Разработка, применение и функциональные возможности информационной системы «Научный потенциал» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Махманов, О. К. Разработка, применение и функциональные возможности информационной системы «Научный потенциал» / О. К. Махманов, Х. Н. Зайнидинов, З. А. Таджиходжаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35753/ (дата обращения: 16.11.2024).



Необходимость оценки научного потенциала высших образовательных (ВОУ) и научно-исследовательских учреждений (НИУ) продиктована потребностью во владении объективной информацией об уровне научного потенциала (НП) в целом, а также межвузовского и меж научно-исследовательского сопоставления НП с целью выявления всех объективных особенностей и выполнения необходимых решений.

Достоверная информация, которая может быть получена в рамках регулярного мониторинга и стратегического анализа НП, необходима для развития, как самого учреждения, так и в целом.

Отсутствие новых методов и инструментария,обеспечивающего мониторинг, делает процесс сбора и обработки информации трудоёмким.С момента сбора информации, обобщения и анализа данных проходит слишком много времени, а иногда временной показатель препятствует к быстрому обобщению материалов. Поэтому повысить качество и эффективность организации мониторинга возможно только с использованием информационных технологий, то есть разработкой информационных систем, позволяющие получать ежедневно обновлённую информацию.

В настоящее время в ВОУ и НИУ наблюдается возрастная диспропорция в составе педагогических (ПР) и научных работников (НР), дефицит педагогических и научных работников необходимой высшей квалификации являющиеся элитой учреждений, ослаблении интереса к научно-педагогической деятельности.

Вместе с тем, необходимость поддержания конкурентоспособности рассматриваемых учреждений на высоком уровне требует от них повышения эффективности принимаемых решений в области воспроизводства научно-педагогических кадров. В этой связи возникает необходимость поиска эффективных внутренних механизмов управления формированием и использованием научного потенциала, которая требует постоянного мониторинга кадрового потенциала [1,2].

Результатомнашейработы явилась разработка информационной системы «Научный потенциал» предназначенная для мониторинга научного потенциала высших образовательных и научно-исследовательских учреждений сформировавшая постоянно возобновляемую базу данных, которая осуществляется доступом через Интернет и позволяющая создавать сложные отчёты в любых форматах [3].

Информационная система «Научный потенциал» представляет собой веб-приложение. Веб-приложение — ПР-НР — серверное приложение, в котором ПР-НР выступает браузер, а сервером — веб-сервер. Логика веб-приложения распределена между сервером и ПР-НР, хранение данных осуществляется преимущественно на сервере, обмен информацией происходит по сети. Одним из плюсов такого подхода является независимость от операционной системы ПР-НР — пользователя, поэтому веб-приложения служат межплатформенными сервисами. На PHP (YIIFramework) выполнена серверная часть web-приложения. Информация ПР-НР реализована на HTML5, CSS3, JavaScript (JQuery). При разработке ИС «Научный потенциал» использовался новый подход к разработке веб-приложений, называемый AJAX технологии. При использовании AJAX технологии страницы веб-приложения не перезагружаются целиком, а лишь догружают необходимые данные с сервера, что делает их более интерактивными и производительными. Доступ пользователя к информации осуществляется с помощью подключения модулей информационной системы к «серверу СУБД». Применение данного программного обеспечения может в любых сетях, функционирующих на основе протокола TCP/IP.

Для работы с базами данных применён MySQL, являющийся лучшим решением для малых и средних приложений [4]. Гибкость СУБД MySQL обеспечивается поддержкой большого количества типов таблиц, а запросы происходят на «понятном» ПР-НР — пользователю языке.

Применение при разработке информационной системы Yii Framework обусловлен тем, что он оборудован многими мерами безопасности для предотвращения веб-приложений от неспровоцированных атак, таких как SQL инъекции, межсайтовый скриптинг (XSS), подделка запроса кросс-сайт (CSRF).

Для определения состояния и оценки научного потенциала, а также его прогнозирования разработанная информационная система «Научный потенциал», включает в себя базу данных педагогических работников 75 ВОУ и научных работников 70 НИУ.

Информационная система позволяет всесторонне проследить динамику формирования научного потенциала для ВОУ: кадров, кафедр, факультетов и ВОУ, для НОУ: кадров, лабораторий, отделов, НИУ, а также выявить участие кадрового потенциала ВОУ и НИУ в проведении научных исследований, с опубликованием научных статей в зарубежных и научных журналах рекомендуемых ВАК. Получения патентов или свидетельств на изобретение выданные Агентством по интеллектуальной собственности.

Рис. 1. Схема функционирования информационной системы НП

Для определения научного потенциала ВОУ и НИУ в целом:

– предложены критерии формирования научного потенциала учреждений с точки зрения остепенённой и возрастной динамики, научной активности, конкуренто-способности подразделений между собой по научному потенциалу;

– анализ текущего состояния научного потенциала подразделений ВОУ и НИУ с использованием статистических данных из базы ИС «Научный потенциал»;

– Предложен системный и единый подход по определению научного потенциала для ВОУ и НИУ с использованием информационной системы, которая позволяет:

  • учитывать развитие научного потенциала, позволяющие прогнозировать необходимость количественных и качественных параметров воспроизводства и ротации кадров с высшей квалификацией;
  • проведения многофакторного анализа возрастной динамики научного потенциала, научной активности педагогических и научных работников.

Реализация разработанной ИС «Научный потенциал» позволит усовершенствовать систему управления подготовки научно-педагогических кадров и развития кадрового потенциала, которая поможет решить задачу обеспечения квалифицированными научными кадрами, повысить ответственность организаций образования и науки за качество и эффективность подготовки.

Результаты мониторинга ВОУ иНИУ ИС «Научный потенциал»

Сформирована база данных (БД) педагогических и научных работников из числа работающих в ВОУ и НИУ, составляет более 30 000 и на их основе проведены анализ данных и мониторинг:

– так для ВОУ и НИУ по БД определены количество педагогических и научных работников в каждом из рассматриваемом учреждении, при этом определены штатные педагогические или научные работники, из них число остепенённых, число ПР или НР без учёной степени и звания.

– определены совместители, в том числе остепенённые, число педагогических или научных работников без учёной степени и звания (форма таблица 1).

– Мониторинг ВОУ и НИУ показал, что научный потенциал по ВОУ и НИУ составляет по основному штату педагогических и научных работников разный в зависимости от учреждения, региона, направлений и специальностей образования и т. д. Мониторинг позволяет также оценить научный потенциал привлекаемых по совместительству педагогических и научных работников.

Результаты мониторинга факультетов, кафедр ВОУ и отделов, лабораторий НИУ ИС «Научный потенциал»

Анализ мониторинга в разрезе факультетов и кафедр ВОУ, а также в разрезе отделов и лабораторий НИУ по научному потенциалу педагогических и научных работников, как по основному штату, так и по совместительству позволяет ранжировать показатели в рейтинговой форме, тем самым определить успешные подразделения или наоборот требующие стратегических решений (форма таблица 2, 3).

Мониторинг позволяет обобщить, ситуацию и при необходимости интегрировано подойти к вопросам привлечения для педагогической или научной деятельности ведущих в своей области ученых и специалистов из ВОУ-НИУ-ПРОИЗВОДСТВО (организации).

Результаты мониторинга педагогических и научных работников ВОУ и НИУ

Поскольку доктора и кандидаты наук наиболее квалифицированная часть педагогических/научных работников, было интересно проанализировать возрастные характеристики педагогических работников 75 ВОУ и научных работников 70 НИУ.

В исследуемых учреждениях картина возрастного ценза отличается друг от друга в зависимости от учреждения. Тенденция притока молодого поколения наблюдается по направлениям математики, физики и химии полимеров (форма таблица 4).

Противоположная картина наблюдается в гуманитарной (философии) отрасли науки там данные мониторинга показали, что одной из проблем этих учреждений является тенденция к «старению» высококвалифицированного кадрового потенциала. По базе данных и анализа имеет место тенденции старения докторов и кандидатов наук, в связи, с чем возникает необходимость создания условий для привлечения молодых учёных и специалистов в ВОУ и НИУ из числа окончивших соответственные специальности магистратуры.

Проанализирована деятельность введённых в БД педагогических и научных работников по индикатору научные работы и публикации.

Анализ научных статей в зарубежных научных журналах (за 5 лет) по БД ВОУ и НИУ показало, что педагогическими и научными работниками опубликованы научные статьи в странах Европы,Азии, Америки и СНГ, и активность научных работников научных подразделений в 1,5 раза выше педагогических работников. При этом необходимо указать на высокие показатели научных работников НИУ (по математики), которые активно участвуют, в международных публикаций показав тем самым своё место в международном обществе математиков и показатель публикации за 5 лет составляет, для них 8,65 публикаций/1 сотрудника.

БД имеет данные зарегистрированных (за 5 лет) объектов интеллектуальной собственности предложенных педагогическими и научными работниками, лидером из которых являются научные работники НИУ (по направлению физики и химии полимеров).

Примеры форм отчетности

Таблица 1

(ВОУ/НИУ)

Наименование

ВОУ / НИУ

кол-во педагоги-ческих / научных

работ-ников (осн/совм)

из них работающих

научный потенциал ВОУ/НИУ, (%) по

в основном штате

совместителем

осте-пенен-ные

не

осте-пенен-ные

осте-пенен-ные

не осте-пенен-ные

основ-ному штату

для сведения

совместительству

общее

Таблица 2

(факультеты ВОУ/отделы НИУ)

Наименование факультетов/ отделов

ВОУ/НИУ

кол-во педагоги-ческих

и научных работни-ков (осн/совм)

из них работающих

научный потенциал факультетов/отделов, (%) по

в основном штате

совместителем

осте-пе-нен-ные

не

осте-пенен-ные

осте-пенен-ные

не осте-пенен-ные

основ-ному штату

для сведения

совмес-титель-ству

общее

Таблица 3

(кафедры ВОУ/лаборатории НИУ)

Наименование кафедр/ лабораторий

ВОУ/НИУ

кол-во педагоги-ческих

и научных работни-ков (осн/совм)

из них работающих

научный потенциал кафедр/лабораторий, (%) по

в основном штате

совместителем

осте-пе-нен-ные

не

осте-пенен-ные

осте-пенен-ные

не осте-пенен-ные

основ-ному штату

для сведения

совмес-титель-ству

общее

Таблица 4

(ВОУ/НИУ возрастные характеристики)

Наименование ВОУ/НИУ

кол-во педагогических/

научных работников

возрастные характеристики остепененных,%

общее

остепененные

всего

средн. возраст

всего

средний возраст

до 30 лет

31–40 лет

41–50 лет

51–60 лет

61–65 лет

66 лет ивыше

Выводы

  1. На сегодняшний в ВОУ и НИУ появилась возможность, мониторинга состояния и развития научного потенциала по базе данных информационной системы «Научный потенциал», а также проработки прогнозирования подготовки научных и научно-педагогических кадров.
  2. Проведённый мониторинг состояния научного потенциала ВОУ и НИУ в разрезах вуза, факультетов, кафедр и научных подразделений — отделов, лабораторий показал необходимость поиска организационных решений, позволяющих рационально использовать имеющийся научный потенциал, расширять возможности обеспечения за счет интеграции ВОУ-НИУ-ПРОИЗВОДСТВО и внутри вузовских ресурсов подготовки, привлечения и закрепления кадров, а также необходимо разрабатывать и внедрять механизмы, способствующие к повышению эффективности воспроизводства высоко-квалифицированного кадрового потенциала ВОУ и НИУ.
  3. Стратегией развития ВОУ и НИУ требует разработки и реализации концепции опережающей подготовки научно-педагогических кадров, важнейшим элементом которой должны стать выявление и поддержка интеллектуального класса педагогических и научных работников.

Литература:

  1. Донецкая С. С. Научный потенциал преподавателей российских университетов (на примере химических факультетов) //Эко.2007. № 4. С.131–143.
  2. Степанов Ю. С., Рабинович М. И., Рабинович С. Ю. О построении функций свертывания информации для оценки деятельности подразделений и сотрудников высших образовательных учреждений // Technology-2001: Сб.науч.тр.междунар.дистацион.науч.-техн.конф.Орел, 2001.С.270–272.
  3. Махманов О. К., Хакимов З. Т.,Таджиходжаев З. А. “Илмий салохият/ Научный потенциал” // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ, № DGU 02952 от 31.12.2014г.
  4. Гайдамакин Н. А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных / Н. А. Гайдамакин. — М.: Бином-Пресс, 2002 — С. 365.
Основные термины (генерируются автоматически): научный потенциал, информационная система, работник, основной штат, AJAX, баз данных, кадровый потенциал, возрастная динамика, интеллектуальная собственность, научная активность.


Похожие статьи

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Дикие животные»

Методическая разработка «Интегрированный урок как современная образовательная технология»

Современные педагогические технологии в предметной области «Технология»

Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт»

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Институт службы судебных приставов и использование информационных ресурсов сети «Интернет» в их работе

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания учебной дисциплины «Инженерная графика»

Похожие статьи

Формирование и развитие ИКТ-компетентности при использовании образовательной среды «Живая математика»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме «Дикие животные»

Методическая разработка «Интегрированный урок как современная образовательная технология»

Современные педагогические технологии в предметной области «Технология»

Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт»

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Информационные технологии как фактор формирования и развития профессиональных компетенций учащихся на уроке физики

Институт службы судебных приставов и использование информационных ресурсов сети «Интернет» в их работе

Инновационная учебно-методическая система «Диалог» как средство организации образовательного процесса

Средства и приемы реализации межпредметных связей в процессе преподавания учебной дисциплины «Инженерная графика»

Задать вопрос