Нормирование и выдача разрешений на сбросы веществ в водные объекты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 1306 раз

Библиографическое описание:

Ивановская, Л. А. Нормирование и выдача разрешений на сбросы веществ в водные объекты / Л. А. Ивановская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 465-469. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36223/ (дата обращения: 04.05.2024).



Россия занимает второе место в мире (после Бразилии) по обеспеченности водными ресурсами. На территории страны находятся самое глубокое озеро — Байкал, протекают крупнейшие реки — Волга, Енисей, Обь, Иртыш, Лена, Амур. Берега России омывают моря Атлантического, Тихого и Серного Ледовитого океанов. Помимо этого, Россия имеет множество промышленных предприятий, производственный цикл которых требует значительных водных ресурсов, что в то же время приводит к выбросам продуктов производства и загрязнению окружающей среды. Это, в свою очередь подразумевает выдачу разрешений на осуществление таких сбросов и нормированию этих сбросов, что влечет к образованию властных полномочий исполнительно-распорядительного характера со стороны органов исполнительной власти, направленных на природопользователей. Все это подтверждает актуальность темы.

Согласно пункта 4 статьи 1 Водного кодекса РФ, водным объектом является «природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима» [14]. Также, согласно статье 1 закона «Об охране окружающей среды» нормативами допустимых сбросов (НДС) являются «нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками» [13].

Еще одним базовым определением служит понятие лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов (лимитов на выбросы и сбросы), также содержащееся в настоящем Законе. Лимиты на выбросы и сбросы — это «ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды» [13].

Кроме того, нормирование воздействия на окружающую среду закреплено в главе 5 настоящего Закона. В частности, в статье 23 настоящего Закона закреплены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Так, из статьи следует, что сбросы в водоемы в пределах установленных лимитов возможны на основании разрешений, выданных соответствующими государственными органами исполнительной власти, занимающимися регулированием в области охраны окружающей среды [13]. Пункт 118 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса устанавливает за выдачу такого разрешения государственную пошлину в размере 3 500 рублей [16].

Постановлением Правительства № 469 закреплено, что на основании предложений водопользователей нормативы допустимых сбросов вредных веществ, кроме радиоактивных, утверждают Росводресурсы совместно с Росгидрометом, Роспотребнадзором, Росрыболовством и Росприроднадзором [7]. Эти нормативы разрабатываются с учетом различных показателей качества воды и утверждаются указанными органами, если имеется положительное заключение экологической экспертизы [8]. Кроме того, разработка нормативов допустимых сбросов осуществляется в соответствии с утвержденной Министерством природных ресурсов РФ методикой разработки НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей [12].

В случае, если на водные объекты оказывается негативное воздействие, то природопользователи обязаны платить за это воздействие на окружающую среду. Согласно постановлению Правительства № 632, существует базовые нормативы планы, которые распространяются на сбросы в воду в пределах НДС и устанавливаются для каждого загрязняющего вещества с учетом степени их опасного воздействия на окружающую среду. Наряду с этим, имеются базовые нормативы за сбросы в пределах установленных лимитов. Также имеются коэффициенты к базовым нормативам, которые устанавливаются в зависимости от значимости водного объекта. При этом, природопользователи оплачивают нормативы в рамках НДС за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а сбросы сверх нормы — за счет собственной прибыли, остающейся в распоряжении [6].

Кроме того, в постановлении Правительства № 913 установлены ставки платы за сбросы вредных веществ в водные объекты для 2016, 2017 и 2018 годов, а также сказано, что при расчете платы за сбросы в особо охраняемые природные объекты устанавливается повышающий коэффициент, равный 2 [9].

За неуплату таких нормативов может быть предусмотрена административная ответственность по статье 8.5 КоАПа за сокрытие или искажение экологической информации [17].

Органом исполнительно власти, уполномоченным на выдачу разрешений на сбросы вредных веществ и микроорганизмов в водоемы является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные управления [3]. Существует перечень документов, необходимых для получения такого разрешения. К нему относятся: заявление о выдаче соответствующего разрешения, утвержденные нормативы допустимых сбросов (НДС), бланк разрешения на сброс в электронной форме, протоколы анализов сточных вод, план природоохранных мероприятий по сокращению сброса загрязняющих веществ [2]. Выдачей разрешений на сбросы радиоактивных веществ в водные объекты согласно пункту 5.3.3.5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 401, занимается Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и его территориальные органы, также, согласно пункту 5.3.4.устанавливает НДС радиоактивных веществ в водные объекты [4].

В Российской Федерации выдача разрешения на сбросы веществ, кроме радиоактивных, в водные объекты, осуществляемая Росприроднадзором и его органами по месту сбросов веществ, является государственной услугой. Порядок ее предоставления закреплен в соответствующем административном регламенте. Согласно этому регламенту, разрешения выдаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, ведущим любой вид деятельности, связанный со сбросами вредных веществ и организмов в водные объекты. Срок действия разрешения при соблюдении НДС соответствуют сроку действия установленных нормативов (как правило не более 5 лет). Если НДС не соблюдаются, но при этом есть лимиты, то срок составляет 1 год с момента выдачи такого разрешения. Затем нужно продлять разрешение. Разрешение можно получить в течение 30 рабочих дней, предварительно уплатив пошлину в размере 2000 рублей [10].

Выдача разрешения на сброс загрязняющих веществ относится к правилам природопользования, в частности водопользования, и подпадает под сферу действия административного права и регулируется Кодексом об административных правонарушениях РФ. Нарушение этих правил согласно части 1 статьи 8.14 указанного Закона влечет за собой наложение санкций от административного штрафа (на сумму до 100 000 рублей для юридических лиц) до административного приостановления деятельности сроком до 90 суток[17].

Что касается нормативного регулирования на региональном уровне, то, как уже отмечалось выше, территориальные органы Росприроднадзора осуществляют услугу по выдаче разрешений на сбросы вредных веществ и микроорганизмов по месту их сброса.

Помимо уже перечисленных нормативных правовых актов, регулирующих данную сферу, существую региональные акты и акты, регулирующие нормирование сбросов по конкретным водным объектам.

Примером регулирования нормирования сбросов может послужить Федеральный закон «Об охране озера Байкал» от 01.05.1999 N 94-ФЗ. В указанном законе содержатся границы природной зоны Байкала, на которую распространяется его действие. Также, перечислены органы Республики Бурятия, Иркутской области и Забайкальского края, ответственные за охрану этого водного объекта. Кроме того, существует также отдельный перечень видов деятельности, запрещенной на Байкале, утвержденный Правительством РФ [15]. К таким видам, например, относятся различные промышленные производства, сбросы сточных вод, содержащих токсичные и иные вредные вещества, а также производство целлюлозы, бумаги, картона [7].

Глава 3 Закона «Об охране озера Байкал» посвящена нормативному регулированию вредного воздействия на экосистему озера. Так, в статье 13 содержится порядок установления таких нормативов. Перечень и допустимое содержание вредных веществ при их сбросе в озеро со сточными водами представлен в соответствующем приказе Минприроды РФ [11]. В статье 14 говорится о том, что предельно допустимый объем сбросов вредных веществ имеет тенденцию к снижению и ежегодно обновляется с учетом результатов научных исследований [15].

Также, некоторые региональные законы предусматривают свои санкции, отличные от федеральных, за правонарушения в области природопользования. К примеру, Кодекс города Москвы об административных правонарушениях налагает ответственность, отличную от федерального КоАПа в сфере нарушения НДС. Так, согласно статье 4.3 указанного Закона при загрязнении вод на территории природного комплекса города предусмотрен штраф до 3000 рублей для граждан, 40 000 руб. — для должностных лиц и 250 000 рублей для юрлиц [1].

На основании приведенного анализа нормативных актов, регулирующих нормирование сбросов веществ в водные объекты как на федеральном, так и региональном уровнях, а также в ходе разбора процесса предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на сбросы, можно выделить ряд проблемных аспектов.

  1. В действующем Административном регламенте по выдаче разрешений на сбросы веществ в водные объекты от 2013, размещенном на официальном сайте Росприроднадзора, года размер госпошлины составляет 2 000 рублей и дается отсылка к пункту 118 части 1 статьи 333.33 Налогового Кодекса РФ. Однако в действующей версии НК РФ в этом же пункте размер госпошлины составляет 3 500 рублей (норма была введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 221-ФЗ от 2014 года). Таким образом, существует несоответствие административного регламента действующему законодательству. При этом в ФЗ № 7 «Об охране окружающей среды» приведена актуальная информация относительно размера пошлины.
  2. Несмотря на имеющееся нормативное регулирование и регламент предоставления разрешения на сбросы, состояние водных объектов и качество воды в них ухудшается. Об этом, например, свидетельствуют данные, приведенные на сайтах Управлений Росприроднадзора в Республике Бурятия, Забайкальском крае и других субъектах [18, 19]. Это говорит о низкой эффективности регулирующих актов по данному вопросу, слабому контролю со стороны государственных органов за соблюдением таких норм и высоким допустимым значениям сбросов.
  3. Кроме того, на региональном уровне слабо освещены санкции за нарушение нормативов сбросов вредных веществ в водные объекты. Так, в ходе анализа КоАПов регионов, на территории которых расположено озеро Байкал, таких статей выявлено не было. Лишь в КоАПе города Москвы имеются санкции по данному вопросу, отличные от федеральных.
  4. Также, в Постановлениях Правительства, регулирующих нормирование сбросов в водные объекты, есть порядок использования водных ресурсов, указано нормирование сбросов, ответственные органы за соблюдением нормативов сбросов, но ответственность за нарушение не прописана или приводится в «рамочных» формулировках (пример: предусмотрена ответственность в соответствии с административным законодательством).
  5. Ставки платы за негативное воздействие сбросов в водные объекты по некоторым видам веществ могут в несколько десятков и сотен раз превышать значение административных штрафов, налагаемых на юридических лиц за сокрытие экологической информации. Это может привести к тому, что природопользователю будет выгоднее разместить свое производство близ водоема и сбрасывать туда загрязняющие вещества, никого не уведомив, и при этом заплатить штраф, чем оплачивать нормативы допустимых сбросов.
  6. В действующем законодательстве нет конкретного определения понятия «сбросы веществ в водные объекты», имеется лишь определение сточных вод в Водном кодексе РФ [20].

Необходимо выработать согласованные действия по урегулированию проблемных вопросов, выявленных н основе анализа действующего законодательства России.

Во-первых, необходимо привести административный регламент по выдаче разрешений на сбросы в водные объекты в соответствие с нормами действующего законодательства РФ.

Во-вторых, нужно повысить эффективность нормативных правовых актов в сфере сбросов веществ в водоемы за счет пересмотра действующего нормирования сбросов в пользу уменьшения допустимой концентрации вредных веществ. Также, на основании большого количества загрязненных водных объектов с учетом действующих административных мер регулирования, существует потребность в ужесточении контроля за соблюдением нормативов по сбросам, а также иных природоохранных нормативов. Это может проявляться в увеличении количества плановых проверок или их качества.

В-третьих, следует добавить в региональное административное законодательство норм, содержащих ответственность за загрязнение водных объектов и нарушение имеющихся нормативов допустимых сбросов. Помимо этого, можно повысить административные штрафы за нарушение НДС в особо охраняемых природных объектах (например, в природной зоне озера Байкал).

В-четвертых, можно внести пункты, содержащие ответственность за нарушение порядка использования водных ресурсов и нормативов сбросов, или конкретизировать формулировки, если такие пункты имеются в Постановлениях Правительства РФ, регулирующих данную сферу.

В-пятых, необходимо повысить штраф за уклонение от уплаты НДС до уровня ставок на сбросы некоторых особо опасных веществ в водоемы, за которые начисляются наиболее высокие ставки при уплате НДС и сверхлимитов либо наложить обязанность по уплате нормативов независимо от предписания оплатить штраф за нарушение статей 8.14 или 8.5 КоАПа РФ.

В-шестых, включить в действующее водное законодательство понятия «сбросы веществ в водные объекты».

Литература:

  1. Закон г. Москвы от 21.11.2007 N 45 (ред. от 25.05.2016) «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»// Ведомости Московской городской Думы — 22.01.2008. — N 12. — ст. 251.
  2. <Информация> Росприроднадзора <О плате за негативное воздействие на окружающую среду>
  3. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 11.07.2016) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370"// Собрание законодательства РФ 09.08.2004. — N 32. — ст. 3347.
  4. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 01.07.2016) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»
  5. Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 469 (ред. от 08.06.2011) «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»// Собрание законодательства РФ — 30.07.2007. — N 31. — ст. 4088.
  6. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение воздействия»// Российская газета — N 205. — 16.09.1992.
  7. Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 (ред. от 02.03.2015) «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» // Российская газета — N 173. — 06.09.2001.
  8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 881 «О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты» // Российская газета — N 11. — 20.01.2007.
  9. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах»// Собрание законодательства РФ — 19.09.2016. — N 38. — ст. 5560.
  10. Приказ Минприроды России от 09.01.2013 N 2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2013 N 28900)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти — N 35. — 02.09.2013 (опубликован без приложений к Регламенту).
  11. Приказ Минприроды РФ от 05.03.2010 N 63 «Об утверждении нормативов предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера Байкал и перечня вредных веществ, в том числе веществ, относящихся к категориям особо опасных, высокоопасных, опасных и умеренно опасных для уникальной экологической системы озера Байкал» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2010 N 17490)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти — N 26. — 28.06.2010.
  12. Приказ МПР России от 17.12.2007 N 333 (ред. от 29.07.2014) «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.02.2008 N 11198)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти — N 22. — 02.06.2008.
  13. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ — 14.01.2002. — N 2. — ст. 133.
  14. Федеральный закон от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Водный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ — 05.06.2006. — N 23. — ст. 2381.
  15. Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об охране озера Байкал»// Собрание законодательства РФ — 03.05.1999. — N 18. — ст. 2220.
  16. Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)»// Собрание законодательства РФ — 07.08.2000. — N 32. — ст. 3340.
  17. Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»// Собрание законодательства РФ — 07.01.2002. — N 1 (ч. 1). — ст. 1.
  18. Федеральная экологическая информация Забайкальского края URL: http://75.rpn.gov.ru/node/603 (Дата обращения: 09.10.2016).
  19. Федеральная экологическая информация Республики Бурятия URL: http://03.rpn.gov.ru/node/668 (Дата обращения: 09.10.2016).
  20. Русин С. Н. Правовые проблемы нормирования сбросов загрязняющих веществ на водосборные площади и взимания платы за этот вид негативного воздействия на окружающую среду//Отрасли права [Аналитический портал]. URL: http://xn----7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/18751 (дата обращения: 10.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): сброс, окружающая среда, вещество, Байкал, выдача разрешений, норматив, Постановление Правительства, сброс веществ, выдача разрешения, региональный уровень.


Похожие статьи

Обеспечение экологической безопасности строительства

Описан принцип нормирования качества окружающей среды.

Основные экологические нормативы качества и воздействия на окружающую среду

‒ предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ

Структура и полномочия органов исполнительной власти в области...

Выдача разрешений (согласование); – Мониторинг; – Мероприятия по очистки водных объектов

Ростехнадзор (нормативы по отношению сброса радиоактивных веществ в воду)

Выдают разрешения на водопользование

О нормативно-технической документации и экологическом контроле

· Разрешение на сбросы ЗВ.

Имея разрешения на все виды воздействия на ОС хозяйствующие субъекты склонны полагать, что риски, связанные с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, исчезают.

Нормирование и выдача разрешений на сбросы веществ...

Библиографическое описание: Ивановская Л. А. Нормирование и выдача разрешений на сбросы веществ в водные объекты // Молодой ученый.

Проблемы правового регулирования разделения участка недр...

Однако, порядок выдачи лицензии, предусмотренный Административным регламентом Федерального

Разрешение на добычу такому лицу осуществляется аналогичным образом. [9].

пользование, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.05.2012 N 429.

Задачи экологического менеджмента в формировании...

Инженер по охране окружающей среды (эколог) проводит исследования по очистке технологических и коммунальных стоков

+,- % Плата за допустимые выбросы(сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов производства и потребления) – всего, в том числе

Результаты обследования донных отложений в зоне сброса...

Авторами были произведены отборы проб донных отложений и скопы в верхних слоях водоема. Установлено, что сбросы отходов бумажного производства в водный бассейн приводят к загрязнению окружающей среды как органическими, так и неорганическими веществами.

Статистика по охране природы и природопользованию на примере...

В статье рассмотрены основные подходы к оценке состояния охраны окружающей среды.

Измеряется концентрация взвешенных веществ пыли, диоксида серы, диоксида азота, оксида азота, оксида

Динамика сброса загрязнённых сточных вод представлена на рисунке 7.

Похожие статьи

Обеспечение экологической безопасности строительства

Описан принцип нормирования качества окружающей среды.

Основные экологические нормативы качества и воздействия на окружающую среду

‒ предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ

Структура и полномочия органов исполнительной власти в области...

Выдача разрешений (согласование); – Мониторинг; – Мероприятия по очистки водных объектов

Ростехнадзор (нормативы по отношению сброса радиоактивных веществ в воду)

Выдают разрешения на водопользование

О нормативно-технической документации и экологическом контроле

· Разрешение на сбросы ЗВ.

Имея разрешения на все виды воздействия на ОС хозяйствующие субъекты склонны полагать, что риски, связанные с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, исчезают.

Нормирование и выдача разрешений на сбросы веществ...

Библиографическое описание: Ивановская Л. А. Нормирование и выдача разрешений на сбросы веществ в водные объекты // Молодой ученый.

Проблемы правового регулирования разделения участка недр...

Однако, порядок выдачи лицензии, предусмотренный Административным регламентом Федерального

Разрешение на добычу такому лицу осуществляется аналогичным образом. [9].

пользование, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.05.2012 N 429.

Задачи экологического менеджмента в формировании...

Инженер по охране окружающей среды (эколог) проводит исследования по очистке технологических и коммунальных стоков

+,- % Плата за допустимые выбросы(сбросы) загрязняющих веществ (размещение отходов производства и потребления) – всего, в том числе

Результаты обследования донных отложений в зоне сброса...

Авторами были произведены отборы проб донных отложений и скопы в верхних слоях водоема. Установлено, что сбросы отходов бумажного производства в водный бассейн приводят к загрязнению окружающей среды как органическими, так и неорганическими веществами.

Статистика по охране природы и природопользованию на примере...

В статье рассмотрены основные подходы к оценке состояния охраны окружающей среды.

Измеряется концентрация взвешенных веществ пыли, диоксида серы, диоксида азота, оксида азота, оксида

Динамика сброса загрязнённых сточных вод представлена на рисунке 7.

Задать вопрос