Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Баташева Э. А. О категории «потребность» и её значение // Молодой ученый. — 2016. — №26. — С. 813-814. — URL https://moluch.ru/archive/130/36108/ (дата обращения: 20.05.2018).



Категория «потребность» имеет множество значений, так как различные общественные науки исследуют разные стороны потребностей. Психологическая трактовка категории «потребность» акцентирует внимание на реакции в самом организме носителя потребности, то есть выделяется ее субъективная сторона.

Примеры такого видения можно найти в работах следующих авторов:

И. А. Иванова: «Потребность личности есть переживание какой-то недостаточности. Без этого переживания потребности быть не может» [1, с. 29]; Д. А. Кикнадзе: «Потребность выражает собой состояние индивида» [2, с. 10]; Ю. В. Шарова: «Потребность является определенным состоянием организма» [3, с. 20]; А. Г. Ковалева: «Потребности — фундаментальные состояния личности, имеющие тенденцию определять направленность личности» [4, с. 19] и др.

Особенностью этой точки зрения является то, что потребность рассматривается как влечение, как явление сознания — без учета реального, объективного противоречия между субъектом и объектом. Другие исследователи исходят из единства объективного и субъективного в потребностях, исходя из того, что потребности есть побудительные силы деятельности, выступающие как побуждение и цель. Потребность не может быть просто отнесена либо к объективным факторам и условиям, либо к субъективным внутренним побудительным силам — она представляет собой органическое сочетание (единство) объективных и субъективных моментов.

Таким образом, сторонники этого второго направления указывают на двойственную природу рассматриваемого явления. В социальной психологии существуют позиции, близкие к этой точке зрения, согласно которым потребности рассматриваются как психологические реальности, отражающие отношение человека к объективному миру.

Наконец, третья группа исследователей считает потребность объективным явлением, полагая, что потребность есть реальная нужда личности, социальной группы или общества в определенных явлениях и предметах окружающего мира. Эти авторы определяют ее как «внутреннюю необходимость живого организма или человеческого существа» [6, с. 7] или как «практическое проявление необходимости».

С пониманием потребности как чего-то объективного можно согласиться в том случае, если под потребностью подразумевать реальное противоречие, возникающее между субъектом и объектом как порождение социальной системы в целом. Тогда потребность — противоречие, порождаемое всем ходом общественной практики и проявляется в виде влечения в субъективной сфере, которое, в свою очередь, реализуется прежде всего в процессе производственно-потребительской деятельности.

Исходя из этого изучение потребности как социально-объективного явления должно осуществляться и осуществляется в пределах общесоциологической теории. Понимание потребности как объективного явления вызывает определенные трудности. Надо иметь в виду, что бытие самого общественного субъекта определяется объективными условиями жизни: ни отдельный человек, ни социальная группа, ни общество в целом не в состоянии выйти за пределы, поставленные объективными факторами развития общественного производства.

Ведь известно, что степень развития общественных потребностей зависит не от сознания социального субъекта самого по себе, а от состояния и уровня развития реальной связи «субъект — объект». Определяющим фактором всегда остается одно: достигнутый к данному моменту исторического развития уровень общественного производства. Побудительный момент, скрытый в потребности, зависит от состояния реальной связи «субъект — объект», а уровень развития и удовлетворения потребностей — от объективных условий, порождаемых соответствующим уровнем развития общественного производства. Это и определяет объективный характер потребности, рассматриваемой в рамках общей социологии. В силу этого сущность самого социального субъекта оказывается объективно детерминированной: «Производство доставляет потребности не только материал, но и материалу потребность.

Предмет искусства — то же самое происходит со всяким другим продуктом — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство создает, поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъекта для предмета» [7, с. 144].

Добавлю, что общее значение понятия «потребность» выражает свойство всего живого, составляющее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды.

Литература:

  1. Иванов И. А. Некоторые вопросы воздействия общественной психологии на личность // Личность как объект психологии. — Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1988.
  2. Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. — М.: Мысль, 1968.
  3. Шаров Ю. В. Вопросы психологии духовных потребностей. — М: Мысль, 1980.
  4. Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: Мысль, 1975.
  5. Маргулис А. В. Проблема потребностей в историческом материализме. — Белгород: Изд-во Белгородского университета, 1971.
  6. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): развития общественного производства, реальной связи «субъект, социального субъекта, категории «потребность», организме носителя потребности, потребность объективным явлением, объективный характер потребности, сознания социального субъекта, переживания потребности, пониманием потребности, Понимание потребности, объективными факторами развития, фундаментальные состояния личности, изучение потребности, разные стороны потребностей, реальная нужда личности, психологии духовных потребностей, общественного субъекта, развития общественных потребностей, объективного явления.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос