История башкирского национального костюма | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 8981 раз

Библиографическое описание:

Султанова, А. И. История башкирского национального костюма / А. И. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 773-775. — URL: https://moluch.ru/archive/130/36072/ (дата обращения: 16.12.2024).



Национальный костюм — это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками, важная часть страны, рассказывающая о ее истории, культуре, традициях и укладе местных жителей. Народный костюм — не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Первые письменные упоминания об одежде башкир появились в трудах ученых-путешественников конца XVIII века. Они отмечали, что в своей основе башкирский костюм сложился под влиянием традиций скотоводческого мира, при изготовлении одежды широко использовались материалы животного происхождения. Также изготовляли холсты из растительной пряжи, так описывал производство пряжи в своем труде П.С. Паллас «Толстой холст на одежду ткут они по большей части сами; ибо не токмо прядут нитки из пеньки, но и из большой простой кропивы. При летних жилищах ростут отчасти конопли без сеяния очень высоко, и отчасти их сеют. На тучной земле также много ростет кропивы, и осенью вырывают так как конопли, сушат, потом мочат, былинки ломают руками здирают кожурину, и напоследок толкут в деревянных ступах до тех пор, пока не сделается мяхкою» [1, с.661]. Платья мужские и женские кроились одинаково, покрой одежды XVIII в. характеризовался большими ластовицами, широким воротником, длинным подолом рубах [2, с.374]. В национальной одежде башкир, также учитывались возрастные особенности. Еще одной особенностью была схожесть состава мужского и женского костюма, основу которых, составляли длинные рубахи, холщевые штаны, полусапоги.

До конца XIX в. как мужчины, так и женщины носили нагольные тулупы тире тун. Тире тун шился из белой овчины. Это была очень просторная и длинная (до пят), скроенная с прямой спиной, без пришивного ворота и ничем не покрытая сверху шуба. Овчины для этих шуб выделывались самими башкирами. Запахивался тире тун обычно на правую сторону, имел одну-две пуговицы (вверху и выше пояса) или был совсем без пуговиц; у мужчин всегда повязывался поясом. Эти-то тулупы, носившиеся прежде и мужчинами, и женщинами, являлись если не единственной, то во всяком случае наиболее распространенной меховой одеждой. В рассматриваемое время, за исключением старух, да и то в весьма немногих местностях, женщины тире тун не носили.

Другая плечевая одежда, общая мужчинам и женщинам, — сәкмән, род чекменя или кафтана, сшитого из домотканого валеного сукна. Сәкмән (восточнорусский чапан) по покрою мало отличался от тулупа: он был также длинен и широк, с совершенно прямой спиной, с длинными и широкими рукавами; запахивался по желанию на правую и на левую, чаще на правую, сторону и совсем не имел ни пуговиц, ни застежек. Мужчины, отправляясь в дорогу, повязывали его поясом. Отличие женского сәкмән от мужского заключалось только в том, что первый шился исключительно из белого сукна (ак сәкмән), тогда как мужской бывал и из коричневого (кара сәкмән); кроме того, женский нередко расшивался разноцветным сукном и узорами (у молодых женщин), тогда как мужской не имел никаких украшений и только по краю его борта бывала нашита полоса фабричного сукна или материи [4, с.140].

Башкирский халат (елән) по покрою у мужчин и у женщин был одинаков, типа, общего со среднеазиатскими халатами. Как и сәкмән, халат был длинен и широк, с прямой спиной, широким отложным воротом, запахивался на любую сторону, никогда не подпоясывался и не имел застежек. По материалу между мужским и женским халатом разница также была несущественна. Женские халаты у богатых чаще бывали бархатные или суконные, мужские — из китайки или полушелковой среднеазиатской материи (әҙрәс бишмәт). Самое существенное отличие женских халатов от мужских заключалось в том, что первые всегда, как мы это увидим ниже, были более или менее украшены, тогда как мужские никогда не украшались.

Общей для обоих полов обувью были сарык, кожаные мягкие сапожки ситек. Сарык — древняя и примитивно скроенная башкирская обувь. Она состояла из простой кожаной подошвы с пришитым к ней впереди кожаным носком и суконным голенищем, высотой до колена. Ни подметок, ни каблуков у сарык не было. Мужские сарык от женских отличались только тем, что задники последних обычно были расшиты цветным (чаще красным) сукном. Обыкновенные сапоги (итек) мужские несколько отличались по форме от женских, мягкие же сафьяновые (ситек), столь характерные для татар, были одинаковы у обоих полов, за исключением разве только той особенности, что у женщин они бывали иногда узорчатые. Впрочем, этот род обуви для башкир был не столь характерен, сами они ее не изготовляли и распространилась она среди них сравнительно поздно [4, с.141].

Теперь остановимся на описании мужской и женской одежды.

Мужской традиционный костюм включал длинную рубаху (күлдәк) туникообразного покроя с прямыми рукавами (ең), подмышечными квадратными вставками-ластовицами (кештәк), боковыми клиньями (сабыу), широким отложным воротником (яға), скреплявшимся у нагрудного разреза плетеным шнурком с кистями (иңербау). Рубахи пожилых мужчин были преимущественно из светлых тканей, у молодых — красные, синие, с кумачовыми яркими ластовицами и воротником, обшитым узким позументом. Рубаху носили навыпуск поверх белых или полосатых холщовых, красных или синих хлопчатобумажных штанов (ыштан) с прямоугольной вставкой (төп). В холодное время года надевали более узкие в шаге штаны (салбар) из сукна и других плотных материалов [3, с.129], на голову надевалась тюбетейка (түбәтәй).Обращаясь теперь к головным уборам мужчин, нужно отметить, прежде всего, что все башкиры покрывали свои бритые головы полушаровидными шапочками, тюбетейками (түбәтәй, колаксын, такыя), совершенно такими же, как у казанских татар, да и делать их башкиры сами не умели, а покупали у торговцев, казанских татар. Тюбетейки чаще всего бывали бархатные, черные или красные и нередко были украшены нашитыми мишурными звездочками и блестками, а иногда богато украшены серебряным шитьем.

Рабочую и зимнюю одежду подпоясывали ремнем (кайыш билбау) или мягким шерстяным кушаком (билбау), обернув дважды вокруг пояса и подоткнув его концы на боках. Для дорогих кафтанов у молодых мужчин имелись шелковые и бархатные пояса с нарядной пряжкой (ҡәмәр). Предпочитали подпоясывать приталенную одежду, а верхний широкий халат свободно ниспадал с плеч. Часто носили верхнюю одежду, надевая ее друг на друга и не застегивали [3, с.130].

Башкиры повсюду носили рукавицы (иләсә) и перчатки, чаще всего вязанные из белой овечьей шерсти. Сравнительно редко встречались меховые рукавицы, покрытые сукном, собственного изделия; бывали также и меховые перчатки. Меховые рукавицы иногда вышивались поверх сукна и опушивались по краю мехом, нередко дорогим (бобром).

Что же касается женского традиционного костюма, старинные платья (кулдәк) башкирских женщин в основе кроились так же, как и мужские рубахи. Женские платья имели воротник-строечку. Около нагрудного разреза полукругом прикреплялась цветные полоски в ленты(иҙеү). Женщины преклонного возраста предпочитали платья из неокрашенного холста или из светлых фабричных тканей. Молодые, напротив, любили яркие (красные, зеленые, фиолетовые, синие) цвета. Под платьем носили прямоугольную с загнутыми верхними углами нагрудную повязку (түшелдерек). Ее среднюю часть, видимую в разрезе платья, украшали поперечными полосками и лентами или незатейливой тамбурной вышивкой (предпочтительно в орнаменте отдавали предпочтение в орнаменте отдавали растительным мотивам).

Повседневной (в первую очередь, у пожилых) и праздничной женской одеждой являлся камзол. Появились многообразные варианты их украшения серебряными монетами, вышивкой бисером или стеклярусом [3, с.131].

В праздничном женском костюме традиционной была тканевая одежда на подкладке. Традиционно халат являлся в гардеробе женщины частью свадебной одежды, поэтому его старались сделать нарядным. На бархатные бешметы нашивали позумент. Иногда бешметы шили из среднеазиатского шелка (эҙрәс). На елян чаще покупали хлопчатобумажную или полушерстяную ткань. Нашивки из кораллов, бисера и серебра на темном материале выглядели очень декоративно. Ворот, рукава и полы обшивались полосами красного, зеленого, синего и желтого сукна, узким и широким позументом. Основными сюжетами в вышивке и аппликации на елянах были солнце и звезды. В одних случаях солнце изображали аппликацией из сукна и вышивкой в виде кругов с лучами (мөһөр) или с перламутровым кружочком в центре, нередко используя в вышивке молочный и цветной бисер. В других случаях мусульманские амулеты — бетеу (бетеу) и солярные знаки выкладывали из кораллов, чередуя их с длинными подвесками из монет и серебряных блях.

Меховая женская одежда имелась лишь в состоятельных семьях. Праздничные шубы покрывали среднеазиатской шелковой материей, отделывали мехом лисицы и других пушных зверей. Ценились также шубы из шкурок молодых ягнят (күрпә). В свадебной обрядности до недавних пор фигурировала шуба из лисьих лап (баҫа тун) — свадебный подарок жениха матери невесты. В прошлом бытовали утепленные пальто, простеганные пластами овечьей и верблюжьей шерсти и отделанные мехом (көпө, күпмә). Позднее появилась приталенная теплая одежда на вате (һырма, бишмәт) [3, с.132]. Широко были распространены шерстяные и пуховые шали (дебет шәл).

Башкирский костюм к началу XX века заметно изменился по сравнению с одеждой XVIII века и даже середины XIX века. В нем еще можно было обнаружить глубоко традиционный пласт, связанный с ранними периодами формирования культуры, но более очевидными становились новые явления, вызванные к жизни развивающимися товаро-денежными отношениями. Покупные ткани шли прежде всего на одежду молодых женщин и мужчин. С развитием отходничества заметно унифицировался повседневный мужской костюм в нем появилась одежда и обувь городского образца. Одновременно в определенных слоях общества рос спрос на дорогие восточные товары и изделия местных кустарных производств и художественных промыслов.

Существенные изменения традиционная одежда претерпела в советское время. В 20-е гг. после военной разрухи и неурожайных лет еще наблюдалось некоторое оживление домашнего ткачества и других ремесел, связанных с изготовлением одежды и обуви. Стимулировалось создание производственных артелей по пошиву обуви, верхней одежды и головных уборов, по вязанию шалей и платков. В 50 — 60-е гг. в башкирских деревнях встречалось еще не мало старинной одежды, которая сохранила народный колорит. Платья, безрукавки, иногда верхнюю одежду многие шили по старым образцам. Для торжественных дней берегли старинные украшения и традиционные головные уборы. В 70 — 80-е гг. усиление урбанизации и насаждение в сельских условиях городского образа жизни привели к нивелировке самобытных форм культуры. Небольшая часть, в основном пожилые люди, повседневную одежду фабричного производства дополняют отдельными элементами традиционного костюма: платком, повязанным по-мусульмански, тюбетейками, сапожками с галошами, бархатным камзолом, кольцами и браслетами.

Таким образом, традиционная одежда, особенно высокохудожественные ее образцы, часто сохраняется как культурная реликвия. Поддерживая все возрастающий интерес к истории, в республике предпринимаются усилия к возрождению традиций прошлого. Этому способствуют смотры и фестивали, конкурсы художественной самодеятельности, на которые приезжают творческие коллективы из всех уголков Башкортостана. Кроме того, народная одежда служит источником вдохновения художников и модельеров при создании современных коллекций повседневной и праздничной одежды.

Литература:

  1. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. СПб., 1773. Ч. 1. 786 с.
  2. История башкирского народа : в 7 т./ гл. ред. М.М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. Уфа.: Гилем, 2011. Т. 3. 476 с.
  3. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Башкирская энциклопедия, 2002. 248 с.
  4. Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографически очерки. Уфа: Китап, 2006, 376 с.
Основные термины (генерируются автоматически): верхняя одежда, женщина, мужчина, прямая спина, платье, шуба, чаща, халат, тун, традиционная одежда, сукно, пояс, башкир, нагрудный разрез, красный, изготовление одежды, быль, башкирский костюм.


Задать вопрос