Возрастные предпосылки становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Тавстуха О. Г., Муратова А. А. Возрастные предпосылки становления эстетического отношения дошкольников к окружающему миру [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 39-42. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13618/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье обосновывается необходимость становления эстетического отношения дошкольника к окружающему миру. Возрастные особенности становления исследуемой дефиниции рассматриваются сообразно четырем возрастным периодам дошкольного образования. Ведущей возрастной предпосылкой определена обостренная эмоциональная чувствительность дошкольника к внешним раздражителям. Специально организованный педагогический процесс обозначен как значимое средство становления эстетического отношения к окружающему миру.

Ключевые слова: эстетическое отношение к окружающему миру, становление эстетического отношения, дошкольный возраст, дошкольник, возрастные возможности.

Социально-экономические изменения оказывают влияние на различные сферы жизнедеятельности человека — социальную, экономическую, правовую, образовательную, культурную. На духовное и нравственное развитие растущего человека оказывает значительное влияние современная социокультурная ситуация, характерная приоритетами материальных ценностей и досуговой составляющей деятельности.

В сложившихся условиях актуализируются педагогические аспекты формирования гармоничной личности в дошкольный период. Одним из таких аспектов выступает художественно-эстетическое развитие, обеспечивающее становление эстетического отношения к окружающему миру, направленное на гармонизацию человека с самим собой и с внешним миром.

Эстетическое отношение к окружающему миру — это духовно-нравственная характеристика гармонично развивающегося человека, реализующая его творческое Я. Оно заключается не только в восприятии внешней стороны окружающего мира, но и в восприятии его внутреннего состояния, настроения, характера. Это умение видеть красивое в окружающем, уметь отличать эстетические категории прекрасного и безобразного, характеризующие явления с точки зрения их соответствия или несоответствия утвердившимся в обществе эстетическим идеалам.

Признаком развитого эстетического отношения является осознанное переживание личностью единства с миром. Испытывая чувство единства, человек открывает в объектах и явлениях окружающего мира внутреннее содержание, соотносимое с его собственным. Эстетическое отношение раскрывает самоценность предметов и явлений окружающего мира, носит характер бескорыстности, изменяет отношение к нему человека, делая положительным его самоощущение в мире.

Особенностью эстетического отношения является его социальный характер и культурно-историческая обусловленность. Эстетическое отношение определяется социальными условиями и практической деятельностью человека, направленной на освоение реальной действительности и связано с понятием прекрасного.

По мнению А. А. Муратовой, Т. Н. Колисниченко, раскрытие эстетической и нравственной сущности предметов и явлений окружающего мира осуществляется в процессе специально организованной взрослым образовательной деятельности ребенка. В ходе такой деятельности осуществляется взаимодействие ребенка с людьми, живой и неживой природой, предметами [3].

Эстетическое отношение к окружающему миру не является врожденным качеством человека. Его становление возможно в дошкольном возрасте при специально организованном педагогическом процессе.

В настоящее время значимость становления эстетического отношения детей дошкольного возраста к окружающему миру актуализируется в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, где оно включено в содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (п.2.6).

Логика нашей работы требует выявления возрастных возможностей дошкольников для становления исследуемой дефиниции.

Мы придерживаемся теории возможностей Дж. Гибсона, согласно которой возможности — это то, то предоставляется объекту /явлению, чем он обеспечивается и что ему предлагается [1]. В математической теории возможность выражается в относительной оценке предпочтительности одного в сравнении с другим. Теория возможностей позволяет моделировать реальность на основе опытных фактов, знаний, гипотез и суждений; проверять адекватность построенных моделей и на их основе оценивать характеристики изучаемых процессов и явлений [6].

Возрастные возможности становления эстетического отношения к окружающему миру должны предполагать интеллектуальные, эмоциональные, мотивационные, деятельностные способности, свойственные детям дошкольного возраста.

Д. И. Фельдштейн отмечает, что при опережении в своем развитии сверстников 20–30 летней давности, при обладании многими новыми способностями и возможностями современные дошкольники характеризуются снижением желания активной деятельности, ростом эмоционального дискомфорта, недоразвитием мотивационно-потребностной сферы, неразвитостью внутреннего плана действия, сниженным уровнем детской любознательности и воображения, дефицитом произвольности в умственной и в двигательной сфере дошкольника [7]. Данные тревожные факты необходимо учитывать в образовательном процессе, направленном на становление эстетического отношения дошкольника к окружающему миру и способствующем эмоциональному, интеллектуальному, духовному развитию ребенка.

Согласно исследованию И. А. Лыковой, дошкольный возраст обладает возможностью непосредственной заинтересованности оценивающего «Я» в объективной ситуации; неотделимости эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения; объединения впечатлений на основании общего эмоционального тона, что актуально для эстетического отношения [2].

Становление эстетического отношения в дошкольном возрасте осуществляется на основе фундаментальной человеческой способности к мышлению и речи. Функциональная асимметрия мозга в этом возрасте обусловливает образно-чувственное восприятие действительности, определяющее образно-наглядное освоение мира. Ведущей характеристикой образно-наглядного выступает аттрактивное (привлекательное) как источник удовольствия, имеющий физиологическую природу. Следствием аттракции являются элементарные эстетические реакции на внешние явления, которые связаны с повышением содержания эндорфинов в мозгу и оказываются основой становления эстетического отношения.

В примерной образовательной программе дошкольного образования «Вдохновение» отмечается, что обучение через чувства в раннем детстве является основой образования. Если взаимодействие ребенка и педагога проходит без учета чувственных аспектов, то возникает опасность утраты врожденной чувствительности и способности учиться посредством чувств [5].

Таким образом, в дошкольном возрасте эстетическое отношение складывается и существует на фоне обострённой эмоциональной чувствительности к воздействию внешних «раздражителей»: света, цвета, звука, ритма — того, что ребёнок непосредственно воспринимает органами чувств и что вызывает в нем потребность к выражению собственного эмоционально-оценочного отношения.

Традиционная российская дошкольная педагогика, построенная на глубоких психолого-педагогических исследованиях, предполагает выделение в дошкольном возрасте четырех значимых возрастных периодов, сообразно которым в детских садах дети разделяются по четырем группам, начиная с трех лет: вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы.

В трёхлетнем возрасте начинает проявляться собственно эстетическое отношение, его предпосылками, кроме выше обозначенных, становится воображение, осознание нереальности снов, различение мечты и реальности. В этом возрасте ребенок уже способен к эстетическому преобразованию предметов (изменению цвета, формы, величины, довоссозданию предметов и объектов), к ощущению чувства удовлетворения от созданного, к чувству радости от созерцания.

Данный возраст позволяет педагогу развивать восприятие ребенка: выделять предмет из окружающей среды, сенсорно определять его форму, объем, цвет; называть форму, объем, цвет; позволяет формировать эстетические представления.

В четыре года ребёнок способен к осмыслению пар мировоззренчески-эстетических категорий: привлекательное-непривлекательное, доброе — злое, красивое — безобразное /некрасивое. Он может самостоятельно эстетически преобразовывать предмет, конструировать его (цвет, форму, величину, предназначение); отражать имеющиеся представления в преобразовательной деятельности.

Данный возраст позволяет развивать эстетическое восприятие; формировать эстетические представления, воображение, художественно-творческие способности, эстетические чувства (чувство формы и цвета); формировать стремление к улучшению и совершенствованию, оценочным суждениям.

Возраст пяти-шести лет характеризуется большей степенью осознанности и устойчивости эстетических представлений, чувств, оценок, поступков. На этом этапе у ребенка формируется эстетический опыт, приобретающий характер установки. Дети эмоционально откликаются на произведения искусства, в которых чувства, эмоции, отношения доступны их восприятию и пониманию. Их творческие проявления осознаны, образы и средства выразительности продуманы и сознательно подобраны, продуктивная деятельность основывается на замысле.

Данный возраст характеризуется устойчивым стремлением детей к преобразованию предметов, самостоятельному поиску конструктивных решений (при выполнении заданий по условию и в соответствии с общим замыслом), коллективному преобразованию и созданию проекта преобразования, самостоятельному поиску способов преобразования (предвосхищения, прогнозирования, аналогии, изменения разных признаков, довоссоздания). При последовательном и планомерном построении образовательного процесса у дошкольников складывается интерес к эстетической деятельности, раскрывается способность к творческим и оригинальным решениям, к оценке замысла и его исполнения, к анализу процесса и результат своей деятельности, что позволяет их улучшить в дальнейшем. Дети способны оценить замысел в соответствии с тем, удалось или не удалось им выразить то, что задумано, получилось ли так, как хотелось.

Дети этого возраста способны к пониманию взаимозависимости рассматривания объектов действительности и качества изображения: чем тщательнее восприятие, чем оно разностороннее, тем точнее и правдивее можно изобразить предмет.

В процессе восприятия предметов и явлений у детей развиваются мыслительные операции (анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), установление сходства и различия, выделение общего и единичного, характерных признаков, обобщение), обеспечивающие развитие способности установления причинно-следственных связей, выявления существенных признаков, соотнесения с абстрактными понятиями (прекрасное, безобразное, доброе, злое и т. д.).

В работе А. А. Муратовой, И. С. Кузнецовой отмечается, что данный возраст отличает активное усвоение ребенком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными материалами; потребность в самостоятельном познании окружающего мира и формировании его эстетической картины. Психофизиологические возможности, имеющиеся у ребенка, обеспечивают интенсивность развития умственных, практических и художественных способностей [4].

В шесть-семь лет осуществляется активное усвоение ребенком сенсорного опыта, овладение выразительными средствами, изобразительными техниками, а также познание окружающего мира и формирование его эстетической картины. Психофизиологические резервы этого периода детства обеспечивают интенсивность развития умственных, практических и художественных способностей.

Дети данного возраста активно проявляют стремление к преобразованию, способны на творческий подход к решению конструктивных задач, на самостоятельный замысел и его осуществление, самостоятельное создание коллективных объединений детей с целью преобразования, создания проекта преобразования, выбора способов преобразования в зависимости от задачи, замысла, плана, деятельности. Кругозор, уровень речевого развития позволяют давать аргументированную и развернутую оценку необходимого характера, доброжелательного и уважительного.

Таким образом, наиболее продуктивным для становления эстетического отношения к окружающему миру мы можем признать старший дошкольный возраст, образовательный процесс в котором строится с учетом возрастных возможностей:

‒ способности чувствовать, видеть, замечать прекрасное; данная способность требует формирования представлений об эстетических качествах объектов и явлений (цвете, форме, пропорциях, симметрии, ритме, целостности, звуке, движении и др.);

‒ способность испытывать положительные эмоциональные состояния, обогащающие эмоциональную жизнь, облагораживающие ее, стимулирующие к созданию собственных произведений, обеспечивающие осознание эстетических ценностей;

‒ творческие способности — предоставление возможности творческой деятельности, развитие соответствующих умений (изобразительных, исполнительских, конструкторских и др.) для создания эстетических ценностей в повседневной жизни, в окружающей среде;

‒ способность к эстетическому суждению, эстетическому оцениванию, формирование критериев эстетической оценки: красивого и безобразного, мастерства и небрежности, таланта и бесталанности, оригинальности /уникальности и обыденности.

Литература:

  1. Гибсон, Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Прогресс, 1988. -464 с.
  2. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007. — 144с.
  3. Муратова, А. А. Воспитание дошкольника красотой в творческой деятельности /А. А. Муратова, Т. Н. Колисниченко //Детский сад: теория и практика. — 2017. — № 4. — С.38–45.
  4. Муратова, А. А. Особенности становления эстетического отношения дошкольника к окружающему миру в дошкольной образовательной организации /А. А. Муратова, И. С. Кузнецова //Информация как двигатель научного прогресса: Сборник статей по итогам Международной научно–практической конференции (Казань, 11 сентября 2017). — Стерлитамак: АМИ, 2017. — С.31–36.
  5. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» /под ред. И. Федосовой. — М.: Национальное образование, 2015. — 368 с.
  6. Пытьев, Ю. П. Основы теории возможностей. Методы оптимального оценивания и принятия решений //Вестник Московского университета. Серия 3, Физика. Астрономия. — 1997. — № 3 — С.3–7.
  7. Фельдштейн, Д. И. Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (доклад на общем собрании РАО 29. 10. 2013) //Проблемы современного образования. — 2013. — № 5. — С.6–20.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающий мир, эстетическое отношение, дошкольный возраст, способность, ребенок, явление, образовательный процесс, дошкольное образование, возраст, активное усвоение.

Ключевые слова

дошкольный возраст, дошкольник, эстетическое отношение к окружающему миру, становление эстетического отношения, возрастные возможности

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос