Организация физкультминуток на уроках в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016

Статья просмотрена: 1857 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, В. А. Организация физкультминуток на уроках в начальной школе / В. А. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 704-705. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35898/ (дата обращения: 24.11.2024).



The article considers the problem of organization of physical exercises in primary school, their impact on the body of pupils and as a consequence on the learning process, examples of physical exercises.

Keywords:primary school, physical exercises, juniorpupils, exercise, physical exercise, classification physical exercises

Продолжительная и относительно однообразная умственная деятельность вызывает длительное возбуждение определённых участков головного мозга, при утомлении это возбуждение сменяется внутренним торможением, в результате чего внимание детей ослабевает и они отвлекаются. Справится с этим помогут короткие физические упражнения — физкультминутки, которые усиливают кровообращение и дают отдохнуть участкам головного мозга, находящимся в перенапряжении. После такого отдыха внимание школьников повышается и улучшается восприятие учебного материала.

Физкультминутки представляют собой комплекс физических упражнений для разных групп мышц, направленный на оздоровление организма ребёнка — снятие утомления, повышение умственной работоспособности и внимания, предупреждение нарушения зрения и осанки. Наиболее благоприятное время для проведения физкультминутки — вторая половина занятия, когда дети начинают утомляться.

Не любое физическое упражнение можно провести на уроке, поэтому учителю необходимо придерживаться ряда условий при подборе физкультминуток. Их содержание необходимо варьировать в зависимости от преобладающей на уроке деятельности. Следует помнить, что упражнения должны проводиться на начальном этапе утомления, быть короткими, знакомыми детям и простыми в исполнении, удобными для выполнения в ограниченном пространстве, связанными с подтягиванием и выпрямлением позвоночника, нельзя забывать о разминке глаз, кисти рук, шеи. Важно учесть и то, как быстро дети смогут вернуться к учебной деятельности, поэтому не стоит выбирать упражнения, которые не только приведут в тонус мышцы, но и перевозбудят класс, который надо будет успокаивать и только потом продолжать урок.

Стоит отметить, что физкультминутки проводятся по определённой схеме, в основе которой лежит принцип постепенного возрастания физической активности и чередования работы отдельных мышечных групп. Разминку лучше начать с подтягивающих упражнений, а закончить успокаивающими, направленными на постановку правильной осанки или концентрацию внимания. Движения должны отличаться от привычных школьнику движений и положений, выполняемых при учебной деятельности, это вовлекает в работу мышцы, находящиеся в статической нагрузке. Упражнения следует выполнять одно за другим, без остановок, сопровождать их выполнение счётом, звуками на вдохе и выдохе, специальной музыкой.

Существует классификация физкультминуток: оздоровительные — танцевально-ритмические, упражнения для глаз и пальцев рук; двигательно-речевые — дыхательная и артикуляционная гимнастики; физкультурно-спортивные — общеразвивающие упражнения, подвижные игры; когнитивные — дидактические игры с движениями, психогимнастика, артикуляционная гимнастика, развивающие игры, двигательные действия и задания; креативные — гимнастика ума, пантонимимическая и пальчиковая гимнастики, сюжетно-ролевые игры. Все они могут быть тематическими, подобранными для конкретного урока с определённой темой. Приведём примеры таких физкультминуток.

Например, двигательно-речевая физкультминутка «Кошка», в ходе которой младшие школьники проговаривают текст и выполняют указанные в нём движения, будто они и есть кошки.

Кошка утречком проснулась,

Вверх изящно потянулась,

Вниз красиво наклонилась,

Вправо-влево покрутилась,

И тихонько удалилась!

Лёгкая для запоминания и не требующая тяжёлых физических нагрузок, она нравится детям, которые с лёгкостью могу повторить простые слова и движения и при этом быстро успокоиться.

Чтобы отдохнули глаза, можно предложить школьникам не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Положительным фактором является использование стихотворного текста, который сопровождает разминку.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Затем быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Такие задания необходимо повторить 4–5 раз.

Примером креативной физкультминутки может быть сюжетно-ролевая игра «Волшебный цветок» — детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов, они выбирают, кто каким цветком будет, далее под музыку показывают, как цветок распускается, при этом ребята медленно поднимаются в полный рост, раскрывают руки, сложенные «бутоном». Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает, что любит и так далее.

Упражнения для пальцев рук также эффективно сопровождать стихотворным текстом.

Пальчики в замок сцепили,

Вправо, влево покрутили.

Кисти вниз, потом подняли.

Так недолго помахали.

Каждый пальчик на руке

Помассировать в руке.

Пальцы в кулачки сомкнули,

Кисти рук слегка стряхнули.

В приведённых примерах физкультминуток для учащихся младших классов нами были рассмотрены некоторые возможности учителя по организации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Физические упражнения помогают снять эмоциональное и физическое напряжение, взбодриться и с новыми силами взяться за работу, но важно помнить, что всё хорошо в меру, поэтому к организации физкультминуток следует подходить также осознанно, как и к организации урока, частью которого она и является. Младшие школьники порой гиперактивны и поэтому проходящие на занятии физические нагрузки вызывают у них большой интерес, но учитель должен учитывать степень напряжённости и интенсивности урока, применять те упражнения, которые направлены на разминку всех групп мышц или тех частей тела, которые задействованы меньше всего.

Организация учебной деятельности с использованием физкультминуток позволит обеспечить наиболее комфортные условия для личностного и физического развития каждого ученика, также это снизит влияние негативных факторов, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Литература:

  1. Андржеевская И. Физкультминутки: 50 упражнений для начальной школы / И. Андржеевская. — М.: Вита-Пресс, 2012.–32 с.
  2. Диченскова А. М. Физкультминутки и пальчиковые игры в начальной школе / А. М. Диченскова. — Ростов н/Д: Феникс, 2014.–62 с.
  3. Гараева Е. А. Здоровьесберегающие технологии в профессионально-педагогическом образовании: учебное пособие / Е. А. Гараева; Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2013. — 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, учебная деятельность, артикуляционная гимнастика, головной мозг, группа мышц, кисть рук, палец рук, ребенок, стихотворный текст, физкультминутка.


Похожие статьи

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников на уроках математики. Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества внимания учащихся начальной школы.

Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов

В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются результаты исследования саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование проводилось на младших школьникам в количестве 20 учеников.

Физкультминутка как инструмент овладения письменной речью младшими школьниками

В статье представлен комплекс нейропсихологических упражнений, который можно использовать на физкультминутках в начальной школе. Данный инструмент помогает эффективно решить проблему овладения письменной речью младшими школьниками. Он будет способств...

Введение мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов

В статье автором приводятся результаты анкетирования учащихся 3-х классов с целью выявления отношения к уроку физической культуры и удовлетворенности занятиями, а также опроса по определению игр, наиболее интересных для учащихся

Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Олимпиадные задачи как средство развития математических способностей младших школьников

В статье особое внимание уделяется проблеме развития математических способностей младших школьников. Предлагается использовать олимпиадные задачи как средство их развития.

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Похожие статьи

Развитие внимания младших школьников на уроках математики

В статье рассматриваются особенности развития внимания младших школьников на уроках математики. Также в данной работе представлен ряд упражнений, направленных на повышение качества внимания учащихся начальной школы.

Педагогический анализ программы по физической культуре для учащихся первых классов

В данной статье проводится анализ соответствия программы по физической культуре возрастным особенностям учащихся первых классов. Имеющиеся научные данные по данной проблеме разрознены и не систематизированы.

Тестовый контроль обучения

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Исследование саморегуляции в учебной деятельности младших школьников

В статье рассматриваются результаты исследования саморегуляции младших школьников в учебной деятельности. Исследование проводилось на младших школьникам в количестве 20 учеников.

Физкультминутка как инструмент овладения письменной речью младшими школьниками

В статье представлен комплекс нейропсихологических упражнений, который можно использовать на физкультминутках в начальной школе. Данный инструмент помогает эффективно решить проблему овладения письменной речью младшими школьниками. Он будет способств...

Введение мини-лапты в программу физической подготовки школьников младших классов

В статье автором приводятся результаты анкетирования учащихся 3-х классов с целью выявления отношения к уроку физической культуры и удовлетворенности занятиями, а также опроса по определению игр, наиболее интересных для учащихся

Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения

Данный материал затрагивает некоторые проблемы преподавания математики и способы их решения.

Олимпиадные задачи как средство развития математических способностей младших школьников

В статье особое внимание уделяется проблеме развития математических способностей младших школьников. Предлагается использовать олимпиадные задачи как средство их развития.

Организация работы по развитию речи младших школьников на уроках гуманитарного цикла

В статье рассматриваются способы развития речи младших школьников, возрастные особенности развития речи, а также особенности работы по развитию речи на уроках гуманитарного цикла.

Задать вопрос