Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (129) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 29.11.2016

Статья просмотрена: 5820 раз

Библиографическое описание:

Глотов, В. А. Роль психологической подготовки сотрудников УИС к действиям в экстремальных условиях / В. А. Глотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 25 (129). — С. 623-626. — URL: https://moluch.ru/archive/129/35273/ (дата обращения: 17.12.2024).



В последние время органы внутренних дел все чаще сталкиваются с различными экстремальными условиями, создающими опасность для жизни и здоровья граждан, их имущества и морально-психологического здоровья, нарушения нормальной деятельности органов государственной власти, либо наступление иных общественно опасных последствий. В местах лишения свободы к ним можно отнести такие чрезвычайные обстоятельства дезадаптирующие и дезогранизующие деятельность исправительных учреждений как побеги, массовые беспорядки, захваты заложников, вооружённые нападения и т. д.

Успешность функционирования правоохранительных органов при возникновении экстремальных условий во многом зависит от готовности сотрудников выполнять поставленные задачи в нестандартных условиях.

Служба сотрудников уголовно-исполнительной системы протекает в сложных, часто меняющихся ситуациях, подразумевающих воздействие целого ряда экстремальных внешних и внутренних психологических факторов, требующих от сотрудников уголовно — исполнительной системы мобилизации всех систем и резервов организма, высокого профессионализма, выдержки, самообладания, решительности и мужества. Сильные стрессовые условия и(или) экстремальные ситуации в УИС на практике возникают, когда осужденные или заключенные перестают подчиняться законным требованиям и начинают противодействовать им. Экстренные условия подразумевают систему внешних по отношению к сотрудникам уголовно — исполнительной системы факторов, побуждающих и опосредующих его активность и переживаемых им как сложных, трудных, связанных с огромным риском работы, ситуаций.

Внешними факторами принято считать физические, материально-бытовые, социально-групповые обстоятельства, устанавливающие психологическую готовность сотрудников.

В данной ситуации особую роль играет работа кадрового аппарата по подбору новых сотрудников для уголовно-исполнительной системы, которая осложняется мнением общественности о том, что служба в УИС является не престижной, мало оплачиваемой, из-за этого сюда приходят люди мало заинтересованные в службе, а отделы кадров принимают данную категорию людей иногда не обращая на это внимания, а потом устраивают их на работу. Отсюда следует, что некоторые мероприятия, которые проводятся психологами — малозначимы и практически бесполезны.

И конечно же, физическая подготовка сотрудников, их готовность к действиям в экстремальных условиях, направленная на приобретение умений и навыков, способствующих успешному выполнению оперативно-служебных задач, сохранение высокой работоспособности и включает в себя общефизические упражнения (на силу, быстроту, выносливость, ловкость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы, преодоление полосы препятствий и т. д.).

Внутренними факторами считают личные впечатления, воспоминания, переживания, помыслы и намерения работника уголовно — исполнительной системы, которые устанавливают его ситуативную подготовку к правовым действиям в неоднозначных условиях выполнения их служебных обязанностей.

Не все сотрудники уголовно-исполнительной системы готовы к действиям в экстренных условиях на психологическом уровне

Работа сотрудников уголовно — исполнительной системы формируется сложным и большим количеством задач, определенных элементами внезапности, требующих незамедлительных решений в данный промежуток времени, против действий представителей спецконтингента и других лиц. Все это предоставляет большие требования к работникам УИС, которые должны осуществлять воспитывающие и обучающие функции.

При работе в экстремальные условия охватывается не только сам сотрудника УИС, но и другие лица. Поэтому приобретение данного опыта подразумевает методы проб и ошибок, что на практике является не самым лучшим способом. Психологи говорят, что к действиям в экстремальных условиях нужно и можно учиться, но обязательно с условиями приближенными к реальным. Например, возможен передача опыта более зрелыми сотрудниками, которые работают уже много лет и бывали в таких ситуациях, а также непосредственно применяли различные методы и способы подготовки на практике. Но не нужно забывать, что у каждого человека свой подход, поэтому, гораздо важнее осмыслить, почему было принято именно это решение, для дальнейшего приспособления модели поведения более опытного работника.

Особое внимание в внутренних факторах выделяется психологической подготовке, которая должна быть на высоком уровне у сотрудников уголовно-исполнительной системы.

По мнению Е. Е. Калистратовой, на данный момент психологическая подготовка является важнейшей составляющей глобальной готовности работников УИС к применению практической деятельности в особых условиях, но в уголовно — исполнительной системе еще не сформировалась конкретная система психологической готовности сотрудников.

Раскроем часть психологических понятий, без которых психологическая подготовка не может существовать.

Психологическая устойчивость сотрудника — свойство личности не поддаваться неблагоприятным психологическим обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполняемых профессиональных действий. В качестве основного признака психологической устойчивости выделяют успешность или результативность деятельности. Она связана с развитием познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, мотивационной структуры.

Профессиональная бдительность определяется, как способность подмечать значимые для профессии, характерные, а так же мало заметные, свойства предметов, объектов и явлений. Она является элементом правильного профессионального воспитания действительности, складывающегося из сенсорного изучения опыта, который определяется значимыми признаками, сохраняющимися в памяти человека и в дальнейшем использующиеся в профессиональной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы. Так же значимо и развитие внимания, которое обеспечивает целостное восприятие предметов, объектов или явлений. Критерием профессиональной бдительности можно считать хорошее решение задач по нахождению и успешной идентификации конкретного предмета, объекта или явления, при мало выраженных признаках.

Профессиональная деформация личности сотрудника — негативное изменение психологических и социально-психологических особенностей личности сотрудника УИС в процессе службы, и осуществляемой правоохранительной деятельности. Однако иногда она может быть естественно обусловлена адаптацией к сложным, экстремальным обстоятельствам самой службы и специфичным условием ее организации. Это не означает, что профессиональная деформация будет мешать сотруднику в осуществлении его профессиональных обязанностей.

Оптимальная работоспособность включает в себя:

– Способность выполнять максимальное количество задач с требуемым качеством за единицу времени.

– Длительность временного промежутка, в течение которого остается должный уровень психической и физической активности.

– Поддержание баланса между затратами и восстановлением сил, умелое использование резерва этих сил.

Время, необходимое для достижения состояния глубокого расслабления после максимальной нагрузки.

После основных понятий психологической подготовки можно выделить несколько этапов, которые проводятся при деятельности сотрудников УИС:

1) Подготовительный этап — развитие у сотрудника уголовно — исполнительной системы готовности к действиям в экстремальных условиях. Готовность к обычной форме реагирования на специфичную экстремальную ситуацию называется установкой. Она отражает устойчивость и направленность деятельности субъекта в условиях, которые могут поменяться в любой момент.

2) Непосредственные действия — психологическая подготовка сотрудника к готовности действовать в экстремальных ситуациях, т. е. сочетание теоретической базы и условий максимально приближенных к реальным.

3) Заключительный этап — на основе смоделированных обстановок добиться от сотрудника возможности хорошо управлять своими действиями, научить его держать под контролем данную ситуацию. Если в данной деятельности у сотрудника разовьется определенно выраженная, целостная система всех элементов готовности, то он полностью подготовлен к самостоятельности, с большой степенью активности и творчества и он сможет справиться, почти с любой стрессовой ситуацией.

Можно сделать вывод, что психологическая подготовка должна проходить не формально, а на высоком уровне, поскольку это важно не только для поддержания правопорядка, но часто и жизнь самого сотрудника, и окружающих его людей. Основой должно послужить сочетание теории и практики. В интересах готовности к действиям в экстремальных условиях правильно совершенствовать не только систему профессиональной ориентации, изучать саму профессиональную деятельность, определять ее психофизические требования к человеку, создавать методику для определения личностных качеств и психофизиологических процессов, адекватных условиях и сложности службы в органах внутренних дел, но и сочетать ее с физической и боевой подготовкой.

Под психологической подготовкой часто понимают ряд связанных между собой мероприятий, нацеленных на формирование и развитие психологических качеств и состояний работников УИС, которые обеспечивают хорошее решение ими служебных задач. Рассмотрев опыт работы сотрудников уголовно — исполнительной системы можно выделить, что помимо обычных функций, в экстремальных условиях они выполняют и дополнительные обязанности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности населения. Эти обязанности направлены, прежде всего, на спасение людей, оказание необходимой помощи пострадавшим, предупреждение кризисных и конфликтных ситуаций, слухов, которые могут навести панику на население, проведение оперативно-розыскных мероприятии и др.

В результате усложнения функций появляются дополнительные (не свойственные повседневной служебной деятельности) обязанности: ввод в деятельность специальных оперативных планов и режима усиления. В данных условиях быстро растут и физические и психические нагрузки на сотрудников уголовно — исполнительной системы, такие как: крайняя мобилизация профессиональных, физических, моральных и психологических ресурсов. Особые нагрузки при этом легли на руководителей служб и подразделений уголовно — исполнительной системы, сотрудников оперативно — розыскных подразделений. Выделяется не, сколько физическое воздействие на данных сотрудников, а в большее степени моральное, психологическое давление на их.

Таким образом, анализировав всё выше перечисленное, можно выделить несколько целей психологической подготовки:

  1. Повышение психологической готовности сотрудников уголовно — исполнительной системы, гарантирующие отличное преодоление психологических трудностей при решений поставленных служебных задач в экстремальных условиях.
  2. Гарантирование отличного выполнения оперативно — служебных задач, и, разумеется, сохранение здоровья сотрудников как изначального состояния физического, психологического и социального благополучия.

Также можно выделить ряд задач психологической подготовки:

  1. Создание зрелой, адекватной мотивации оперативно — служебной деятельности, психологической информированности и сложившейся системы отношений личности к различным аспектам экстремальных ситуациях.
  2. Рост уровня профессионально — психологических знаний, умений, навыков.
  3. Рост уровня психологической устойчивости к экстремальным стрессовым воздействиям, закалка уверенности в себе, самообладание, мужества, стойкости, смелости.
  4. Создание навыков психической саморегуляции, снятия эмоционального напряжения, оказание психологической самопомощи и взаимопомощи.
  5. Актуализация психологической готовности к несению службы в условиях угрозы совершения и реальных экстренных ситуациях.

По мнению П. В. Кузнецова, на сегодняшний день необходимо дальнейшее более глубокое исследование проблем психологической подготовки работников уголовно — исполнительной системы и психологического обеспечения оперативно — служебной деятельности сотрудников в экстренных условиях, и в условиях несения службы по усиленному варианту. Данная работа направлена на разработку научно обоснованных нормативов: длительности, сменности, с учетом необходимости профилактики негативных психологических явлений среди сотрудников уголовно — исполнительной системы.

Существует система мероприятий, направленных на закрепление и обновление необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, профиля службы и специфики деятельности.

Одно из таких мероприятий это служебно-боевая подготовка, ее основная цель это формирование готовности к успешному преодолению психологических трудностей служебной деятельности и применение психологических знаний умений для эффективного выполнения обязанностей в любой экстренной обстановке. Основной задачей при проведении занятий по психологической подготовке является систематизация и закрепление знаний об особенностях развития личности, выработка умений и мотивации на развитие психологических качеств личности сотрудника, нужных для роста качества уровня профессионализма.

Подводя итоги, из выше перечисленного можно сделать следующие выводы: сотрудник, который психологически развит хорошо, а физически не подготовлен к работе, равноценен сотруднику который физически подготовлен, а психологически не готов к работе.

Увеличивается вероятность готовности сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, если эта подготовка проводится в комплексе специальных мероприятий: психических, служебно-боевых, морально-психологических и тд. В результате чего УИС будет получать хороших, высококвалифицированных работников, которые будут готовы решать задачи, поставленные перед УИС, и не будут теряться при возникновении каких-либо кризисных или экстремальных ситуаций.

Литература:

  1. Кузнецова П. В. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников // Практическая психология: опыт, проблемы. 2009. № 3. С. 64–68. URL: file:///E:/professionalno-psihologicheskaya-podgotovka-sotrudnikov-podrazdeleniy-vnevedomstvennoy-ohrany.pdf
  2. Каллистратов Е. Е. Психологическая и профессиональная подготовка сотрудников УИС // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1(28) С. 21–23. URL: file:///E:/psihologicheskaya-i-professionalnaya-podgotovka-sotrudnikov-uis.pdf
  3. Томилова А. Е. Психологическая подготовка и боевая готовность сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях // Психологические аспекты профессиональной подготовки. 1998. № 1(7). С. 54–57. URL: file:///E:/psihologicheskaya-podgotovka-i-boevaya-gotovnost-sotrudnikov-ovd-k-deystviyam-v-ekstremalnyh-situatsiyah.pdf
  4. Белик Я. Я., Котенев И. О. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в условиях террористических акта // Практические рекомендации. 2001. № 2(16). С. 122–129. URL: file:///E:/psihologicheskaya-podgotovka-sotrudnikov-organov-vnutrennih-del-k-deystviyam-v-usloviyah-terroristicheskogo-akta.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): исполнительная система, психологическая подготовка, сотрудник, уголовно-исполнительная система, ситуация, действие, задача, психологическая готовность сотрудников, высокий уровень, профессиональная бдительность.


Похожие статьи

Психолого-педагогическая подготовка специалистов нефтедобывающих компаний к действиям в чрезвычайных ситуациях на море

Условия и особенности формирования психологической готовности к воинской службе в юношеском возрасте

Развитие информационной грамотности школьников в вопросах правил безопасного поведения в криминальных ситуациях

Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения

Способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов к новым условиям

Подходы к пенитенциарному воспитанию как составляющей социально-психологической безопасности

Использование интерактивных методов по профориентации в работе с подростками в клубах по месту жительства

Социально-психологическая роль сказкотерапии в работе с современными подростками

Особенности психологического сопровождения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении ими огнестрельного оружия

Похожие статьи

Психолого-педагогическая подготовка специалистов нефтедобывающих компаний к действиям в чрезвычайных ситуациях на море

Условия и особенности формирования психологической готовности к воинской службе в юношеском возрасте

Развитие информационной грамотности школьников в вопросах правил безопасного поведения в криминальных ситуациях

Организация социальной работы с пожилыми людьми в процессе их адаптации к условиям дома-интерната

Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольного обучения

Способы культурно-речевой адаптации детей эмигрантов к новым условиям

Подходы к пенитенциарному воспитанию как составляющей социально-психологической безопасности

Использование интерактивных методов по профориентации в работе с подростками в клубах по месту жительства

Социально-психологическая роль сказкотерапии в работе с современными подростками

Особенности психологического сопровождения в профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при применении ими огнестрельного оружия

Задать вопрос