Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино. В связи с приближением эпилога, богатого на отечественные киноновинки, кинематографического года, реализованного благодаря государственной поддержке, остро встает вопрос о том, во сколько же обошлось федеральному бюджету содействие в развитии российского «Голливуда»? Кто является получателем и выгодоприобретателем данных бюджетных средств, предусмотренных на поддержку отечественного рынка кино, и как это влияет на конкурентоспособность российских киностудий и компаний?
Прежде чем говорить о конечных получателях компании следует сначала определить кем распределяются средства, направленные на поддержание отечественного кинорынка, и какой объем бюджетных ассигнований предусмотрен инициативой Правительства Российской Федерации. Для ответа на эти вопросы обратимся к нормативно-правовой базе, а именно к Федеральному закону № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и к Постановлению Правительства Российской Федерации N 1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».
Согласно вышеуказанным достоверным правовым источникам, полномочия по осуществлению государственной поддержки кинематографии возложены Правительством на Министерство культуры Российской Федерации [1], которое их реализует путем предоставления субсидий Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее Фонд Кино).
Основными задачами Фонда Кино являются:
а) содействие реализации социально-экономических программ в области отечественной кинематографии;
б) оказание финансовой поддержки организациям, осуществляющим производство, прокат, показ и продвижение национальных фильмов;
в) привлечение российских и иностранных инвесторов к финансированию производства, проката и показа национальных фильмов;
г) аккумулирование финансовых средств для развития отечественной кинематографии, включая кинопроизводство, прокат, показ и продвижение национальных фильмов, а также реализацию некоммерческих киномероприятий;
д) поддержка мастеров кино, специалистов и предпринимателей, работающих в сфере кинематографии [2].
По данным отчета о расходовании денежных средств Фондом Кино за 2015 год, представленному на официальном сайте фонда, на финансирование отрасли кино, а также на производство и прокат кинофильмов было выделено 4 399 734 000 руб., что составляет 95,2 % расходов Фонда Кино. Обратная ситуация с финансированием российских кинотеатров — 49 849 000 руб. или 1,08 % от общей суммы расходов. В 2015 году Фонду Кино была предоставлена Министерством Культуры Российской Федерации субсидия из федерального бюджета на поддержку кинематографии в размере 3 000 000 тыс. рублей [3].
Таблица 1
Расходы Фонда Кино за 2015 год [4]
№ |
Вид расходования денежных средств |
Сумма |
1 |
Финансирование отрасли кино из средств субсидий Министерства Культуры (Соглашения 2012–2015 гг) |
3 819 030 000,0р. |
2 |
Прочие целевые расходы, направленные на производство и прокат к/фильмов |
580 704 000,0р. |
3 |
Финансирование кинотеатров, в рамках Соглашения с Министерством Культуры |
49 849 000,0р. |
4 |
Иные расходы на содержание аппарата Фонда кино, приобретение основных средств и т. д. |
171 250 000,0р. |
ИТОГО |
4 620 833 000,0р. |
|
Получатели денежных средств Фонда определяются Попечительским советом. Для того, чтобы оказаться в списке претендентов на финансирование кинопроекта, кандидатам следует оформить заявку, презентовать сюжет и ознакомить с сценарием конкурсное жюри, далее Фонд Кино объявит победителей, которые могут рассчитывать на финансовое обеспечение своих проектов. К сожалению, данная мера пагубно влияет на конкурентоспособность в среде российских кинокомпаний, так по результатам отборочных конкурсов за 2015–2016 года государственную поддержку получили восемь компаний-лидеры отечественного кинорынка, что приводит к формированию олигополии на российском рынке кинопроката.
Рис. 1. Движение денежных средств в рамках государственной поддержки кино
По итогам заседания Попечительским советом Фонда Кино в 2015 году был утвержден список из 23 проектов 8 кинокомпаний-лидеров отечественного кинопроизводства, которые получили поддержку от Фонда кино в 2015 году. Поддержка проектов осуществлялась на стадии производства и на стадии разработки [5].
Таблица 2
Список кинопроектов икинематографических компаний, получивших государственную поддержку от Фонда Кино в 2015 году
№п/п |
Кинематографическая компания |
Кинопроект |
1 |
ЗАО «Дирекция Кино» |
Викинг |
2 |
ООО «Арт Пикчерс Студия» |
Бейрут |
3 |
Библиотекарь |
|
4 |
Воин |
|
5 |
Любовь с ограничениями |
|
6 |
Притяжение |
|
7 |
Пузя |
|
8 |
ООО «Кинокомпания «СТВ» |
Без выходных |
9 |
Бука |
|
10 |
Салют 7 |
|
11 |
Три богатыря и Морской царь |
|
12 |
Человек из будущего |
|
13 |
ООО «Нон-Стоп Продакшн» |
Дуэлянт |
14 |
ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» |
Движение вверх |
15 |
ООО «ТаББаК» |
Алиса знает, что делать! |
16 |
Волшебник Ос |
|
17 |
Время первых |
|
18 |
Ёлки лохматые 2 |
|
19 |
ООО «Централ Партнершип» |
Коловрат |
20 |
ООО «Энджой мувиз» |
Голоса любви |
21 |
Защитники |
|
22 |
Мафия |
|
23 |
Ходжа — хозяин Востока |
Согласно дополнительному соглашению в 2016 году Фонду Кино была предоставлена Министерством Культуры Российской Федерации субсидия из федерального бюджета на поддержку кинематографии в размере 4 300 000 тыс. рублей[1]. По итогам заседания Попечительского совета в 2016 году был утвержден список, в который вошли 15 кинопроектов которые получат государственную поддержку в год российского кино, состав кинематографических компаний не претерпел изменений, в него вошли те же 8 компании-лидеров, что и в 2015 году [6].
Таблица 3
Список кинопроектов икинематографических компаний, получивших государственную поддержку от Фонда Кино в 2016 году
№п/п |
Кинематографическая компания |
Кинопроект |
1 |
ЗАО «Дирекция Кино» |
Союз спасения |
2 |
ООО «Арт Пикчерс Студия» |
Притяжение |
3 |
ООО «Кинокомпания «СТВ» |
Салют-7. История одного подвига |
4 |
Три богатыря и морской царь |
|
5 |
Бука |
|
6 |
Скиф |
|
7 |
ООО «Нон-Стоп Продакшн» |
Девятая |
8 |
ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» |
Движение вверх |
9 |
ООО «ТаББаК» |
Елки 5 |
10 |
Шашлыки |
|
11 |
ООО «Централ Партнершип» |
Невский пятачок |
12 |
Коловрат |
|
13 |
ООО «Энджой мувиз» |
Защитники |
14 |
Временные трудности |
|
15 |
Алладин |
Нами были рассмотрены российские кинематографические компании, получившие государственную поддержку в 2015–2016 годах и занимающие значительную долю отечественного рынка киноиндустрии, с целью определения конечных бенефициаров и наличию связей между ними. На основе данных интернет-сервиса «Спарк-Интерфакс», российская олигополия на отечественном кинорынке схематично выглядит следующим образом:
Рис. 2. Выгодоприобретатели и связи крупнейших российских кинокомпаний [7]
- ЗАО «Дирекция Кино» — продюсерская российская кинокомпания, работающая на отечественном кинорынке. Генеральный директор — Максимов Анатолий Вадимович. Владельцами компании являются: Дмитрий Алексеевич Егоров (75 %) и Сергей Александрович Абасов (25 %).
– Выступает совладельцем (50 %) компании по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ ЗАО «За 30» совместно с ООО «ТаББаК» (50 %).
- ООО «Арт Пикчерс Студия» — российская кинокомпания, работающая на отечественном и международных рынках. Сотрудничает с крупнейшими иностранными кинокомпаниями: Сони Пикчерс (Sony Pictures), Юниверсал (Universal) и Коламбия Пикчерс (Columbia Pictures). Генеральный директор — Баглай Денис Леонидович. Владельцами компании являются: Федор Сергеевич Бондарчук (51 %) и Дмитрий Олегович Рудовский (49 %).
– Компания ООО «Арт Пикчерс Студия» выступает совладельцем (50 %) ООО «Сталинград Продакшн» совместно с ООО «Нон-Стоп Продакшн» (50 %).
- ООО «Кинокомпания «СТВ» — российская кинокомпания по производству и продвижению отечественных фильмов. Генеральный директор и владелец компании — Сергей Михайлович Сельянов (100 %).
– Имеет дочернюю компанию ООО «Премьер-Видео-Питер».
– Выступает совладельцем (50 %) компании ООО «Студия анимационного кино «Мельница» совместно с Боярским Александром Ионовичем (25 %) и Васенковым Валентином Васильевичем (25 %).
– Компания является совладельцем (34 %) ООО «Компания «Наше кино» совместно с ООО «Профит» (33 %) и ЗАО «Киностудия «Красная стрела» (33 %).
- ООО «Нон-Стоп Продакшн» — российская кинокомпания по производству отечественных фильмов и сериалов. Основана в 2005 году Сергеем Георгиевичем Мелькумовым. Генеральный директор — Кудрявцева Ольга Александрова. Бенефициарными владельцами компании являются: SnapflaiLtd. (51 %), Кипр и EkskaliburDevelopment S. A. (49 %), Люксенбург.
– Компания выступает совладельцем (50 %) ООО «Сталинград Продакшн» совместно с ООО «Арт Пикчерс Студия» (50 %).
- ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» — творческо-производственное объединение, занимается разработкой и созданием отечественных фильмов. Генеральный директор — Верещагин Леонид Эмильевич. Владельцами компании являются: Михалков Никита Сергеевич (73,3 %), Верещагин Леонид Эмильевич (17,2 %) и Васильев Евгений Анатольевич (9,5 %).
– Компания является совладельцем (37 %) ООО «Голливуд Репортер Рус» совместно с Сухотиным Александром Леонидовичем (37 %) и ОАО «ТРК-1» (26 %).
- ООО «ТаББаК» — российская кинокомпания, занимается производством кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ. Генеральный директор — Асадов Тимур Арифджанович. Единоличным владельцем компании является Бекмамбетов Тимур Нуруахитович (100 %).
– Владеет компанией (99,54 %) ООО «Базелевс Инновации», основной вид деятельности: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие.
– Владеет компанией (97,5 %) ООО «Елки-фильм».
– Выступает совладельцем (50 %) ЗАО «За 30» совместно с ЗАО «Дирекция Кино» (50 %).
– Выступает совладельцем (50 %) ООО «АС «Москва» совместно с ООО «СКА «Петербург» (50 %).
– Выступает совладельцем (50 %) ООО «Время» совместно с ООО «Студия «Третий Рим» (50 %).
– Выступает совладельцем (50 %) ООО «Хардкор» совместно с Найшуллером Ильей Викторовичем (50 %).
- ООО «Централ Партнершип» — кинокомпания, российский производитель и дистрибутор фильмов. Генеральный директор — Степанов Павел Владимирович. Владельцами компании являются: ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус» (68,7 %) и ООО «Аура-Медиа» (31,7 %) ИНН 7730517394. Конечным бенефициаром обоих компаний совладельцев выступает НПФ «Газфонд».
– Компания является совладельцем (60 %) ООО «Рус-Медиа Бридж» совместно с Голден Брик Дабл-Ю Эс Кэпитал Венчер Лимитед (40 %), Гонконг.
- ООО «Энджой мувиз» — российская кинематографическая компания, производитель и дистрибьютер фильмов. Генеральный директор — Дрюмова Яна Вячеславовна. Владельцем компании является TornwoodEnterprisesLtd. (100 %), Кипр. Конечным бенефициаром выступает кипрская компания V. P. RenovationInvestmentsLtd.
– Имеет дочернюю компанию ООО «Ультра-стори», основной вид деятельности производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ.
– Является совладельцем компании (50 %) ООО «Тур-Комедия» совместно с Новацким Алексеем Сергеевичем (50 %) [7, 8].
Исходя из вышесказанного, а также на основании схематичной интерпретации связей и конечных бенефициаров отечественных кинокомпаний-лидеров, можно утверждать об аффилированной связи между получателями бюджетных средств на развитие российского кинематографа. Кроме того, выяснилось, что две кинокомпании: ООО «Энджой мувиз» и ООО «Нон-Стоп Продакшн», получившие государственную поддержку, принадлежат иностранным компаниям, которые находятся под юрисдикцией Кипра. Следовательно, средства из федерального бюджета, направленные на развитие ответственного кинематографа, получают иностранные компании, а возможно и вовсе «выводятся» в офшорные зоны с целью хищения.
На наш взгляд, такая тенденция не способствует планомерному развитию российского кинорынка, напротив, создает риски хищения бюджетных средств, а также возможность сговора, с целью контроля рынка. В результате такой, пагубной для рынка, ситуации мы имеем олигополию в лице крупных кинокомпаний, целью которых становится не содействие в развитии отечественного кино и разработке кинопроектов, способных конкурировать с западными аналогами, а получение максимальной выгоды, при минимальных затратах и отсутствии инноваций.
Литература:
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».
- Соглашения о предоставлении Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии субсидий из федерального бюджета в 2015–2016 годах.
- Официальный сайт Фонда Кино http://fond-kino.ru/
- Приказ Фонда Кино № 11 от 5 февраля 2015 года «Об утверждении перечня лидеров отечественного кинопроизводства на 2015 год.
- Приказ Фонда Кино № 16 от 9 марта 2016 года «Об утверждении перечня лидеров отечественного кинопроизводства на 2016 год.
- Интернет-системы «Спарк-Интерфакс», 2016 год, http://www.spark-interfax.ru/
- https://orbis.bvdinfo.com/
[1] Соглашение о предоставлении Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии субсидии из федерального бюджета в 2016 году.