Разработка методов профессионального отбора абитуриентов физкультурного факультета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Мукашева К. М. Разработка методов профессионального отбора абитуриентов физкультурного факультета // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 744-747. — URL https://moluch.ru/archive/130/36246/ (дата обращения: 11.12.2018).



Разработкаметодовпрофессионального отбораабитуриентовфизкультурного факультета

Мукашева Кундыз Манатовна

Научный руководитель: Укушева Толкын Калиаскаровна

Жетысуский государственный университет им. И. Жансугурова (г. Талдыкорган, Казахстан)

Спортсмены, как известно, относятся к категории лиц, наиболее подверженных стрессовым факторам, поэтому учет вышеназванных психофизиологических взаимосвязей чрезвычайно важен для оценки адаптационных возможностей организма спортсмена и прогнозирования его реакции на нагрузки различного происхождения [1].

Важнейшей составляющей адаптационных резервов являются функциональные резервы. Они подразделяются на конституциональные (генотипические и фенотипические), явные (которые можно выявить и использовать в данный момент) и скрытые (заблокированные, которые могут стать явными при переходе организма в более благоприятное состояние) [2].

Явные функциональные резервы измеряются с помощью специальных функциональных тестов с максимальной или субмаксимальной нагрузкой, а также с помощью клинических исследований. Уменьшение явных функциональных резервов, вплоть до их полного истощения, происходит не только вследствие преобладания их расхода над восполнением, но и в результате блокирования части резервов организмом при развитии стрессовых неспецифических адаптационных реакций. Тип и напряженность неспецифической адаптационной реакции могут определяться по совокупности показателей функционального и психофизиологического состояния спортсмена (уровень тревожности, раздражительности, агрессивности, качество сна, аппетита, утомляемость, работоспособность и т. п.) [3]. Перевод организма спортсмена из стрессовой в гармоничную адаптационную реакцию приводит к постепенному накоплению функциональных резервов и снятию блокад со скрытых резервов.

Чем выше функциональные резервы спортсмена, тем более интенсивные тренировочные нагрузки он способен выполнять без ущерба для здоровья. Таким образом, основной тактической задачей спортивной медицины становится поддержание функциональных резервов спортсмена на максимальном уровне. Решение этой задачи существенно облегчает для спортсмена и тренера реализацию оптимального управления тренировочным процессом, достижение пика формы и высоких результатов в соревновательный период.

В тоже время при поступлении в ВУЗ по спортивным специальностям комплексный отбор не проводится. При этом студенты физкультурных факультетов, как правило, продолжают активную профессиональную спортивную деятельность, так как возраст 18–24 года в большинстве видов спорта является пиком спортивной формы. В связи с этим возникает вопрос о необходимости совершенствовании методов комплексного отбора абитуриентов физкультурного факультета.

Исходя из этого, целью настоящего исследования является: Разработать новые подходы и усовершенствовать методы профессионального отбора и контроля психофизиологического состояния высококвалифицированных спортсменов для повышения эффективности и результативности их деятельности.

Материалы иметоды исследования

Объект иметоды исследования: Проведено обследование 20 абитуриентов физкультурного факультета Жетысуского государственного университета им. И. Жансугурова различной специализации (средний возраст исследуемых составил 17,45±0,71 лет). Среди них призеры республиканских и международных соревнований.

Для оценки психоэмоционального состояния были использованы следующие сертифицированные компьютеризированные методики:

  1. Экспресс-методика определения работоспособности и функционального состояния центральной нервной системы человека [4] на основе статистического анализа времени простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР).
  2. Диагностика нервно-психических состояний и выявление внутриличностных конфликтов по феномену цветопредпочтения — тест Люшера.

Результаты исследований иих обсуждение

Все обследуемые прошли стандартное медицинское обследование, необходимое для поступления в ВУЗ. По результатам данного обследования все абитуриенты были признаны практически здоровыми.

При отборе необходимо учитывать психологические и психофизиологические свойства спортсменов. Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т. п. Также не стоит забывать, что каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и психофизиологическим способностям спортсмена [5–6]. В связи с этим нами была проведена оценка психофизиологических свойств абитуриентов.

Время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) рассматривают как интегральный показатель функционального состояния ЦНС, отражающий такие основные свойства, как возбудимость, лабильность и реактивность. Простая сенсомоторная реакция реализуется через формирование функциональной системы, работа которой зависит от согласованности, синхронности временных и пространственных параметров этой системы и совпадения ритмов возбуждения в нервных клетках [2]. Тест ПЗМР оценивает активацию ЦНС. Оценка осуществлялась по среднему времени ответной реакции на группу зрительных стимулов. Форма распределения последовательных значений времени ПЗМР и положение вариационной кривой в системе координат варьирует в соответствии с изменением ФС ЦНС. Это соответствие позволяет определять количественные критерии, отражающие разные стороны ФС ЦНС, а также уровни работоспособности [7].

Для оценки результатов работоспособности и ФС были выбраны усредненные критерии: М — среднее время реакции (мс), Mo — значение середины модального класса, Т — значение времени реакции (мс), ФУС — функциональный уровень нервной системы (усл.ед.), УР — устойчивость нервной системы (усл.ед.), УФВ — уровень функциональных возможностей (усл.ед.) по правой и левой руке. Результаты вариационной хронорефлексометрии спортсменов представлены на рисунке 1.

Средне групповые показатели времени ПЗМР (Т, мс) обследуемых не имели существенных различий (табл. 1), колебания кривых этого критерия соответствовали диапазону значений, который охватывает интервал времени, характеризующий «незначительно сниженную» работоспособность человека.

Такой показатель хронорефлексометрии как ФУС имел значения в интервале от 2,09 до 2,38 усл. ед., и находился в пределах ФС характеризуемого как «сниженная работоспособность». При сравнении результатов ФУС (усл. ед.) значимых различий в группе обследованных не выявлено.

Рис. 1. Показатели простой зрительно-моторной реакции абитуриентов, усл. ед.

Следующий анализируемый нами показатель вариационной хронорефлексометрии — УФВ (усл. ед.) — является интегративной характеристикой состояния ЦНС и позволяет судить о ее способности формировать и достаточно долго удерживать соответствующую функциональную систему. В среднем по группе существенных отличий УФВ не обнаружено. Средние значения этого критерия соответствовали границам, характеризующим ФС «незначительно сниженная работоспособность». Следует отметить, что в отличии со средними данными по группе у 7 (35 %) обследуемых УФВ составил от 1,13–1,58 усл. ед, и соответствовал ФС «сниженная работоспособность».

Затем мы определяли показатель хронорефлексометрии — УР (усл. ед.), который рассматривают как критерий устойчивости состояний ЦНС. Величина этого показателя тем больше, чем меньше вариабельность значений ПЗМР. В наших исследованиях средние значения критерия УР в группе находились в границах ФС — «сниженная работоспособность». Как и в случае с показателем УФВ у 7 (35 %) обследуемых УР по отношению к группе имел значения в интервале от 0,06–0,55 усл. ед., и находился в пределах ФС «значительно сниженная работоспособность».

Таким образом, сопоставление величин расчетных критериев оценки ФС ЦНС с показателями УР позволило определить, что ФС ЦНС 75 % спортсменов находится на уровне сниженной и незначительно сниженной работоспособности. Для таких ФС характерно ослабленное внимание, увеличение времени выполнения задания и ошибочных действий, а также при сниженном УР наблюдается резкое ухудшение временных и точностных параметров деятельности и значительное снижение работоспособности в целом. У 35 % спортсменов ФС ЦНС находится на уровне значительно сниженной работоспособности и в системе координат занимает временной интервал в среднем от 260 до 460 мс. При таком распределении отчетливо выявляются сдвиги уровней возбудимости и лабильности ЦНС.

Далее, мы оценивали показатели актуального психофизиологического состояния спортсменов. Изменение показателей актуального психофизиологического состояния спортсменов фиксировалось с помощью восьмицветового теста Люшера — проективной методики, использующей феномен цветопредпочтения для диагностики нервно-психических состояний и выявления внутри личностных конфликтов. Для оценки текущего психологического состояния спортсменов проводили анализ суммарного отклонения (СО) и вегетативного коэффициента (ВК) [8].

Показатель СО интегрально отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, присущий испытуемому. Полученные результаты указывают на то, что у большинства испытуемых значения СО от аутогенной нормы находилось в интервале от 8 до 11 баллов. Средние значения этого критерия соответствовали границам, характеризующим незначительный уровень непродуктивной нервно-психической напряженности.

В значениях ВК, отражающего энергетический баланс организма, у большинства испытуемых отклонений, которые бы имели статистическую значимость, не выявлено. Значения критерия (1,57±0,41) соответствовали границам, характеризующим оптимальную мобилизацию физических и психических ресурсов, установку на активное действие. В экстремальной ситуации наиболее вероятна высокая скорость ориентировки и принятия решений, целесообразность и успешность действий. Отмечено, что значения ВК от 1 до 1,5 балла являются наиболее благоприятными для успешного выступления на соревнованиях.

Известно, что чем выше значение СО, тем в большей мере силы расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутриличностными проблемами, на волевое преодоление усталости в ущерб достижению субъективно значимых целей. А также значения ВК ниже 1,5 указывают на наличие у испытуемого перевозбуждения, избыточного сковывающего напряжения. В связи с этим отдельно от группы были проанализированы 50 % обследуемых, у которых показатели СО практически достигали границ повышенного уровня непродуктивной нервно-психической напряженности. Потенциал целесообразной активности этих обследуемых очень невысок. Общий эмоциональный фон характеризуется повышенной возбудимостью, тревожностью, неуверенностью. В стрессовых ситуациях вероятен срыв деятельности и поведения. В этой же группе спортсменов в общем эмоциональном фоне преобладают истощенность, установка на бездействие, хроническое переутомление. У одного спортсмена показатель ВК достигал значения 3,43±0,41. Это говорит о том, что эмоциональный фон обследуемого характеризуется избыточным возбуждением, суетливостью, импульсивностью и снижением самоконтроля, необдуманных поступков.

Таким образом, проведенное нами функциональное, психологическое и психофизиологическое обследование показало, что до 75 % абитуриентов физкультурного факультета нуждаются в дополнительном обследовании, при этом у каждого третьего ФС организма и ЦНС значительно снижено и требует проведения коррекционных мероприятий.

Исходя из этого, считаем необходимым внедрение следующих мероприятий:

– комплексного обследования (медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, психологические и социологические обследования) абитуриентов физкультурного факультета;

– наблюдение в динамике за психофункциональным состоянием студентов физкультурного факультета в процессе обучения в ВУЗе на различных этапах учебного процесса для своевременного выявления и коррекции психологических и функциональных нарушений, связанных с повышенными физическими нагрузками;

– разработка методик отбора и контроля психофункционального состояния абитуриентов и студентов физкультурного факультета с учетом специфики вида спорта.

Литература:

  1. Граевская, Н. Д. Спортивная медицина: Курс лекций и практические занятия. Учебное пособие / Н. Д. Граевская, Т. И. Долматова — М.: Советский спорт, 2004. — 304 с.
  2. Махонькина Л. Б., Сазонова И. М. Резонансный тест. Возможности диагностики и терапии — М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2000. — 180 с.
  3. Гаркави Л. Х., Квакина Е. Б., Кузьменко Т. С. Антистрессорные реакции и активационная терапия. — М.: «ИМЕДИС», 1998. — 96 с.
  4. Мороз М. П. Экспресс-диагностика работоспособности и функционального состояния человека: методическое руководство. — СПб.: ИМАТОН, 2009. — 44 с.
  5. Жданов Ю. Н. Психологическая и психофизиологическая подготовка спортсменов. — Донецк: Новый мир, 2005. — 264 с.
  6. Ильин Е. П. Психология спорта. — СПб.: Питер, 2008. — 180 с.
  7. Николаенко Н. Н., Афанасьев С. В., Михеев М. М. Организация моторного контроля и особенности функциональной асимметрии мозга у борцов // Физиология человека. — 2001. — Т. 27, № 2. — С. 68–75.
  8. Оксикбаев Б. К., Джанкулдукова А. Ж. Исследование структурно-функционального состояния мембран эритроцитов студентов для повышения общей резистентности организма // Молодой ученый. — 2015. — № 20. — С. 99–102.
Основные термины (генерируются автоматически): физкультурный факультет, сниженная работоспособность, показатель, среднее, спортсмен, простая зрительно-моторная реакция, непродуктивная нервно-психическая напряженность, актуальное психофизиологическое состояние, государственный университет, нервная система.


Похожие статьи

Анализ результатов хронорефлексометрии по скорости...

Динамика показателей зрительно-моторной реакции уработников диспетчерского отдела

Показатели зрительно-моторной реакции в млс.

латентный период, производственное утомление, сложная зрительно-моторная реакция, центральная нервная система.

Профилактика нервно-психических расстройств у студентов...

Профилактика нервно-психических расстройств у студентов вузов г.Воронежа. Автор: Латынин Олег Алексеевич. Рубрика: Медицина.

влияние на ЦНС, а через нее на функциональное состояние всех органов и систем: улучшается кровообращение, работоспособность мышц...

Изучение типологических свойств нервной системы...

Рис. 1. Соотношение показателей силы нервной системы и типов реакций.

Далее нами было проведено исследование некоторых психофизиологических качеств, определяющих состояние функционирования ЦНС испытуемых (таблица 2).

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Данные реакции являются неспецифической основой многих патологических процессов.

Основные термины (генерируются автоматически): студент первого курса, старшеклассник, процесс, первокурсник, психофизиологическое состояние, вегетативная нервная система...

Влияние занятий спортом на адаптацию девушек в процессе их...

Однако у девушек начальных классов показатели функционального состояния ЦНС были хуже, чем и девушек спортивного факультета. Это проявлялось большей длительностью слухо-моторной и зрительно-моторной реакцией...

Формирование психологической устойчивости личности...

Лицо в застывшем состоянии, которое уставлено на экран монитора, замедленная или отсутствующая реакция на внешние раздражители

Средний возраст подростков 15 лет (48 девочек,49 мальчиков). Целью исследования была выявление уровня нервнопсихической...

Особенности развития и течения невротических расстройств...

Особенности эмоционального состояния при нервно-психической неустойчивости: эмоциональная лабильность разной степени выраженности; склонность к депрессивным реакциям

особенно в экстремальных условиях, при повышенной нервной напряженности.

Особенности развития психомоторных реакций в спортивных...

Среди психических качеств спортсменов наиболее подробно изучена быстрота сенсомоторных реакций.

По мере роста тренированности спортсмена наблюдается увеличение подвижности и уравновешенности нервных

Платонов, К. К. О системе психологии / К. К. Платонов.

Психодиагностика как условие спортивно-организованного...

Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения: 1. Сохраняет бодрость и уверенность в соревнованиях. 2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой тренировки.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Анализ результатов хронорефлексометрии по скорости...

Динамика показателей зрительно-моторной реакции уработников диспетчерского отдела

Показатели зрительно-моторной реакции в млс.

латентный период, производственное утомление, сложная зрительно-моторная реакция, центральная нервная система.

Профилактика нервно-психических расстройств у студентов...

Профилактика нервно-психических расстройств у студентов вузов г.Воронежа. Автор: Латынин Олег Алексеевич. Рубрика: Медицина.

влияние на ЦНС, а через нее на функциональное состояние всех органов и систем: улучшается кровообращение, работоспособность мышц...

Изучение типологических свойств нервной системы...

Рис. 1. Соотношение показателей силы нервной системы и типов реакций.

Далее нами было проведено исследование некоторых психофизиологических качеств, определяющих состояние функционирования ЦНС испытуемых (таблица 2).

Определение и оценка адаптационного потенциала...

Данные реакции являются неспецифической основой многих патологических процессов.

Основные термины (генерируются автоматически): студент первого курса, старшеклассник, процесс, первокурсник, психофизиологическое состояние, вегетативная нервная система...

Влияние занятий спортом на адаптацию девушек в процессе их...

Однако у девушек начальных классов показатели функционального состояния ЦНС были хуже, чем и девушек спортивного факультета. Это проявлялось большей длительностью слухо-моторной и зрительно-моторной реакцией...

Формирование психологической устойчивости личности...

Лицо в застывшем состоянии, которое уставлено на экран монитора, замедленная или отсутствующая реакция на внешние раздражители

Средний возраст подростков 15 лет (48 девочек,49 мальчиков). Целью исследования была выявление уровня нервнопсихической...

Особенности развития и течения невротических расстройств...

Особенности эмоционального состояния при нервно-психической неустойчивости: эмоциональная лабильность разной степени выраженности; склонность к депрессивным реакциям

особенно в экстремальных условиях, при повышенной нервной напряженности.

Особенности развития психомоторных реакций в спортивных...

Среди психических качеств спортсменов наиболее подробно изучена быстрота сенсомоторных реакций.

По мере роста тренированности спортсмена наблюдается увеличение подвижности и уравновешенности нервных

Платонов, К. К. О системе психологии / К. К. Платонов.

Психодиагностика как условие спортивно-организованного...

Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения: 1. Сохраняет бодрость и уверенность в соревнованиях. 2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой тренировки.

Задать вопрос