотъемлемые обязанности государства неразрывно связаны с основными принципами современного международного права [1], одним из которых является принцип уважения прав человека и основных свобод.

Содержание принципа уважения прав человека и основных свобод имеет ключевое значение в процессе реализации отдельных специальных обязательств в сфере прав человека — специальные обязательства должны реализовываться только с учетом общих положений принципа уважения прав человека и основных свобод. В связи с этим представляется важным рассмотреть историю развития принципа уважения прав человека и основных свобод в международном праве.

Развитие принципа уважения прав человека и основных свобод берет свое начало еще со времен античности. Однако наибольшую активность данный принцип получил в эпоху Возрождения и Просвещения. В XVII — XVIII вв. он проявляется в виде теории естественного (прирожденного) права, которая позволила оценивать с позиций справедливости действующее в государстве позитивное право, проводить его преобразование в направлении гуманизма и свободы. Великие мыслители того времени Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Т. Джефферсон, Ш. Монтескье, И. Кант, И. Бентам, Дж.-Ст. Милль придерживались мнения, что права человека (на жизнь, свободу, собственность и др.) являются священными императивами. С помощью них были образованы основы современного понимания прав человека.

Первый документ, закрепляющий права человека — английская Великая хартия вольностей, которая была принята в эпоху политических распрей между королевской властью и господствующими сословиями, требовавшими ограничить ее произвол.

Таким образом, британская «Магна Чарта», или «Великая хартия», уже в 1215 году сделалась одним из первых европейских законов, который признал принцип верховенства права. Межгосударственные договоры, появлявшиеся со времен Реформации, сделали возможным закрепить невозможность одной страны поступать с религиозными меньшинствами так, чтобы это «шокировало совесть человечества». Так был создан прецедент защиты свободы вероисповедания. Его теперь содержит и Всеобщая декларация прав человека. Положение о том, что закон должен рассматривать людей как равных, несмотря на их положение и происхождение, а жестокое обращение с ними следует запретить, как и произвольный арест, было внесено в «Габеас Корпус Акт», ставший основой американской Конституции.

В 1689 г. в Англии был принят Билль о правах (The Bill of Rights). Данный конституционный нормативный акт фактически положил начало парламентской монархии, что позволило ограничить власть монарха и стало в действительности первым шагом на пути к демократии. Закон фактически ограничивал возможности власти короля и говорил о недопустимости «ни требования чрезмерных судебных залогов, ни наложения чрезмерных штрафов или жестоких и необычных наказаний».

Петиция о праве 1628 г. и Акт об устроении 1701 г., в свою очередь, тоже провозглашали верховенство законов и гарантии прав личности. Акт о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного 1701 г. (ActofSettlement6) впервые признал, что законы Англии являются прирожденными правами ее народа, и все, стоящие у престола, а также служащие и должностные лица должны действовать в соответствии с законодательством. Выдающиеся мыслители данной эпохи Дж. Мильтон, Т. Гоббс, Дж. Локк выдвигали на первый план идеи свободы, естественных прав человека, возникновения государства из свободного соглашения людей, опирающегося на естественные законы. Данные концепции сильно повлияли на развитие законодательства о правах человека не только в Англии, но и в других государствах (например, США).

Выдающийся исторический документ, развивающий идеи свободы и неотчуждаемых прав человека и народа, — Декларация независимости (TheUnitedStatesDeclarationofIndependence1). Это первый документ, в котором были прописаны права граждан и основополагающие принципы демократии, наиважнейшим из которых была исходящая от народа политическая власть, защищающая интересы всех американцев. Автор декларации независимости США — молодой конгрессмен и активный борец за независимость — Томас Джефферсон, именно его идеи, навеянные французской революцией, легли в основу всемирно известного документа.

Декларация независимости США спустя почти двести пятьдесят лет не перестает удивлять свой народ. В две тысячи десятом году американские ученые открыли новые строки первоначальной версии, которые были ранее исправлены. Анализ текста документа показал, что народ США в декларации называли «подданными», но впоследствии это слово было стерто и заменено на более свободное «граждане». Таким образом, с исключением подданства из главного документа страны был перевернут лист колониальности Соединенных Штатов.

На развитие теории прав человека в Европе значительно повлияла Великая Французская революция. Она выдвинула принципы равенства, братства, справедливости, на основе которых должно формироваться новое общество. Эти положения были закреплены в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. В статьях Декларации говорилось о сохранении естественных прав человека, о равенстве всех, без оглядки на сословную принадлежность, перед законом, о свободе личности, свободе совести, слова и печати. Не были обойдены экономические и финансовые механизмы — декларация прав человека объявляла собственность «нерушимым и священным правом», а также устанавливала равномерное распределение налоговых платежей среди всех граждан, процедуру их взимания и надзор за использованием.

К ХХ в. положения о правах человека содержались в конституциях многих государств.

Первой попыткой поставить международное право на защиту прав человека стало принятие в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о запрете торговли неграми-невольниками. Однако помимо запрещения рабства и работорговли международное право того времени не регулировало вопросов защиты непосредственно прав человека [3].

После Первой мировой войны в 1919 г. была создана Лига Наций, Это первая международная организация, призванная регулировать взаимоотношения между странами при помощи дипломатии. Лига Наций за время своего существования создала несколько комиссий, которые специализировались на анализе ситуации по конкретным направлениям: права женщин, оборот наркотиков, беженцы и т. д. В ее состав в разное время входило 58 стран, основателями являются Франция, Испания, Великобритания. Последнее заседание совета Лиги Наций состоялось в 1946 году. Существующие на сегодняшний день многие международные институты являются ее правопреемниками и продолжателями традиций: ЮНЕСКО, ООН, Международный суд, Всемирная организация здравоохранения. В рамках Лиги Наций в 1924 г. была также принята Декларация прав ребенка.

После Второй мировой войны был принят Устав ООН, заложивший основы современного международного права. Целью создания ООН в целом являлось поддержание мира, международной безопасности и укрепление и развитие сотрудничества между странами. Устав же решал международные проблемы гуманитарного, социального, культурного и экономического характера. Положениями Устава было закреплено уважение к правам человека и основным свободам независимо от расы, языка, пола и религии.

В развитие положений Устава ООН по защите прав человека и основных свобод международное сообщество разработало и приняло Хартию (Билль) о правах человека, состоящую из Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Но сотрудничеству государств в области защиты прав человека и основных свобод в значительной степени препятствовало противостояние периода «холодной войны». Потепление международного климата в начале 70-х гг. привело к тому, что в ст. VII Декларации принципов Хельсинского заключительного акта СБСЕ 1975 г. был зафиксирован в качестве самостоятельного принцип уважения прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений [4].

Однако простое декларирование прав человека не гарантировало их соблюдение государствами, а потому в 1959 г. в качестве основного элемента контрольного механизма по соблюдению положений Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г. был создан Европейский суд по правам человека. Его штаб-квартира находится во Франции в Страсбурге.

Таким образом, мы видим, что сейчас проблема прав человека вышла за национальные рамки и приобрела международное звучание. Приоритет прав человека закреплен в универсальных и европейских правовых документах.

Литература:

  1. Кокорев Р. С. История формирования и современное понятие основных прав и обязанностей государств // Российский ежегодник международного права. 2003. СПб., 2003. С. 32.
  2. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. 3-е изд. М., 2007. С. 327.
  3. Тимченко Л. А., Тимченко Л. Д. Международное право: практикум. Ирпень, 2002. C. 104.
  4. Тимченко Л. Д., Кононенко В. П. Становление принципа уважения прав человека в международном и национальном праве. «Российский юридический журнал», 2011, N 4. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://w.pc-forums.ru/o2214.html.

[1]И.И. Лукашук относит основные права государства к категории неотъемлемых прав [2]

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, Англия, VII, Всеобщая декларация, Декларация, лига Наций, Международный пакт, мировая война.


Похожие статьи

Проблемы реализации основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

История становления и развития законодательства о вещных правах

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития гражданского общества

К вопросу о наднациональном характере Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Правовая ответственность за нарушение принципа равенства прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Проблемы реализации конституционного принципа свободы труда в Российской Федерации

Правомерность способов защиты авторских и смежных прав

Проблемы реализации и защиты гражданских прав и надлежащего исполнения гражданских обязанностей

Реализация принципа равноправия и свободы вероисповедания в конституционном праве

Принципы публичного права как механизм административно-правового регулирования Евросоюза

Похожие статьи

Проблемы реализации основных прав и свобод человека и гражданина в РФ

История становления и развития законодательства о вещных правах

Значение прав и свобод человека и гражданина для развития гражданского общества

К вопросу о наднациональном характере Конвенции о защите прав человека и основных свобод

Правовая ответственность за нарушение принципа равенства прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Проблемы реализации конституционного принципа свободы труда в Российской Федерации

Правомерность способов защиты авторских и смежных прав

Проблемы реализации и защиты гражданских прав и надлежащего исполнения гражданских обязанностей

Реализация принципа равноправия и свободы вероисповедания в конституционном праве

Принципы публичного права как механизм административно-правового регулирования Евросоюза

Задать вопрос