Статья посвящена исследованию характеристик творческих проявлений русских и вьетнамских студентов по результатам методики «Экспресс-метод» Д. Джонсона.
Ключевые слова:способность, психологи, творчество
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности кс творческой деятельностью, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Дж. Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно, так называемое, дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
В данной работе исследования характеристик творческих проявлений русских и вьетнамских студентов.
С целью исследования характеристик творческих проявлений (креативности) был использован опросник креативности Д. Джонсона, состоящий из характеристик творческого мышления и поведения, каждая из которых оценивалась на основе наблюдений студент в конкретной ситуации (на занятиях в объединении, классе). Полученные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровень характеристик творческих проявлений по результатам опросника креативности Д. Джонсона
Для наглядности построена кривая распределения студентов на различных уровнях творческих способностей (рис. 1).
Рис. 1. Выражение уровня характеристик творческих проявлений по результатам опросники креативности Д. Джонсона
Результаты, представленные в табл. 1 и рис. 1, показывают, что уровень творческих способностей студентов, проживающих в России, сосредоточен на среднем (35 %). Уровень общих творческих способностей студентов, проживающих во Вьетнаме, в основном сосредоточен на низком (41,7 %). Таким образом, уровень общих творческих способностей у российских студентов выше, чем у вьетнамских.
В результате анализа теста «Экспресс-метод» Д. Джонсона показано, что студенты в Поволжье и в долине реки Меконг находятся на невысоком уровнях творческих способностей и уровень творческих способностей студентов в России несколько выше уровня творческих способностей студентов во Вьетнаме. Это объясняется тем, что в процессе творческой деятельности студенты не удовлетворяют критериям творческих способностей на высоком уровне. На развитие творческих способностей российских и вьетнамских оказывают влияние две группы взаимообусловленных факторов: внутренних и внешних. Первые обусловлены потребностями, интересами, индивидуально-психологическими особенностями личности (в уровни и особенностях творческих способностей личности). Вторые обусловлены наличием взаимосвязи креативности как свойства личности со средой, (такие как окружающая среда, культура, образование, наука, техника и технология), а также воздействием индивидуальных особенностей людей, с которыми индивид вступает в контакт. Эти факторы также являются основными причинами различия творческих способностей студентов в России и во Вьетнаме.
Литература:
- Гилфорд Дж., Три стороны интеллекта/ЛТсихология мышления / Под ред. Матюшкина А. М. М., 1965.
- Johnson D. L. A conceptual model of teacher and student classroom interaction and observed student verbal creativity. Psychology in the Schools, 10:4 (October, 1973) 475–481.
- 2. Johnson D. L. Social interaction and creativity in communication system (SICCS). Cat. No. 33770, 1979.
- 3. Johnson D. L. Creativity checklist (Cch) Cat No. 33780 M, 1979.
- 4. Туник Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Спб.: Иматон, 1998.