Анализ специфики изучения психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности
Автор: Тихомирова Юлия Михайловна
Рубрика: 1. Общие вопросы психологии
Опубликовано в
Дата публикации: 25.01.2015
Статья просмотрена: 581 раз
Библиографическое описание:
Тихомирова, Ю. М. Анализ специфики изучения психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к профессиональной деятельности / Ю. М. Тихомирова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 14-17. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/157/7199/ (дата обращения: 16.12.2024).
Деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС) нередко протекает в напряженных, конфликтных ситуациях, а также в условиях, опасных для жизни и здоровья, связанных с применением специальных средств, физической силы и огнестрельного оружия. Задачи, стоящие в настоящее время перед УИС, требуют от сотрудника значительной отдачи своих личностных, интеллектуальных и физических ресурсов, высокой продуктивности профессиональной деятельности. Поэтому даже самая, на первый взгляд, «спокойная» служебная деятельность оказывает на сотрудника определенное психологическое воздействие. И зачастую сотрудник оказывается попросту не готовым к тем или иным условиям реализации профессиональной деятельности, к тем или иным служебным ситуациям. В этих случаях могут наблюдаться следующие негативные проявления: ухудшение мыслительной деятельности и замедленность реакций, растерянность, снижение активности, подавленность и чувство бессилия, усталость, страх неудачи, избегание ответственности, нерешительность, повышение раздражительности, потеря контроля и др.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р, уделяет достаточно много внимания внедрению и применению инновационных технологий в различных направлениях деятельности УИС, связанных, как с повышением эффективности управления УИС, использованием инновационных разработок и научного потенциала, так и с совершенствованием кадрового обеспечения и социального статуса работников УИС. В частности эти направления связаны с совершенствованием инфраструктуры информационно-телекоммуникационного и других видов обеспечения функционирования и с развитием системы передачи и обработки данных, систем информационной безопасности и защиты информации, а также повышение профессиональной компетенции кадрового состава и подготовка работников УИС, владеющих новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества, в том числе и навыками работы с новыми телекоммуникационными системами [6].
Под инновационными технологиями понимаются наборы методов и средств, поддерживающих этапы реализации нововведения [5, с. 269].
Инновационная практика всегда была сложной и неоднозначной. Это, в свою очередь, предполагает создание гибкой, обоснованной системы научного обеспечения нововведений, учитывающей логику и специфику осуществления не только собственно нововведения, но и особенности восприятия, оценки, взаимоадаптации элементов социальной системы, конкретных субъектов действия к новым условиям жизнедеятельности, а также экспертно-отслеживающей возможные перспективы и последствия реализации конкретного нововведения [3, с. 266]. При этом процесс реализации нововведения становится более оптимальным, а применение инноваций более эффективным.
Таким образом, мы видим, что в условиях реформирования УИС особенно актуальными являются ситуации, связанные с внедрением и последующим применением инновационных технологий в профессиональной деятельности сотрудников УИС. Ввиду того, что сотрудник попадает в условия, когда требуется постоянная высокая концентрация сил, адаптация к новому и современному, связанное с этим повышение уровня специальных знаний, умений и навыков. Подобные условия создают определенные сложности при решении профессиональных задач: при отсутствии психологической готовности к внедрению и применению инноваций начинает страдать скорость и качество выполняемой работы, эффективность труда, успешность деятельности. От персонала учреждений и органов УИС требуется особая устойчивость и подготовленность, умение действовать в новых изменяющихся условиях — а именно психологическая готовность к применению инновационных технологий в профессиональной деятельности. В этом и будет заключаться специфика изучения психологической готовности сотрудников УИС к профессиональной деятельности.
Готовность к действию есть состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [2, с. 138].
Наряду с понятием «готовность» в науке используется также термин «подготовленность». При этом можно отметить недифференцированное, синонимичное использование этих понятий. Однако, по мнению М. Ю. Абрамовой, эти понятия следует различать. Подготовленность автор рассматривает как наличие у специалиста теоретических знаний, практических навыков и умений, позволяющих в любое время успешно решать стоящие перед ним задачи и выполнять функциональные обязанности. Но подготовленность специалиста к деятельности в целом еще не означает, что он готов в определенный момент совершить необходимые действия, тем более результативно. На деле многое зависит от мотивации, внутренней собранности, волевой настроенности, эмоционального состояния и др. То есть подготовленность автор рассматривает как результат обучения, а готовность — уже как более широкую характеристику, основанную не только на обучении, но и на всех особенностях личностного развития субъекта [1, с. 267].
А. М. Столяренко выделяет группу профессионально-психологических факторов, оказывающих значительное влияние на психику сотрудника правоохранительных органов и затрудняющих реализацию обычных, ранее отработанных действий, успешно выполнявшихся в относительно спокойных рабочих условиях. Это такие факторы как:
- новизна, необычность. Ситуации повышенной сложности бывают у большинства работников правоохранительных органов не ежедневно, менее привычны для них и требуют действий не по шаблону;
- внезапность. Большинство сложных условий или еще большее их усложнение происходит резко, радикально меняя ситуацию, что требует определенной бдительности и гибкости;
- стремительность, дефицит времени. Некоторые ситуации заставляют профессионала действовать быстро, реагировать на изменения немедленно и адекватно, не отставая от темпа изменения обстановки и развития событий;
- высокие нагрузки. Действовать в сложных условиях, достигать результатов, которые не возникают мгновенно, — значит использовать все свои возможности, предельно напрягаться, показывая все, на что ты способен;
- длительные нагрузки — очень характерный для правоохранительной деятельности фактор. Даже кабинетная работа обычно проходит в обстановке постоянной спешки, решения сложных задач, разговоров с трудными в общении людьми, нарушения намеченных планов срочными заданиями, без перерывов, в тесноте и пр., что уже во второй половине рабочего дня приводит сотрудника в состояние, требующее проявления высокого самообладания, сдержанности, умения мобилизовать себя на продолжение качественной работы;
- неопределенность. Зачастую сотрудникам приходится действовать в обстановке информационной неопределенности: неясности, нехватки информации;
- риск. Риск есть в любой профессии и любом деле. Однако в правоохранительной деятельности он присутствует практически постоянно, причем степень риска, вероятность неудачи здесь повышенные. Сами виды риска многообразны: риск срыва решения служебной задачи, риск нарушения сроков, риск получения взыскания, риск освобождения от должности, риск получения физического повреждения, риск для своей жизни, риск для своего авторитета и морального престижа и т. п. [7, с. 532]
Все вышеперечисленные факторы также актуальны и для служебной деятельности сотрудников УИС особенно в условиях реформирования системы в целом. Попадая в новые ситуации сотрудник испытывает значительные нагрузки, наблюдая за всем происходящим и стараясь качественно выполнить необходимые профессиональные действия. Он вынужден оценивать новую ситуацию, принимать решения, продумывать новые способы поведения и последствия собственных действий, мобилизовать собственные силы и возможности, преодолевать внутренние противоречия, быть ориентированным на качественное исполнение служебных обязанностей.
Наиболее актуальным вопросом, вытекающим из всего вышеизложенного будет являться следующий: каким образом сформировать состояние психологической готовности к профессиональной деятельности у сотрудников УИС?
По мнению Н. В. Лебедевой, для формирования психологической готовности личности к деятельности в каждом конкретном случае необходимо:
1) дать сведения о характере предстоящей деятельности и ее требованиях к личности;
2) вооружить человека знаниями, умениями и навыками, необходимыми для ее успешного выполнения.
Нельзя забывать и о роли положительной мотивации человека в процессе формирования психологической готовности. В ходе психологической подготовки человека к деятельности важно не только давать необходимые знания и поддерживать настрой на предстоящую работу, но и моделировать особенности того вида деятельности, к которому проводится подготовка, в полном соответствии с характером и сложностью ее задач [4, с. 18].
Специфика изучения и последующего формирования психологической готовности сотрудников УИС к профессиональной деятельности будет заключаться в том, что необходимо акцентировать внимание на внедрении и последующем применении ими инновационных технологий в процессе труда, в том числе моделировать ситуации, связанные с ними. Инновации в условиях реформирования УИС прочно укрепились в повседневной профессиональной деятельности любого сотрудника. И, таким образом, рассматривать психологическую готовность к профессиональной деятельности в независимости от них не представляется возможным, и не является правильным. Лишь в контексте применения инновационных технологий следует осуществлять и повышение эффективности служебной деятельности сотрудников УИС в целом.
Литература:
1. Абрамова, М. Ю. Анализ подходов к определению профессиональной готовности к деятельности водителя / М. Ю. Абрамова // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 3. — том 2. — С. 266–270.
2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — 4-е изд., расширенное. — М.: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с.
3. Грицанов, А. А. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. — Минск: Изд. В. М. Скакун, 1998. — 896 с.
4. Лебедева, Н. В. Психологические основы подготовки младших школьников к обучению в основной школе: учебное пособие по спецкурсу / Н. В. Лебедева. — Псков: ПГПИ, 2004. — 136 с.
5. Некрасов, С. И. Философия науки и техники [Текст]: тематический словарь справочник. Учебное пособие / С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова — Орёл: ОГУ, 2010. — 289 с.
6. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_130609/.
7. Столяренко А. М. Прикладная юридическая психология: учебное пособие для вузов / Под ред. А. М. Столяренко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 639 с.