О категории «потребность» и её значение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 05.12.2016

Статья просмотрена: 95 раз

Библиографическое описание:

Баташева, Э. А. О категории «потребность» и её значение / Э. А. Баташева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 813-814. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36108/ (дата обращения: 26.04.2024).



Категория «потребность» имеет множество значений, так как различные общественные науки исследуют разные стороны потребностей. Психологическая трактовка категории «потребность» акцентирует внимание на реакции в самом организме носителя потребности, то есть выделяется ее субъективная сторона.

Примеры такого видения можно найти в работах следующих авторов:

И. А. Иванова: «Потребность личности есть переживание какой-то недостаточности. Без этого переживания потребности быть не может» [1, с. 29]; Д. А. Кикнадзе: «Потребность выражает собой состояние индивида» [2, с. 10]; Ю. В. Шарова: «Потребность является определенным состоянием организма» [3, с. 20]; А. Г. Ковалева: «Потребности — фундаментальные состояния личности, имеющие тенденцию определять направленность личности» [4, с. 19] и др.

Особенностью этой точки зрения является то, что потребность рассматривается как влечение, как явление сознания — без учета реального, объективного противоречия между субъектом и объектом. Другие исследователи исходят из единства объективного и субъективного в потребностях, исходя из того, что потребности есть побудительные силы деятельности, выступающие как побуждение и цель. Потребность не может быть просто отнесена либо к объективным факторам и условиям, либо к субъективным внутренним побудительным силам — она представляет собой органическое сочетание (единство) объективных и субъективных моментов.

Таким образом, сторонники этого второго направления указывают на двойственную природу рассматриваемого явления. В социальной психологии существуют позиции, близкие к этой точке зрения, согласно которым потребности рассматриваются как психологические реальности, отражающие отношение человека к объективному миру.

Наконец, третья группа исследователей считает потребность объективным явлением, полагая, что потребность есть реальная нужда личности, социальной группы или общества в определенных явлениях и предметах окружающего мира. Эти авторы определяют ее как «внутреннюю необходимость живого организма или человеческого существа» [6, с. 7] или как «практическое проявление необходимости».

С пониманием потребности как чего-то объективного можно согласиться в том случае, если под потребностью подразумевать реальное противоречие, возникающее между субъектом и объектом как порождение социальной системы в целом. Тогда потребность — противоречие, порождаемое всем ходом общественной практики и проявляется в виде влечения в субъективной сфере, которое, в свою очередь, реализуется прежде всего в процессе производственно-потребительской деятельности.

Исходя из этого изучение потребности как социально-объективного явления должно осуществляться и осуществляется в пределах общесоциологической теории. Понимание потребности как объективного явления вызывает определенные трудности. Надо иметь в виду, что бытие самого общественного субъекта определяется объективными условиями жизни: ни отдельный человек, ни социальная группа, ни общество в целом не в состоянии выйти за пределы, поставленные объективными факторами развития общественного производства.

Ведь известно, что степень развития общественных потребностей зависит не от сознания социального субъекта самого по себе, а от состояния и уровня развития реальной связи «субъект — объект». Определяющим фактором всегда остается одно: достигнутый к данному моменту исторического развития уровень общественного производства. Побудительный момент, скрытый в потребности, зависит от состояния реальной связи «субъект — объект», а уровень развития и удовлетворения потребностей — от объективных условий, порождаемых соответствующим уровнем развития общественного производства. Это и определяет объективный характер потребности, рассматриваемой в рамках общей социологии. В силу этого сущность самого социального субъекта оказывается объективно детерминированной: «Производство доставляет потребности не только материал, но и материалу потребность.

Предмет искусства — то же самое происходит со всяким другим продуктом — создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой. Производство создает, поэтому не только предмет для субъекта, но также и субъекта для предмета» [7, с. 144].

Добавлю, что общее значение понятия «потребность» выражает свойство всего живого, составляющее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды.

Литература:

  1. Иванов И. А. Некоторые вопросы воздействия общественной психологии на личность // Личность как объект психологии. — Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1988.
  2. Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. — М.: Мысль, 1968.
  3. Шаров Ю. В. Вопросы психологии духовных потребностей. — М: Мысль, 1980.
  4. Ковалев А. Г. Психология личности. — М.: Мысль, 1975.
  5. Маргулис А. В. Проблема потребностей в историческом материализме. — Белгород: Изд-во Белгородского университета, 1971.
  6. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. — М.: Наука, 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): потребность, общественное производство, объективное явление, понимание потребности, реальная связь, социальная группа, субъект, уровень развития.


Похожие статьи

Сущность и функции управления социальным развитием...

Социальные процессы, которые определяются развитием общественных отношений

Говоря о второй группе, здесь стоит отметить, что она направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников, а также выработку благоприятных...

Образование в контексте устойчивого развития: уровни...

...взаимосвязь различных процессов и явлений современной общественной жизни усиливают необходимость анализа и понимания тенденций развития

населения, его доступность всем социальным группам, уровень развития различных его отраслей и ступеней и т. д...

Человеческая деятельность как субстанция социального

Способы осуществления данного отношения зависят от форм и уровня развития культуры. В деятельности четко различается ее субъект и ее объект.

У последних имеются потребности, но отсутствуют интересы. Если потребности объективны и неизменны, то интересы, являясь...

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история...

‒ влияние ценностей можно проследить практически во всех общественных феноменах [4]. Не менее распространенным является понимание

Ценности первой категории выражают значимость качеств актуального бытия человека, а также объективные потребности субъекта.

Теоретический анализ основных подходов к определению понятия...

Это качество характеризует образ жизни социального субъекта (индивида, группы), сознательно определяющего направленность его

Уровень социальной активности отражает уровень культуры, знаний, потребностей, интересов, стремлений личности.

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. solialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Факторы роста общественного благосостояния | Молодой ученый

системы, определяя ее тип, уровень развития производительных сил, прав собственности на факторы производства, степень удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.

Основные цели, задачи и функции социальной политики

Субъектами социальной политики являются органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации...

Социум и социальные процессы в обществе | Статья в журнале...

Это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.

Процессы происходят на разных уровнях социальной системы: отдельного индивида, социальной группы

Важнейшими признаками социально процессов является их всеобщность и связь с...

Похожие статьи

Сущность и функции управления социальным развитием...

Социальные процессы, которые определяются развитием общественных отношений

Говоря о второй группе, здесь стоит отметить, что она направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей сотрудников, а также выработку благоприятных...

Образование в контексте устойчивого развития: уровни...

...взаимосвязь различных процессов и явлений современной общественной жизни усиливают необходимость анализа и понимания тенденций развития

населения, его доступность всем социальным группам, уровень развития различных его отраслей и ступеней и т. д...

Человеческая деятельность как субстанция социального

Способы осуществления данного отношения зависят от форм и уровня развития культуры. В деятельности четко различается ее субъект и ее объект.

У последних имеются потребности, но отсутствуют интересы. Если потребности объективны и неизменны, то интересы, являясь...

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история...

‒ влияние ценностей можно проследить практически во всех общественных феноменах [4]. Не менее распространенным является понимание

Ценности первой категории выражают значимость качеств актуального бытия человека, а также объективные потребности субъекта.

Теоретический анализ основных подходов к определению понятия...

Это качество характеризует образ жизни социального субъекта (индивида, группы), сознательно определяющего направленность его

Уровень социальной активности отражает уровень культуры, знаний, потребностей, интересов, стремлений личности.

Социализация: теоретические основы, понятие, сущность

Каждый индивид рождается в объективной социальной структуре, в рамках которой он встречает значимых других

СОЦИАЛИЗАЦИЯ (от лат. solialis — общественный) — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Факторы роста общественного благосостояния | Молодой ученый

системы, определяя ее тип, уровень развития производительных сил, прав собственности на факторы производства, степень удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей.

Основные цели, задачи и функции социальной политики

Субъектами социальной политики являются органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации...

Социум и социальные процессы в обществе | Статья в журнале...

Это субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.

Процессы происходят на разных уровнях социальной системы: отдельного индивида, социальной группы

Важнейшими признаками социально процессов является их всеобщность и связь с...

Задать вопрос