Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных средств в рамках государственной поддержки российского кинематографа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №26 (130) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 04.12.2016

Статья просмотрена: 358 раз

Библиографическое описание:

Абазалиев, М. Д. Рынок отечественного кино и конечные получатели бюджетных средств в рамках государственной поддержки российского кинематографа / М. Д. Абазалиев, А. А. Дергачева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 233-237. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35876/ (дата обращения: 21.11.2024).



Как всем известно 2016 год объявлен в России годом российского кино. В связи с приближением эпилога, богатого на отечественные киноновинки, кинематографического года, реализованного благодаря государственной поддержке, остро встает вопрос о том, во сколько же обошлось федеральному бюджету содействие в развитии российского «Голливуда»? Кто является получателем и выгодоприобретателем данных бюджетных средств, предусмотренных на поддержку отечественного рынка кино, и как это влияет на конкурентоспособность российских киностудий и компаний?

Прежде чем говорить о конечных получателях компании следует сначала определить кем распределяются средства, направленные на поддержание отечественного кинорынка, и какой объем бюджетных ассигнований предусмотрен инициативой Правительства Российской Федерации. Для ответа на эти вопросы обратимся к нормативно-правовой базе, а именно к Федеральному закону № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» и к Постановлению Правительства Российской Федерации N 1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».

Согласно вышеуказанным достоверным правовым источникам, полномочия по осуществлению государственной поддержки кинематографии возложены Правительством на Министерство культуры Российской Федерации [1], которое их реализует путем предоставления субсидий Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (далее Фонд Кино).

Основными задачами Фонда Кино являются:

а) содействие реализации социально-экономических программ в области отечественной кинематографии;

б) оказание финансовой поддержки организациям, осуществляющим производство, прокат, показ и продвижение национальных фильмов;

в) привлечение российских и иностранных инвесторов к финансированию производства, проката и показа национальных фильмов;

г) аккумулирование финансовых средств для развития отечественной кинематографии, включая кинопроизводство, прокат, показ и продвижение национальных фильмов, а также реализацию некоммерческих киномероприятий;

д) поддержка мастеров кино, специалистов и предпринимателей, работающих в сфере кинематографии [2].

По данным отчета о расходовании денежных средств Фондом Кино за 2015 год, представленному на официальном сайте фонда, на финансирование отрасли кино, а также на производство и прокат кинофильмов было выделено 4 399 734 000 руб., что составляет 95,2 % расходов Фонда Кино. Обратная ситуация с финансированием российских кинотеатров — 49 849 000 руб. или 1,08 % от общей суммы расходов. В 2015 году Фонду Кино была предоставлена Министерством Культуры Российской Федерации субсидия из федерального бюджета на поддержку кинематографии в размере 3 000 000 тыс. рублей [3].

Таблица 1

Расходы Фонда Кино за 2015 год [4]

Вид расходования денежных средств

Сумма

1

Финансирование отрасли кино из средств субсидий Министерства Культуры (Соглашения 2012–2015 гг)

3 819 030 000,0р.

2

Прочие целевые расходы, направленные на производство и прокат к/фильмов

580 704 000,0р.

3

Финансирование кинотеатров, в рамках Соглашения с Министерством Культуры

49 849 000,0р.

4

Иные расходы на содержание аппарата Фонда кино, приобретение основных средств и т. д.

171 250 000,0р.

ИТОГО

4 620 833 000,0р.

Получатели денежных средств Фонда определяются Попечительским советом. Для того, чтобы оказаться в списке претендентов на финансирование кинопроекта, кандидатам следует оформить заявку, презентовать сюжет и ознакомить с сценарием конкурсное жюри, далее Фонд Кино объявит победителей, которые могут рассчитывать на финансовое обеспечение своих проектов. К сожалению, данная мера пагубно влияет на конкурентоспособность в среде российских кинокомпаний, так по результатам отборочных конкурсов за 2015–2016 года государственную поддержку получили восемь компаний-лидеры отечественного кинорынка, что приводит к формированию олигополии на российском рынке кинопроката.

Рис. 1. Движение денежных средств в рамках государственной поддержки кино

По итогам заседания Попечительским советом Фонда Кино в 2015 году был утвержден список из 23 проектов 8 кинокомпаний-лидеров отечественного кинопроизводства, которые получили поддержку от Фонда кино в 2015 году. Поддержка проектов осуществлялась на стадии производства и на стадии разработки [5].

Таблица 2

Список кинопроектов икинематографических компаний, получивших государственную поддержку от Фонда Кино в 2015 году

п/п

Кинематографическая компания

Кинопроект

1

ЗАО «Дирекция Кино»

Викинг

2

ООО «Арт Пикчерс Студия»

Бейрут

3

Библиотекарь

4

Воин

5

Любовь с ограничениями

6

Притяжение

7

Пузя

8

ООО «Кинокомпания «СТВ»

Без выходных

9

Бука

10

Салют 7

11

Три богатыря и Морской царь

12

Человек из будущего

13

ООО «Нон-Стоп Продакшн»

Дуэлянт

14

ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова»

Движение вверх

15

ООО «ТаББаК»

Алиса знает, что делать!

16

Волшебник Ос

17

Время первых

18

Ёлки лохматые 2

19

ООО «Централ Партнершип»

Коловрат

20

ООО «Энджой мувиз»

Голоса любви

21

Защитники

22

Мафия

23

Ходжа — хозяин Востока

Согласно дополнительному соглашению в 2016 году Фонду Кино была предоставлена Министерством Культуры Российской Федерации субсидия из федерального бюджета на поддержку кинематографии в размере 4 300 000 тыс. рублей[1]. По итогам заседания Попечительского совета в 2016 году был утвержден список, в который вошли 15 кинопроектов которые получат государственную поддержку в год российского кино, состав кинематографических компаний не претерпел изменений, в него вошли те же 8 компании-лидеров, что и в 2015 году [6].

Таблица 3

Список кинопроектов икинематографических компаний, получивших государственную поддержку от Фонда Кино в 2016 году

п/п

Кинематографическая компания

Кинопроект

1

ЗАО «Дирекция Кино»

Союз спасения

2

ООО «Арт Пикчерс Студия»

Притяжение

3

ООО «Кинокомпания «СТВ»

Салют-7. История одного подвига

4

Три богатыря и морской царь

5

Бука

6

Скиф

7

ООО «Нон-Стоп Продакшн»

Девятая

8

ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова»

Движение вверх

9

ООО «ТаББаК»

Елки 5

10

Шашлыки

11

ООО «Централ Партнершип»

Невский пятачок

12

Коловрат

13

ООО «Энджой мувиз»

Защитники

14

Временные трудности

15

Алладин

Нами были рассмотрены российские кинематографические компании, получившие государственную поддержку в 2015–2016 годах и занимающие значительную долю отечественного рынка киноиндустрии, с целью определения конечных бенефициаров и наличию связей между ними. На основе данных интернет-сервиса «Спарк-Интерфакс», российская олигополия на отечественном кинорынке схематично выглядит следующим образом:

Рис. 2. Выгодоприобретатели и связи крупнейших российских кинокомпаний [7]

  1. ЗАО «Дирекция Кино» — продюсерская российская кинокомпания, работающая на отечественном кинорынке. Генеральный директор — Максимов Анатолий Вадимович. Владельцами компании являются: Дмитрий Алексеевич Егоров (75 %) и Сергей Александрович Абасов (25 %).

– Выступает совладельцем (50 %) компании по производству кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ ЗАО «За 30» совместно с ООО «ТаББаК» (50 %).

  1. ООО «Арт Пикчерс Студия» — российская кинокомпания, работающая на отечественном и международных рынках. Сотрудничает с крупнейшими иностранными кинокомпаниями: Сони Пикчерс (Sony Pictures), Юниверсал (Universal) и Коламбия Пикчерс (Columbia Pictures). Генеральный директор — Баглай Денис Леонидович. Владельцами компании являются: Федор Сергеевич Бондарчук (51 %) и Дмитрий Олегович Рудовский (49 %).

– Компания ООО «Арт Пикчерс Студия» выступает совладельцем (50 %) ООО «Сталинград Продакшн» совместно с ООО «Нон-Стоп Продакшн» (50 %).

  1. ООО «Кинокомпания «СТВ» — российская кинокомпания по производству и продвижению отечественных фильмов. Генеральный директор и владелец компании — Сергей Михайлович Сельянов (100 %).

– Имеет дочернюю компанию ООО «Премьер-Видео-Питер».

– Выступает совладельцем (50 %) компании ООО «Студия анимационного кино «Мельница» совместно с Боярским Александром Ионовичем (25 %) и Васенковым Валентином Васильевичем (25 %).

– Компания является совладельцем (34 %) ООО «Компания «Наше кино» совместно с ООО «Профит» (33 %) и ЗАО «Киностудия «Красная стрела» (33 %).

  1. ООО «Нон-Стоп Продакшн» — российская кинокомпания по производству отечественных фильмов и сериалов. Основана в 2005 году Сергеем Георгиевичем Мелькумовым. Генеральный директор — Кудрявцева Ольга Александрова. Бенефициарными владельцами компании являются: SnapflaiLtd. (51 %), Кипр и EkskaliburDevelopment S. A. (49 %), Люксенбург.

– Компания выступает совладельцем (50 %) ООО «Сталинград Продакшн» совместно с ООО «Арт Пикчерс Студия» (50 %).

  1. ООО «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» — творческо-производственное объединение, занимается разработкой и созданием отечественных фильмов. Генеральный директор — Верещагин Леонид Эмильевич. Владельцами компании являются: Михалков Никита Сергеевич (73,3 %), Верещагин Леонид Эмильевич (17,2 %) и Васильев Евгений Анатольевич (9,5 %).

– Компания является совладельцем (37 %) ООО «Голливуд Репортер Рус» совместно с Сухотиным Александром Леонидовичем (37 %) и ОАО «ТРК-1» (26 %).

  1. ООО «ТаББаК» — российская кинокомпания, занимается производством кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ. Генеральный директор — Асадов Тимур Арифджанович. Единоличным владельцем компании является Бекмамбетов Тимур Нуруахитович (100 %).

– Владеет компанией (99,54 %) ООО «Базелевс Инновации», основной вид деятельности: научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие.

– Владеет компанией (97,5 %) ООО «Елки-фильм».

– Выступает совладельцем (50 %) ЗАО «За 30» совместно с ЗАО «Дирекция Кино» (50 %).

– Выступает совладельцем (50 %) ООО «АС «Москва» совместно с ООО «СКА «Петербург» (50 %).

– Выступает совладельцем (50 %) ООО «Время» совместно с ООО «Студия «Третий Рим» (50 %).

– Выступает совладельцем (50 %) ООО «Хардкор» совместно с Найшуллером Ильей Викторовичем (50 %).

  1. ООО «Централ Партнершип» — кинокомпания, российский производитель и дистрибутор фильмов. Генеральный директор — Степанов Павел Владимирович. Владельцами компании являются: ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус» (68,7 %) и ООО «Аура-Медиа» (31,7 %) ИНН 7730517394. Конечным бенефициаром обоих компаний совладельцев выступает НПФ «Газфонд».

– Компания является совладельцем (60 %) ООО «Рус-Медиа Бридж» совместно с Голден Брик Дабл-Ю Эс Кэпитал Венчер Лимитед (40 %), Гонконг.

  1. ООО «Энджой мувиз» — российская кинематографическая компания, производитель и дистрибьютер фильмов. Генеральный директор — Дрюмова Яна Вячеславовна. Владельцем компании является TornwoodEnterprisesLtd. (100 %), Кипр. Конечным бенефициаром выступает кипрская компания V. P. RenovationInvestmentsLtd.

– Имеет дочернюю компанию ООО «Ультра-стори», основной вид деятельности производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ.

– Является совладельцем компании (50 %) ООО «Тур-Комедия» совместно с Новацким Алексеем Сергеевичем (50 %) [7, 8].

Исходя из вышесказанного, а также на основании схематичной интерпретации связей и конечных бенефициаров отечественных кинокомпаний-лидеров, можно утверждать об аффилированной связи между получателями бюджетных средств на развитие российского кинематографа. Кроме того, выяснилось, что две кинокомпании: ООО «Энджой мувиз» и ООО «Нон-Стоп Продакшн», получившие государственную поддержку, принадлежат иностранным компаниям, которые находятся под юрисдикцией Кипра. Следовательно, средства из федерального бюджета, направленные на развитие ответственного кинематографа, получают иностранные компании, а возможно и вовсе «выводятся» в офшорные зоны с целью хищения.

На наш взгляд, такая тенденция не способствует планомерному развитию российского кинорынка, напротив, создает риски хищения бюджетных средств, а также возможность сговора, с целью контроля рынка. В результате такой, пагубной для рынка, ситуации мы имеем олигополию в лице крупных кинокомпаний, целью которых становится не содействие в развитии отечественного кино и разработке кинопроектов, способных конкурировать с западными аналогами, а получение максимальной выгоды, при минимальных затратах и отсутствии инноваций.

Литература:

  1. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1215 «О Федеральном фонде социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии».
  3. Соглашения о предоставлении Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии субсидий из федерального бюджета в 2015–2016 годах.
  4. Официальный сайт Фонда Кино http://fond-kino.ru/
  5. Приказ Фонда Кино № 11 от 5 февраля 2015 года «Об утверждении перечня лидеров отечественного кинопроизводства на 2015 год.
  6. Приказ Фонда Кино № 16 от 9 марта 2016 года «Об утверждении перечня лидеров отечественного кинопроизводства на 2016 год.
  7. Интернет-системы «Спарк-Интерфакс», 2016 год, http://www.spark-interfax.ru/
  8. https://orbis.bvdinfo.com/

[1] Соглашение о предоставлении Федеральному фонду социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии субсидии из федерального бюджета в 2016 году.

Основные термины (генерируются автоматически): ООО, генеральный директор, владелец компании, государственная поддержка, Фонд Кино, Российская Федерация, компания, отечественная кинематография, отечественный кинорынок, российская кинокомпания.


Похожие статьи

Перспективы и направления реализации стратегии импортозамещения в России

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания в региональных условиях

Инновационные формы профессиональной ориентации школьников в образовательной среде

Развитие малого и среднего предпринимательства России в современных условиях

Проблемы и перспективы развития высокотехнологической отрасли в России

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Инструменты развития и повышения конкурентоспособности территории Краснодарского края

Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся

Специальные факторы и тренды развития отрасли индивидуального отопления в России

Зарождение и становление транспортно-логистических кластеров России на региональном уровне

Похожие статьи

Перспективы и направления реализации стратегии импортозамещения в России

Анализ и перспективы развития рынка общественного питания в региональных условиях

Инновационные формы профессиональной ориентации школьников в образовательной среде

Развитие малого и среднего предпринимательства России в современных условиях

Проблемы и перспективы развития высокотехнологической отрасли в России

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Инструменты развития и повышения конкурентоспособности территории Краснодарского края

Возможности региональной системы дополнительного образования детей в формировании гражданской (российской) идентичности личности учащихся

Специальные факторы и тренды развития отрасли индивидуального отопления в России

Зарождение и становление транспортно-логистических кластеров России на региональном уровне

Задать вопрос