Современные педагогические технологии в предметной области «Технология»
Авторы: Кривова Лариса Ивановна, Назметдинова Гозель Реджеповна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (46) декабрь 2023 г.
Дата публикации: 06.11.2023
Статья просмотрена: 11 раз
Библиографическое описание:
Кривова, Л. И. Современные педагогические технологии в предметной области «Технология» / Л. И. Кривова, Г. Р. Назметдинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 5 (46). — С. 29-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/259/8728/ (дата обращения: 16.12.2024).
Преподавание — есть искусство, поэтому совершенство недостижимо, а совершентвование — бесконечно.
Л. Н. Толстой
Ускорение процессов глобализации, информационная революция, изменение системы общественных отношений, активные процессы обновления общественных наук, новые требования государства к выпускникам системы образования, система требований, определяемых стандартом общего образования второго поколения — всё вышеперечисленное требует существенного обновления школьного образования и внедрения инновационных педагогических технологий .
Современный урок стал гибким, разнообразным по целям и задачам, вариативным по формам и методам преподавания, насыщенным по использованию новейших технических средств, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа, и здесь встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) — океан знаний и рифы противоречий. И это — нормально.
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг.
К. Д. Ушинский
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Современная жизнь требует от нас, педагогов, искать, практиковать, использовать новые интенсивные педагогические технологии и различные инструменты, с помощью которых можно изменить качество знаний учащихся в положительную сторону.
Главная задача учителя состоит в том, чтобы создать условия обучения для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ребёнку проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность в процессе обучения, поэтому учитель находится в постоянном поиске новейших образовательных технологий для повышения качества образования своих подопечных.
« Педагогическая технология» — это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
—Совокупность приёмов — область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса;
—Совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса;
—Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся следующие технологии:
- Информационно-коммуникационная технология
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс-технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества.
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
- Робототехника.
- Перевёрнутый класс
Заметим, что ИКТ, 3-D моделирование, робототехника, стремительно вошли в образовательный процесс и мы, практически, на каждом уроке используем данные технологии, будь то презентация, демонстрация или практическая деятельность.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для педагога и ученика новые возможности, способствует достижению основной цели модернизации образования — улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды в средних и высших учебных заведениях стартовал в нескольких регионах, в рамках федерального проекта «Современная цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование».
Создание цифровой образовательной среды подразумевает одновременное использование единой электронной системы и традиционного подхода к обучению.
ЦОС — даёт возможность перейти от традиционного очного обучения к дистанционному, для чего необходимо использование единой электронной системы и обычных подходов к обучению.
Использование дистанционных технологий
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Сегодня выделяют три вида дистанционных технологий: кейс-технологии,ТВ-технологии,сетевые технологии.
— Кейс-технологиизаключаются в том, что и учитель и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете.
— ТВ-технологии заключаются в том, что учитель и ученики находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены.
— Сетевые технологии — это размещение учебной информации на учебном сайте, учащиеся самостоятельно работают во внеурочное время.
В своей работе мы используем сетевые дистанционные технологии для организации уроков, внеурочной деятельности.
Формы взаимодействия
В последнее время нам необходимо было вести обучение в дистанционном формате. Для взаимодействия с обучающимися нами были использованы следующие электронные платформы:
—Сетевой город
—Сайт Якласс (yaklass.ru)
—Приложение Viber
—Электронная почта
—Облачная платформа для видео-конференций
Онлайн-обучение происходит с соблюдением некоторых параметров:
- Активное взаимодействие с учениками онлайн
- Обратная связь исходит от преподавателя и от учащихся
- Количество обучающихся не превышает 20 человек
- Определение степени готовности обучающегося к новому материалу
- Освоение материала учащимися в заданном преподавателем темпе
Технологии 3 D -печати
До недавнего времени несбыточной мечтой было переступить грань между реальностью и реальностью виртуальной.
В настоящее время мы с лёгкостью можем переносить объект из трёхмерной плоскости в нашу трёхмерную реальность. Не секрет, что 3D-принтер стал незаменимым помощником для профессионалов разных отраслей (медицина, стоматология, архитектуры, дизайна, сувенирной продукции. Мелкосерийного производства и т. д.
Интеллектуальные технологии в робототехнических и мехатронных системах
Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технических и прикладных исследований, в которых проблемы механики, новых инженерных и информационных технологий и аппаратных схем получения информации об окружающей среде (датчики, сенсоры и т. д.) соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта и создания эффективных систем управления сложными динамическими объектами в условиях существенной неопределённости. Робототехника в последние годы переживает новый виток развития, а также охватывает всё больше направлений деятельности человека как в гражданской, так и в военной сферах, а также в особых условиях работы (радиация, работа в космосе, при аномально высоких или низких температурах, при высоких перегрузках и т. д.)
Актуальность инновационно-педагогических технологий заключаются в том, что она может быть использована не только в случае изучения нового материала, но и при повторении и закреплении ранее изученного.
В условиях применения системно-деятельностной образовательной парадигмы отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю — не знаю», «умею — не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю ».
Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность — в этом заключается смысл всех вместе взятых педагогических технологий.
Самым оптимальным вариантом является использование смеси этих технологий. Традиционные и инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга.
Литература:
- http://yandex.ru/yandsearch?text=проектноя %20технология&clid=1882611&lr=2
- http://nsportal.ru
- http://murzim.ru/nauka/pedagogika
- http://www.imc-new.com
- http://yandex.ru/yandsearch?text
- http://festival.1september.ru
- http://works.tarefer.ru
- http://www.moluch.ru
- http://charko.narod.ru
- http://mariyakuznec.ucoz.ru
- http://www.bibliofond.ru/view.aspx
- Машбиц, Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Е. И. Машбиц.-М.: Педагогика, 1988.с.192.
- Молоков, Ю.Г., Молокова А. В. Актуальные вопросы информатизации образования. Образовательные технологии / Ю. Г. Молоков, А. В. Молокова: Сборник научных трудов. — Новосибирск, ИПСО РАО, 1997. с.77–81.
- Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат.- М.:200.с.315.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии./ Г. К. Селевко: Учебное пособие.- М.- Народное образование, 1998. с. 256.
- Лысыч М. Н., Шабанов М. Л., Овчарова А. М. Использование технологии 3D печати в современном производстве // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 172–175. — URL https://moluch.ru/archive/79/12582/ (дата обращения: 23.08.2019).
- Манвелов С. Г. Конструирование современного урока. — М.: Просвещение, 2002.
- Громова О. К. «Критическое мышление — как это по-русски?» Технология творчества. //БШ № 12, 2001
- Кривова, Л. И. Современные педагогические технологии на уроках Технологии в школе / Л. И. Кривова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/statya-sovremennye-pedagogicheskie-tehnologii-na-urokah-tehnologii-v-shkole-4031924.html (дата обращения: 03.11.2023).