Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №1 (135) январь 2017 г.

Дата публикации: 02.01.2017

Статья просмотрена: 272 раза

Библиографическое описание:

Катунина Ю. К. Человеческая деятельность как субстанция социального // Молодой ученый. — 2017. — №1. — С. 572-574. — URL https://moluch.ru/archive/135/37740/ (дата обращения: 22.04.2018).



Общество представляет собой социокультурную целостность, которая существует, функционирует и развивается через посредство человека, его сознательной и целенаправленной деятельности и взаимодействия.

Социальная философия изучает не только законы коллективного поведения и взаимодействия людей, но и действия любого отдельного индивида — в той мере, в какой его поведение характеризует человека как существо, выделенное из природы и от природы отличное. Человек есть индивидуальное проявление социального, субстанцией (способом существования) же социального является деятельность.

Понятие «социальная деятельность» раскрывает сущность социального взаимодействия. В свою очередь, социальная сущность человека формируется и развивается благодаря человеческой деятельности.

Понятие «деятельность» в современной науке имеет большое теоретическое и методологическое значение. Кроме того, оно является не только теоретическим обобщением наличных знаний о человеке, его сущности, но и выступает со времен немецкой классической философии в качестве объяснительного принципа.

Приведем несколько определений данного понятия. Так, Э. Г. Юдин определяет деятельность как активное отношение к окружающему миру, представляющее собой целесообразное изменение и преобразование мира на основе освоения и развития существующих форм культуры [4, с. 13]. По мнению В. Н. Сагатовского «деятельность» представляет собой саморазвивающуюся систему активных отношений субъекта к объекту и друг к другу [3, с. 54]. В свою очередь Л. А. Калинников под понятием «деятельность» понимает осуществляемый социальным субъектом процесс взаимоотношений с объектом (в конечном счете — с природой), заключающийся в преобразовании выделенного из объекта предмета деятельности социально выработанным способом (культура) сообразно социально значимым целям [1, с. 66].

Приведенные определения понятия «деятельность» позволяет утверждать, что ее всесторонний анализ невозможен без введения таких понятий как субъект, объект, цель, культура, активность, общественные отношения и др. Здесь речь идет о том, что данные категории отражают один и тот же объект познания — деятельное отношение человека к миру, адекватно выражающее принцип единства деятельности и общественных отношений. Этим и объясняется определение социальной активности, культуры и общественных отношений как деятельности.

Приведенные определения позволяют выделить не только специфику деятельности, которая заключается в том, что она представляет собой неразрывную связь двух ее основных признаков — сознания, выступающего в качестве высшей формы информационной ориентации в среде и осознанного создания и использования орудий как высшей формы адаптационного отношения к сред, но и определить основные характеристики феномена деятельности [1, с. 66]:

  1. Это активное саморазвивающееся отношение или система отношений субъекта к объекту и субъектов друг к другу.
  2. Суть этого отношения — в изменении и творческом преобразовании действительности.
  3. Это отношение направляется социально-значимыми программами и целями.
  4. Способы осуществления данного отношения зависят от форм и уровня развития культуры.

В деятельности четко различается ее субъект и ее объект. Субъектом деятельности является человек, а объектом выступает все то, на что направлена деятельная способность субъекта: орудия и предметы труда, знаковые системы, внутренние связи предметов познавательной активности, любые другие явления окружающей действительности, включая самого человека. Все, что происходит с человеком как субъектом, относится к сфере социальной реальности.

Какие причины побуждают человека действовать? Что является факторами его активности? Этими причинами являются потребности и интересы человека. Они носят объективный характер по отношению к сознанию человека.

Наиболее отчетливо различение потребностей и интересов представлено в работах современного отечественного философа К. Х. Момджяна. Он полагает, что именно наличие интересов отличает людей от животных. У последних имеются потребности, но отсутствуют интересы. Если потребности объективны и неизменны, то интересы, являясь средствами удовлетворения потребностей, постоянно меняются [2].

Таким образом, человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся типов и форм взаимодействия и отношений с другими людьми. Поэтому его деятельность носит не индивидуализированный, а стандартизированный характер. В какой бы сфере жизнедеятельности общества деятельность не осуществлялась, она всегда будет носить не индивидуальный, а социальный характер. Правда, не всякая деятельность человека имеет социальный характер. Действия человека приобретают социальный характер тогда, когда они ориентированы на других людей и предполагают прямое и опосредованное взаимодействие с другими людьми.

В целом социальная деятельность — это совокупность социально-значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, группа, личность) в различных средах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы [5].

Как уже было отмечено, социальная деятельность представляет собой две стороны, взаимосвязанные между собой, которые не существуют друг без друга. Первая сторона — практическая, вторая — духовная.

Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность и создание материальных ценностей. Практическая деятельность совершается каждым человеком посредством различных видов деятельности и связана с преобразование природы. Практическая деятельность осуществляется людьми и тогда, когда они преобразуют социальные отношения, общество в целом [6].

Таким образом, любой человек, проявляя активность, всегда совершает конкретные действия, выражающиеся в определенных видах деятельности.

Духовная деятельность связана с духовными ценностями, идеалами, в целом, с изменением сознания людей. Основу духовной деятельности составляют культурные ценности, посредством которых формируется: отношение людей к явлениям окружающего мира, способность к осознанию добра и зла, справедливого и несправедливого, а также других ценностей общественной жизни. Духовная деятельность включает в себя и прогностическую деятельность: планирование или предвидение возможных изменений действительности. Любая практическая деятельность невозможна без соответствующих знаний умений, навыков и опыта. Здесь речь идет о том, что она тесно взаимосвязана с познавательной деятельностью, которая существует в различных формах: художественной, научной, религиозной, мировоззренческой и т. д. Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, процессу управления должен предшествовать анализ возможных последствий управленческого решения (прогностическая деятельность). Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что структура социальной деятельности, включает в себя: субъект и объект социальной деятельности; осознанную цель, мотивы деятельности, обусловленные потребностями в сохранении, поддержании и воспроизводстве человеческой жизни и результат.

Таким образом, именно социальная деятельность является исходным условием для развития существенных сил человека, возникновения и существования общества, реальной движущей силой его изменения и развития. Она выступает в основных видах деятельности: демосоциальной, трудовой (производственной), экономической, политической, духовной (художественной, мировоззренческой, научной). Деятельность представляет собой единство материального и духовного, чувственного и логического, эмпирического и теоретического и делится на два типа:

1) практическую (демосоциальную, трудовую, политическую);

2) духовную (воспитательную, художественную, мировоззренческую, научную).

Литература:

  1. Зыкова Г. Н. Философский аспект проблемы социальной активности: дис. … канд. филос. наук: 09.00.01 / Зыкова Галина Николаевна. Ленинград, 1983. С. 66.
  2. Момджян К. Х. Социальная философия. Деятельностный подход к анализу человека, общества, истории. Ч. I. М.: Издательство Московского университета, 2013.
  3. Сагатовский В. Н. Деятельность как философская категория // Философские науки. — 1978. — № 2. С. 54.
  4. Юдин Э. Г. Деятельность и системность // Системные исследования. Ежегодник. 1976. М.: Наука, 1977. С. 13.
  5. Социологический словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology/Dejatelnost-Socialnaja-1855.html (дата обращения 10 ноября 2016 г.).
  6. Социальная деятельность понятие, сущность и виды (статьи по общей социологии) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://socialengec.ucoz.ru/publ/obshhaja_sociologija/1–5-2 (дата обращения 15 декабря 2016 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная деятельность, Практическая деятельность, Духовная деятельность, социальный характер, деятельность человека, видах деятельности, социальной деятельности, целом социальная деятельность, Духовная деятельность связана, жизнедеятельности общества деятельность, социальная сущность человека, практическая деятельность невозможна, Социальная деятельность понятие, отношений субъекта, социальной активности, объект социальной деятельности, прогностическую деятельность, материально-производственную деятельность, деятельное отношение человека, структура социальной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос