Соматический и неврологический статус детей с аутизмом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №20 (154) май 2017 г.

Дата публикации: 24.05.2017

Статья просмотрена: 394 раза

Библиографическое описание:

Дониёрова Ф. А. Соматический и неврологический статус детей с аутизмом // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 189-192. — URL https://moluch.ru/archive/154/43670/ (дата обращения: 23.02.2019).



У детей с аутизмом выявлено сочетание нескольких факторов анте- и перинатального риска. В структуре соматической патологии у детей с аутизмом значимо чаще диагностируются заболевания ЖКТ, аллерго- и иммунопатология. Нарушения высших психических функций у детей с аутизмом сочетаются с неврологической и соматической патологией (желудочно-кишечного тракта, иммунной системы).

Ключевые слова: детский аутизм, соматика, неврологические нарушения

По данным современных исследователей различные формы детского аутизма встречается в 4–26 случаях из 10000, что составляет 0,04–0,26 % от общей детской популяции. В то же время, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития. В связи с этим, достаточно остро стоит вопрос о возможностях социализации дошкольников с детским аутизмом [2, 5].

По данным Всемирной организации здравоохранения, число детей, страдающих аутизмом, последние годы по всему миру ежегодно увеличивается на 1,3 %. За 10 лет оно выросло более чем в 10 раз. По данным американских исследований, в США на каждые 88 детей один ребенок рождается с аутизмом. Такая пропорция характерна, скорее всего, и для остального мира [4, 5].

Детский аутизм относится к группе расстройств психологического развития, проявляющегося нарушением в социальном взаимодействии, нарушением коммуникабельности и воображения, сужением интересов и активности. Из-за сложности его диагностики и недостатка знаний об этой аномалии предполагается, что частота заболеваний значительно больше и каждый десятый ребенок с умственной отсталостью страдает данной патологией [1, 3].

Понятие детский аутизм включает в себя следующие категории: аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера, синдром Аспергера. По мнению большинства авторов [3, 5], одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации при детском аутизме, являются неврологические нарушения. Аутизм является системным нарушением функции мозга, которая может быть вызвана разными отклонениями в функционировании ведущих регуляторных систем, таких как нейротрансмиттерная, иммунная, гормональная [2, 4]. Полиморфизм и специфичность нарушений при детском аутизме позволяет предположить наличие характерных нейрофизиологических и нейровизуализационных нарушений, которые, исходя из общих теоретических представлений, могут являться ключевыми звеньями в патогенезе данного заболевания.

Цель исследования: изучить особенности соматического и психоневрологического статуса детей с аутизмом.

Материалы иметоды исследования: в основу исследования положены данные обследования 95 детей, из них группу контроля составили 52 ребенка, сопоставимые с основной группой по полу и возрасту, посещающих образовательные учреждения и не имеющие аутистических расстройств. Основная группа состояла из 43 детей с детским аутизмом. Возрастная градация детей составила от 3 до 8 лет. Средний возраст основной группы составил 4,8±0,2 лет. Мальчики в основной группе составили 65,1 %, а девочки 34,9 %, их соотношение составило 1:2.

Диагноз детский аутизм определялся с использованием критериев DSM- IV для диагностики аутичного расстройства. Для достоверного подтверждения диагноза должны иметь место по меньшей мере 8 из перечисленных 16 признаков, причем 2 признака из группы А, 1 — Б и 1 — В.

В работе использовались следующие методы исследования: изучение анамнеза заболевания и жизни, анализ наследственных факторов, оценка физического развития, оценка структуры и частоты встречаемости сопутствующих заболеваний и психоневрологического статуса. Проводился осмотр следующими специалистами: психиатром, психологом, неврологом, педиатром, генетиком, эндокринологом, гастроэнтерологом.

Результаты исследования: для понимания механизмов возникновения болезни необходимо изучение причинно-следственных факторов таких как, наследственность, течение анте-, пери- и постнатального периодов, особенности индивидуального развития ребенка, частота и структура сопутствующих заболеваний.

Нами был проведен анализ наследственной отягощенности по психическим и дегенеративным заболеваниям, при котором установлено, что у детей с детским аутизмом в 32,6 % выявлена отягощенность анамнеза в отношении психических заболеваний в 27,9 %, в отношении дегенеративных — в 4,7 %. В контрольной группе в 86,5 % случаях наследственная отягощенность не выявлена, у 7,7 % детей установлена отягощенность по психическим заболеваниям, а в 5,8 % — по дегенеративным заболеваниям. таким образом отмечается достоверная частота встречаемости наследственной отягощенности в группе детей с детским аутизмом (Р<0,05).

При изучении особенностей анте- и перинатального анамнеза было выяснено, что у матерей 90,7 % детей основной группы и 48,1 % детей группы контроля отмечались различные патологические отклонения в течении беременности и родов (р < 0,05).

Наиболее чаще выявляли внутриутробную (18,6 % в основной группе и 7,0 % — в контрольной соответственно) и интранатальную (17,3 % и 4,7 % соответственно) гипоксию, анемию беременных (21,2 % и 15,4 %), угрозы прерывания беременности (9,3 % и 5,8 %). Однако нами было показано, что дети основной группы достоверно более часто, чем в группе контроля имеют сочетание нескольких факторов анте- и перинатального риска (в 54 % и 8,6 % случаев соответственно, р<0,05).

Таким образом, нами выявлено, что дети с детским аутизмом имеют достоверно чаще отягощенность семейного анамнеза по психическим заболеваниям (р<0,05), отклонения в анте- и перинатальном периоде (р<0,05) и сочетание перинатальных факторов риска (р<0,05), что может играть большую роль в формировании аутистических расстройств.

Структура соматической патологии характеризовалась в большинстве случаев наличием заболевания желудочно-кишечного тракта (дискинезии билиарного тракта, хронические заболевания гастродуоденальной зоны), которые составили 72,1 % детей в основной группе, что достоверно отличалось от показателей контрольной (Р<0,05).

Так же в большом проценте среди детей основной группы встречалась аллерго- и иммунопатология, представленная бронхиальной астмой, атоническим дерматитом, аллергическим ринитом, вторичными иммунодефицитными состояниями (60,5 % против 9,6 % соответственно; Р<0,05).

Патология ЛОР-оргаиов (хронический тонзиллит, аденоидит, искривления носовой перегородки) более часто диагностировались у детей с ДА (23,3 %), чем в группе контроля (7,7 %).

Отклонения в сердечно сосудистой системе представлены были преимущественно дисфункциями синусового узла — синусовые тахи- и брадиаритмии, синоатриальной блокадой 2 ст. 1 типа, которые встречались у 23,3 % детей основной группы и у 7,0 % — в контрольной группе.

Сочетание нескольких патологий чаще отмечалось в основной группе детей и составило 55,8 %, в контрольной же группе сочетанная патология отмечалась значимо реже и составила 9,6 % (р <0,05).

Таким образом, при детском аутизме значимо более высокой, чем в контрольной группе была частота выявления аллергопатологии, расстройств ЖКТ, а также сочетанной патологии.

Неврологический статус на момент осмотра детей основной группы характеризовался рассеянной микросимптоматикой в виде диссоциации тонуса, изменением рефлексов (легкой асимметрии сухожильных и периостальных рефлексов), низкой речевой продукцией и наличием дефекта в социальном общении. Со стороны черепно-мозговых нервов — недостаточность черепной иннервации в форме асимметрии и сглаженности носогубных складок, асимметрии глазных щелей, отклонения языка от средней линии и др.; нарушение конвергенции и аккомодации было у 16,3 % детей, сглаженность и меньшая подвижность носогубной складки; отклонение языка от средней линии в 2,3 % (большинство детей отказывались от выполнения данной инструкции), бульбарных и псевдобульбарных симптомов выявлено не было, однако у 14 % детей отмечено длительное удержание пищи во рту при сохранном глотательном рефлексе. Диссоциация тонуса, патологические рефлексы, координационные нарушения встречались у 39,5 % детей основной группы, что достоверно отличалось от детей контрольной группы — 9,6 % (Р<0,05).

Неврологическая симптоматика у детей с аутизмом имела возрастную зависимость и в возрасте 3–6 лет была более выражена. В возрасте 7–10 лет неврологическая симптоматика сглаживалась, но не исчезала.

В структуре неврологической патологии нами рассматривались отдельные неврологические синдромы, такие как периферическая цервикальная недостаточность, синдром мышечной дистонии, синдром пирамидно-экстрапирамидной недостаточности, энурез и прочие синдромы (тики, судорожный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром).

Выявлено, что у детей с аутизмом наиболее чаще регистрировались (Р<0,05) расстройств сна (диссомнии, инсомнии, сомнолонгвия, сомнамбулизм, ночные кошмары) — 53,5 % и 11,5 % соответственно в зависимости от группы (Р<0,05).

На основании вышеизложенного мы можем предположить, что, согласно полученным нами результатам, данные синдромы (синдром пирамидной, экстрапирамидной недостаточности, синдром мышечной дистонии, энурез и прочие), могут являться следствием достаточно высокой частоты субклинических форм поражения центральной нервной системы в перинатальном периоде. Начало их проявлений возникает в более позднем периоде (чаще в период 24–36 мес.), когда могут закрепляться генетические или приобретенные дефекты метаболизма.

Выводы:

  1. При детском аутизме наиболее часто встречается сочетание нескольких факторов анте- и перинатального риска по сравнению со здоровыми сверстниками.
  2. В структуре соматической патологии у детей с аутизмом значимо чаще, чем в контрольной группе, диагностируются заболевания ЖКТ, аллерго- и иммунопатология (Р<0,05).
  3. Неврологическая симптоматика у детей с аутизмом зависит от возраста и характеризуется наличием рассеянной микросимптоматикой в виде диссоциации тонуса, изменением рефлексов (легкой асимметрии сухожильных и периостальных рефлексов), низкой речевой продукцией и наличием дефекта в социальном общении.

Литература:

  1. Ворсанова С. Г., Юров И. Ю., Юров Ю. Б. Генетические механизмы нарушения психики: хромосомные и геномные болезни // Элект. журн. «Психологическая наука и образование» PSYEDU.ru. 2010. — № 5. — С. 277–285.
  2. Красноперова М. Г. Клинические особенности детского аутизма, протекающего с эндогенными манифестными психозами и задержкой психического развития // Журн. неврологии и психиатрии. 2004. — № 2. — С. 5–10.
  3. Переверзева Д. С., Горбачевская H. Л. Связь между возрастом и анатомическими нарушениями мозга при раннем детском аутизме // Журн. неврологии и психиатрии. 2008. — Т. 108, № 2. — С. 71–81.
  4. Симашкова Н. В. Психотические формы атипичного аутизма в детском возрасте // Журн. неврологии и психиатрии. 2006. — № 10. — С. 17–26.
  5. Caronna EB, Milunsky JM, Tager-Flusberg H. Autism spectrum disorders: clinical and research frontiers // Arch. Dis. Child. — 2008. Vol. 93, N 6. — P. 518–523.
Основные термины (генерируются автоматически): детский аутизм, основная группа, заболевание, ребенок, DSM, аутизм, нарушение, соматическая патология.


Похожие статьи

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с

Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам.

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

Исключение составляют дети с тяжелыми психическими заболеваниями (ранним детским аутизмом, в частности), которые сознательно направляются в группы старших или более младших по возрасту детей, исходя из так называемого «принципа встречного движения».

Помощь лицам с расстройствами аутистического спектра

DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание) включает

Ученые также ищут способы предсказать вероятные результаты для детей с аутизмом.

Все большее число исследований изучает аутизм в старших возрастных группах.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми...

В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Люди с нарушениями развития, включая аутизм и РАС, нуждаются, как правило, пожизненно в

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая связь.

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического...

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно мнению исследователей, нарушение общения с окружающим миром является основной особенностью детей с РАС.

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами...

В современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных расстройств, проявляющихся в

Таким образом, одна из основных трудностей, с которой сталкиваются как близкие ребенка, так и специалисты, работающие с ним — это нарушение...

Люди с синдромом Аспергера и их интеграция в общество...

Ранее аутизм могли путать с такими заболеваниями, как слабоумие, шизофрения и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, аутизм, аутист, синдром, ребенок, расстройство, проблема, уж, особое внимание, детский сад.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

- Дети с нарушениями ОДА. - Дети с задержкой психического развития.

Социализация детей с аутизмом — это многогранный и сложный процесс усвоения ими опыта

Первый ребенок с расстройством аутистического спектра поступил к нам в детский сад 10 лет назад.

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с

Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам.

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

Исключение составляют дети с тяжелыми психическими заболеваниями (ранним детским аутизмом, в частности), которые сознательно направляются в группы старших или более младших по возрасту детей, исходя из так называемого «принципа встречного движения».

Помощь лицам с расстройствами аутистического спектра

DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание) включает

Ученые также ищут способы предсказать вероятные результаты для детей с аутизмом.

Все большее число исследований изучает аутизм в старших возрастных группах.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми...

В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Люди с нарушениями развития, включая аутизм и РАС, нуждаются, как правило, пожизненно в

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая связь.

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического...

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно мнению исследователей, нарушение общения с окружающим миром является основной особенностью детей с РАС.

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами...

В современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных расстройств, проявляющихся в

Таким образом, одна из основных трудностей, с которой сталкиваются как близкие ребенка, так и специалисты, работающие с ним — это нарушение...

Люди с синдромом Аспергера и их интеграция в общество...

Ранее аутизм могли путать с такими заболеваниями, как слабоумие, шизофрения и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, аутизм, аутист, синдром, ребенок, расстройство, проблема, уж, особое внимание, детский сад.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

- Дети с нарушениями ОДА. - Дети с задержкой психического развития.

Социализация детей с аутизмом — это многогранный и сложный процесс усвоения ими опыта

Первый ребенок с расстройством аутистического спектра поступил к нам в детский сад 10 лет назад.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с

Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам.

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

Исключение составляют дети с тяжелыми психическими заболеваниями (ранним детским аутизмом, в частности), которые сознательно направляются в группы старших или более младших по возрасту детей, исходя из так называемого «принципа встречного движения».

Помощь лицам с расстройствами аутистического спектра

DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание) включает

Ученые также ищут способы предсказать вероятные результаты для детей с аутизмом.

Все большее число исследований изучает аутизм в старших возрастных группах.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми...

В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Люди с нарушениями развития, включая аутизм и РАС, нуждаются, как правило, пожизненно в

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая связь.

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического...

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно мнению исследователей, нарушение общения с окружающим миром является основной особенностью детей с РАС.

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами...

В современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных расстройств, проявляющихся в

Таким образом, одна из основных трудностей, с которой сталкиваются как близкие ребенка, так и специалисты, работающие с ним — это нарушение...

Люди с синдромом Аспергера и их интеграция в общество...

Ранее аутизм могли путать с такими заболеваниями, как слабоумие, шизофрения и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, аутизм, аутист, синдром, ребенок, расстройство, проблема, уж, особое внимание, детский сад.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

- Дети с нарушениями ОДА. - Дети с задержкой психического развития.

Социализация детей с аутизмом — это многогранный и сложный процесс усвоения ими опыта

Первый ребенок с расстройством аутистического спектра поступил к нам в детский сад 10 лет назад.

Расстройства спектра аутизма у детей — синдром Аспергера.

В американской классификации психических болезней пятого пересмотра (DSM-V) изменены диагностические критерии расстройств спектра аутизма и дети с синдромом с Аспергера с

Соматическое состояние. По органам патологии не выявлено. Отмечает склонность к запорам.

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма

Исключение составляют дети с тяжелыми психическими заболеваниями (ранним детским аутизмом, в частности), которые сознательно направляются в группы старших или более младших по возрасту детей, исходя из так называемого «принципа встречного движения».

Помощь лицам с расстройствами аутистического спектра

DSM-5 (Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, 5-е издание) включает

Ученые также ищут способы предсказать вероятные результаты для детей с аутизмом.

Все большее число исследований изучает аутизм в старших возрастных группах.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми...

В нижней представленной таблице даны основные этапы и направления коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Таблица 1. Этапы реабилитационной работы сдетьми, имеющими диагноз РДА (ранний детский аутизм), РАС (расстройство...

Родительско-детские отношения в семьях с детьми...

Люди с нарушениями развития, включая аутизм и РАС, нуждаются, как правило, пожизненно в

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, отношение, РАСА, родитель, родитель детей, группа, расстройство, особый ребенок, симбиотическая связь.

Проблема изучения речи детей с расстройствами аутистического...

К расстройству аутистического спектра относят: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Ретта и синдром Аспергера. Согласно мнению исследователей, нарушение общения с окружающим миром является основной особенностью детей с РАС.

Коррекция нарушений поведения у детей с расстройствами...

В современных клинических классификациях детский аутизм включен в группу первазивных расстройств, проявляющихся в

Таким образом, одна из основных трудностей, с которой сталкиваются как близкие ребенка, так и специалисты, работающие с ним — это нарушение...

Люди с синдромом Аспергера и их интеграция в общество...

Ранее аутизм могли путать с такими заболеваниями, как слабоумие, шизофрения и т. д.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, аутизм, аутист, синдром, ребенок, расстройство, проблема, уж, особое внимание, детский сад.

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей...

- Дети с нарушениями ОДА. - Дети с задержкой психического развития.

Социализация детей с аутизмом — это многогранный и сложный процесс усвоения ими опыта

Первый ребенок с расстройством аутистического спектра поступил к нам в детский сад 10 лет назад.

Задать вопрос