Автор: Филимонова Мария Николаевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (128) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 21.11.2016

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Филимонова М. Н. К вопросу о развитии эстетического отношения к миру у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 534-536.



Формирование эстетического отношения к миру у младших школьников — одна из главных задач современного общего начального образования, решение которой играет важную роль для воспитания и разностороннего развития ребенка. Восприятие прекрасного в окружающем мире способствует развитию эстетических взглядов, вкусов и чувств, формирует потребность у детей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни, тем самым выражая свое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Философская наука, которая занимается вопросами о прекрасном, называется эстетикой, содержание которой определяется так: «Эстетика (от греч. aisthetikos — имеющий отношение к чувственному восприятию), наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического…» [1, с. 189].

На проблему развития эстетического отношения к миру обращают внимание В. А. Сухомлинский, Б. Т. Лихачев, Т. М. Галимова, Б. М. Неменский, А. А. Мелик-Пашаев и другие ученые.

А. А. Мелик-Пашаев под эстетическим отношением подразумевает не отстранённое, «сопричастное» отношение человека к действительности, к предметам и явлениям окружающего мира, связанное с восприятием их конкретного чувственного облика, во многом отличное и даже противоположное тому, которое строится на сугубо логическом основании [4].

Некоторые из ученых отмечают, что формирование у ребенка эстетического отношения к миру на первых порах можно обозначить как стихийный и спонтанный процесс. Соприкасаясь с эстетическими явлениями жизни, ребенок так или иначе приобщается к прекрасному и эстетически развивается. И все они подчеркивают огромную роль искусства в развитии эстетического отношения к миру. Например, Б. М. Неменский в статье «Искусство как опыт человеческих отношений» утверждает, что художник в своих работах оживляет всё: дома, деревья, звезды и т. д. «Сегодняшние парнишка и девчонка через искусство могут прожить, прочувствовать тысячи жизней людей иных эпох — и опытом их чувств и отношений «скорректировать», уточнить свой поневоле малый, ограниченный эмоциональный и ценностный опыт. Способность поставить себя на место другого человека — вот что дает нам опыт искусств, опыт переживания многих жизней» [3, с. 12]. А писатель М. Пришвин подчеркивает особую роль художника в расширении обычной способности людей «к родственному вниманию к миру» [приведено по: 3, с. 11]. Это означает, что человек с эстетическим отношением к миру не может позволить себе сломать дерево, разбить какой-то предмет, грубо обидеть сверстника или взрослого человека.

Развитие эстетического отношения к миру — существенный элемент нравственного аспекта личности. Трудно быть добрым тому, кто в детстве не сопереживал другому человеку. Поэтому первым институтом формирования нравственно-эстетического отношения к миру является семья. В процессе формирования эстетического отношения к миру в семье важно сформировать неприязнь ребенка к беспорядку. Ребенок должен понимать, что все красивое нуждается в бережном уходе и внимании.

Природа также является источником развития эстетического отношения к миру. Красоту природы ребенок созерцает с помощью органов чувств, накапливает опыт эмоционального восприятия и эстетических впечатлений от этой красоты. Но ведущая роль все-таки отводится произведениям искусства, которые оказывают широкое и многостороннее воздействие на детей, вызывая эмоциональный отклик на прекрасное и безобразное в жизни, облагораживают их эстетический облик и внутренний мир.

То, что детство — это период интенсивного эстетического развития, подчеркивает Б. Т. Лихачев: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни» [2, с. 35].

О цели уроков литературного чтения в начальной школе в развитии у учащихся эстетического отношения к миру пишет Н. П. Шишлянникова: «Цель уроков — в процессе освоения художественных текстов воспитывать в детях чувство родства человека и окружающего мира (природы и культуры). Пробуждая возвышенные чувства и мысли, устремлять к высоким идеалам истины, добра и красоты, побуждать к нравственным поступкам, которые бы согласовывались с этими идеалами. На данной основе гармонизировать отношение ребенка к окружающей действительности, формировать отношение к миру как к живому организму» [5, с. 64].

Во время педагогической практики в средней общеобразовательной школе № 19 г. Абакан мы провели небольшое исследование уровня развития эстетического отношения к миру у учащихся второго класса на основе составленной нами анкеты и по методике «Незаконченное предложение» Н. Е. Щурковой, с помощью которой мы определили наличие представлений у детей прекрасного и безобразного в окружающей действительности. Детям были даны пять незаконченных тезисов, которые следовало дописать своими словами.

  1. Я думаю, что красота — это…
  2. Быть красивым — значит…
  3. Когда я думаю о красоте, я представляю…
  4. Красивое встречается…
  5. Некрасиво — это когда…

Так, тезис «Я думаю, что красота это…» многие дети дописали полными определениями, с использованием различных частей речи и эмоционально выразительно. Например, «Я думаю, что красота — это когда все сказочно, много ярких цветов, у всех людей хорошее настроение и они улыбаются». Или «Я думаю, что красота — это когда мы с мамой пошли в зоопарк и увидели много красивых зверюшек».

Тезис «Некрасиво, это когда…» многие ребята закончили следующими фразами «обзываются нехорошими словами», «не слушают старших, обижают маленьких», «ломают цветы в парке».

Обработка диагностик показала, что большинство детей имеют первичные представления о прекрасном и безобразном в окружающем мире. Но для формирования активной жизненной позиции у младших школьников по эстетическому отношению к миру необходима целенаправленная работа на уроках литературного чтения, музыки, изобразительного искусства, где дети приобщаются к красоте в искусстве, учатся воспринимать и оценивать прекрасное в музыке, литературе, картинах художников, ценить и творить красоту своими руками, тем самым облагораживая себя и окружающий мир.

Литература:

  1. Краткий словарь по эстетике: книга для учителя / под ред. М. Ф. Овсянникова. — М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  2. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  3. Неменский Б. М. Искусство как опыт человеческих отношений // Искусство в школе. — 1991. — № 3. — С. 10–17.
  4. Из опыта эстетического отношения к действительности http://www.voppsy.ru/issues/1990/905/905022.htm. дата обращения 09.11.2016 г.
  5. Шишлянникова Н. П. Взаимодействие искусств и их интеграция в обучение грамоте младших школьников / Н. П. Шишлянникова. — Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». — 2011. — 127 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эстетического отношения, развития эстетического отношения, развитии эстетического отношения, младших школьников, эстетического воспитания, Формирование эстетического отношения, ребенка эстетического отношения, формирования нравственно-эстетического отношения, формирования эстетического отношения, Развитие эстетического отношения, учащихся эстетического отношения, опыта эстетического отношения, проблему развития эстетического, явлениям окружающего мира, эстетического воспитания школьников, формы эстетического сознания, источником развития эстетического, интенсивного эстетического развития, зрения эстетического воспитания, уровня развития эстетического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос