Автор: Кудаярова Эльмира Осконовна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 13.11.2016

Статья просмотрена: 66 раз

Библиографическое описание:

Кудаярова Э. О. Оптимизация социально-коммуникативной и образовательной инклюзии лиц с аутизмом // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 492-494.



В данной статье многоаспектно рассматривается проблематика, связанная с социализацией лиц с аутизмом в условиях современной инклюзии. В статье описываются характерные особенности нарушения «детский аутизм», препятствующие успешной социализации и эффективному обучению детей данной категории.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, интеграция, социализация, инклюзивное образования, детский аутизм

Межкультурная коммуникативная среда складывается из совокупности разнообразных форм отношений и общения между представителями различных культур, что предполагает как личные контакты между людьми, так и опосредованные формы коммуникации. Важно помнить, что термин «межкультурная коммуникация» подразумевает коммуникацию не только между носителями разных национальных культур, но и разных культур (отличающихся по социальному положению, образованию, кругу общения и т. д.) внутри одной нации и одного языка в широком смысле этого слова. «Контакты представителей разных культур порождают множество проблем, которые обусловлены несовпадением норм, ценностей, особенностей мировоззрения партнеров и т. п.» [1].

Распространение в России инклюзии как формы интегрированного образования лиц с ОВЗ привело к расширению социально-коммуникативных возможностей людей с особенностями развития. Инклюзия является отражением времени, вместе с тем она представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав особенных людей на получение доступного образования. Субъектами включения в инклюзивную практику выступают все категории детей с ОВЗ, в частности дети с аутизмом.

Детский аутизм — это особая форма нарушенного психического развития, характеризующаяся неравномерностью формирования различных психических функций, своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Одним из основных признаков этого состояния является нарушение коммуникативной функции речи, что, в свою очередь, создает проблему социализации таких лиц в обществе.

В клиническом аспекте детский аутизм можно рассматривать как «симптомокомплекс сложного психопатологического синдрома с хроническим течением и трехкомпонентной структурой: диссоциированная задержка психического развития с личностными аномалиями аутистического круга, эндогенные фазные (кататонические, аффективные) и психогенные психические расстройства», что позволяет трактовать детский аутизм как вариант «психопатологического диатеза» [3].

Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Мнение о том, что лицам с аутизмом не хватает мотивации к общению, часто ошибочно. Многие, на самом деле, стремятся к общению, однако, у них часто недостаточно навыков для эффективной коммуникации. Речевые расстройства, являясь в значительной мере следствием нарушений общения, усугубляют затруднения в контакте с окружающим.

Из-за ограниченного эмоционального контакта аутичный ребенок испытывает существенные затруднения в оценке поведения других людей. Чтобы научить его правильно оценивать поведение и намерения других людей, необходима специальная коррекционная работа в форме направленных бесед, игровой терапии, групповых занятий.

Практически у каждого аутичного ребенка существуют как зона ближайшего развития, так и резервы для ее успешного освоения. И потому обучение в школе чрезвычайно важно для него и его семьи, ведь школа дает не только знания и навыки, но и, прежде всего, шанс научиться общаться с людьми. Особенности психического развития ребенка с аутизмом, безусловно, определяют необходимость создания специальных форм организации его школьного обучения, которые позволяли бы максимально эффективно использовать, развивать способности к обучению и социальной адаптации такого особенного ребенка. С этой целью необходимо методически грамотно выстраивать образовательный маршрут [4; 5], подготавливая ребенка не только к образовательной, но и социальной инклюзии.

Таким образом, лица с аутизмом в современном обществе имеют возможность обучаться и развиваться в образовательных организациях наравне с другими детьми, а значит, обладают перспективами успешной социализации. Вместе с тем, уже сейчас образовательные организации, где учатся особенные дети, стремятся учитывать их образовательные потребности и характер поведения для осуществления специальной помощи как в обучении, так и организации социально адекватных форм поведения, контактов со сверстниками.

Литература:

  1. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации. Учебник для вузов. М., 2003. С. 9.
  2. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей / О. С. Никольская // Дефектология. 1995. № 2. С. 16.
  3. Киреева И. П., Шулекина Ю. А., Атмашкина О. М, Валюс Е. К. Медико-педагогический подход к специальному сопровождению детей-инвалидов с детским аутизмом // I Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Университетская клиника психиатрии: союз науки и практики», 25 мая 2016, г. Москва. Тезисы. Под общ. ред. А. А. Шмиловича. М. 2016. С. 66-68.
  4. Кожалиева Ч. Б., Шулекина Ю. А. Индивидуальное сопровождение младшего школьника в инклюзивном образовании: учебно-методическое пособие для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. М.: ИД «Методист». 2016. С. 76.
  5. Кожалиева Ч. Б., Шулекина Ю. А. Повышение психологической грамотности специалистов сопровождения детей с психическим дизонтогенезом в инклюзивном образовании // Actualscience. 2016. Т. 2. № 5. С. 37-38.
  6. Кожалиева Ч. Б., Шулекина Ю. А., Киреева И. П. Образовательные возможности как платформа образовательной инклюзии // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-3. С. 335-345.
Основные термины (генерируются автоматически): Шулекина Ю, детский аутизм, психического развития, Кожалиева Ч, успешной социализации, образовательной инклюзии, разных культур, образовательной инклюзии лиц, аспекте детский аутизм, инклюзивном образовании, перспективами успешной социализации, психического развития ребенка, условиях современной инклюзии, представителей разных культур, разных национальных культур, задержка психического развития, платформа образовательной инклюзии, детским аутизмом, эффективному обучению детей, Межкультурная коммуникативная среда.

Ключевые слова

межкультурная коммуникация, социализация, интеграция, инклюзивное образования, детский аутизм

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос