The article deals with issues relating to fundamental and applied research. Special attention the author gives the relationship of fundamental sciences industry with practical activities of production, the economy and other sectors of the economy. These sciences, primarily include engineering science.
Keywords: fundamental and applied research, scientific and technical activities, inventive activity, technique, technology.
Любая наука стремится объяснить тот или иной круг явлений (процессов), установить законы и предсказать на их основе новые факты и явления. Фундаментальные законы и теории выявляют наиболее глубокие, существенные связи и взаимодействия, определяющие механизм протекания исследуемых процессов. Считается, что наболее целесообразным относить к фундаментальным исследованиям такие исследования, которые посвящены изучению законов природы, лежащих в основе других известных нам закономерностей [6].
Открытия в области астрономических и физических наук, а также некоторых наук о Земле, обладающие подлинной фундаментальностью, должны удовлетворять «трем основным признакам: концептуальнойуниверсальности, вещественно-энергетической общности, а такжепространственно-временной общности». Кроме того, оценка фундаментальности должна учитывать внутреннюю логику развития науки, то, как влияют те или иные результаты научных исследований на последующее развитие науки. При этом в качестве комплексного критерия фундаментальности научных исследований и открытий в области наук о неживой природе должно быть использовано понятие физической картины мира.
Прикладными следует считать исследования, основанные на естественнонаучных знаниях или знаниях, составляющих содержание технических наук, направленные на решение тех или иных практических задач. Для того чтобы выделить их из числа других практически ориентированных исследований, необходимо оценить их практическую значимость [3].
Содержание критерия практической значимости составляют следующие признаки: предполагаемая (расчетная) экономическая (или иная) эффективность; широта экономического и технического использования; степень сложности решаемой задачи (т.е. характер вносимого исследованием усовершенствования); уровень теоретического обоснования; форма результата (принцип действия, структура устройства, метод, свойства).
Фундаментальные исследования – это активное целеустремленное познание глубинных явлений природы, обнаружение в ней новых свойств и связей, новых закономерностей, опираясь на которые мы приобретаем новые возможности в создании еще более могучих производительных сил, новых средств испытания природы, разумного воздействия на нее, управления ее процессами.
Для прикладного исследования можно указать на следующие признаки: «практическая ориентация, связь с процессом производства, техникой, социально-экономические критерии, множественность решаемых проблем». Отметим, что сами по себе прикладные исследования не связаны с конкретными объектами. Они лишь устанавливают технические возможности, эффективность и экономическую целесообразность практического использования полученного результата.
Превращение науки в непосредственную производительную силу приводит к установлению тесных связей между наукой и общественным производством. Вплоть до XX века в технике и промышленности в основном использовались готовые результаты научных исследований. Взаимодействие между наукой и техникой в этом случае выглядит односторонне: «для техники наука существует только в виде готового и развивающегося независимо от технологических потребностей научного архива». В подобных условиях деятельность ученого определялась, прежде всего, внутри научными отношениями и связями. Исследовательские организации не занимались использованием на практике научных достижений: это входило круг обязанностей представителей инженерно-конструкторской деятельности. Увеличивающийся объем научных знаний, не будучи специально подготовлен для практического приложения, либо не использовался вообще, либо его трансляция на технический уровень требовала каждый раз достаточно много времении усилий и поэтому связь науки и производства была недостаточно эффективной. В связи со второй мировой войной качественно изменился взгляд на науку и научно-исследовательскую деятельность, так как в ходе ее были выявлены практические задачи, решение которых оказалось невозможным без участияспециалистов-исследователей: разработка технологий производства искусственного каучука, высокооктанового бензина, открытие и производство антибиотиков в промышленных масштабах, создание радиолокационной техники и превращение ее в действенное средство противовоздушной обороны, применение научных открытий в области атомной физики для разработки атомной бомбы и др. Таким образом, следует отметить, что опыт второй мировой войны выявил практическую эффективность научно-исследовательской деятельности, которая была ориентирована на решение определенных, конкретных практических задач. При этом оказалось, что между научно-исследовательской и инженерной деятельностью появилось промежуточное звено - прикладные исследования. Основная их цель - определение пригодности уже имеющихся фундаментальных научных знаний для решения технических и технологических задач, а, кроме того, - изменение формулировки таких задач при условии появления в ходе прикладных исследований новых средств их решения. В этом случае инженерно-конструкторские разработки оказываются соединенными с научными (прикладными) исследованиями непосредственной двухсторонней связью [5].
Уточним ту функцию, которую выполняют прикладные исследования в процессе взаимодействия естественных наук с инженерной деятельностью. Основной целью инженерной деятельности является поиск конкретной технической структуры, обеспечивающей реализацию заданных функций. Он может осуществляться различными способами. Прежде всего, его можно ввести на основе изобретательской деятельности путем комбинаций уже известных, ранее найденных структурных элементов. Однако изобретательская деятельность может быть направлена на поиск принципиально новых структурных элементов технических объектов [4,7]. В этих случаях опираются на аналогии и различные эвристические методы и приемы. Особенность изобретательской деятельности состоит в том, что она имеет дело с функционально-морфологическими представлениями и не всегда может использовать естественнонаучные модели, налагающие определенные ограничения на создаваемую комбинацию элементов.
Достижения научной мысли создают возможность ставить проблемы качественно по-новому: на основе законов природы, а не на основе существующей техники.
Функции прикладных исследований можно представить следующим образом. В тех случаях, когда исходным пунктом решения технической задачи оказывается экспериментальное открытие, тогда прикладное исследование направлено на всестороннее изучение нового явления, как с точки зрения его возможного применения, так и для создания его теоретического описания. В тех же случаях, когда отправным пунктом инженерного творчества является теоретическое предсказание фундаментальной дисциплины, тогда прикладное исследование направляется на поиск способов осуществления тех или иных явлений для возможного их применения. В любом случае функция прикладного исследования одна и та же - способствовать поиску технического решения, осуществляя тем самым связь между естественнонаучными и техническими науками [3].
Результатом нового подхода к созданию технических объектов, к решению практических задач было появление специфического вида научной и научно-технической деятельности, лучившего название прикладных исследований - необходимого звена, связывающего науку с техникой и производством, а деятельность состоит в поиске принципов организации предметных структур, осуществляющих те или иные процессы, а также в исследовании особенностей протекания процессов в денных исследователем структурах. По своему характеру исследования представляют собой важное звено в процессе вращения науки в непосредственную производительную силу. При этом в прикладных исследованиях происходит объединение информации, идущей как от фундаментальных наук, так и от производства и техники. Эта информация трансформируется, перерабатывается в прикладные знания, которые становятся основой для разработок новых технологических и технических решений, для новых форм организации производственного процесса [2].
Перед прикладными исследованиями не ставится задача создания технического объекта. Цель этих исследований - обеспечить инженера знаниями, позволяющими создать технический объект. При этом основная задача, которую решает прикладное исследование по отношению к инженерной деятельности - указать основные структурные и морфологические единицы, на базе которых осуществляется процесс с учетом всех его особенностей. Тем самым естествознание, инженерная деятельность и технические науки получают прочную связь на основе прикладных исследований. Сами по себе прикладные исследования ориентированы на практику, на поиск возможных экспериментальных вариантов реализации естественных процессов. Прикладные исследования расширяют базу экспериментальных и теоретических поисков естественных наук, сближают естествознание и практику, способствуют воздействию практики на развитие естествознания [1].
Итак, характеризуя взаимосвязь между фундаментальными и прикладными исследованиями, можно отметить следующее: во-первых, переход от фундаментальных исследований к прикладным в гносеологическом плане представляет собой переход от познания сущности к познанию явления во всем богатстве его сторон и отношений; во-вторых, важным условием перехода от фундаментальных исследований к прикладным является осознание той границы, за которой начинается «прикладное видение познанных явлений, границы, определяющей путь движения и направление перехода, связанных с реализацией поставленной задачи». «На прикладной стадии исследования важным качеством становятся конструктивные моменты мысли, умение видеть принципиальную техническую возможность в перспективе; результат фундаментального исследования должен здесь «расщепляться» на множество возможных «случаев» с акцентом на простоту и надежность получения желаемого эффекта».
В настоящее время фундаментальные и прикладные исследования, фундаментальные и прикладные аспекты присущи всем достаточно развитым отраслям общественных и естественных наук. Вместе с тем, фундаментальные отрасли наук могут связываться с практикой не только и не столько через прикладные исследования в собственной области, сколько через особые группы наук, наиболее тесно связанные с запросами производства, экономики и других отраслей народного хозяйства и культуры. К этим наукам, прежде всего, относятся и технические науки. Именно поэтому наиболее полно и явно функция науки как производительной силы проявляется в технических науках. Этим объясняется возрастание социальной роли технических наук, их значения в жизни общества.
Литература:
- Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы [Текст] / О.В. Сидоров // Дискуссия. 2014. – №11(52) . – С. 159-167.
- Сидоров, О.В. Дидактическое обеспечение обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов / О.В. Сидоров. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2002.
- Сидоров, О.В. Методические рекомендации для проведения лабораторного практикума по обработке конструкционных материалов методом электроискровой, ультразвуковой обработки и поверхностной закалке металлов токами высокой частоты [Текст] / О.В. Сидоров, А.С. Тихонов. Учебно-методическое пособие. Ишим, 2003.
- Сидоров, О.В. Проектирование технических объектов как средство развития технического мышления учителей технологии [Текст] / О.В. Сидоров в сборнике: Технологическое образование в инновационно-технологическом развитии экономики страны. Материалы XX Международной конференции по проблемам технологического образования. //Под ред.Ю.Л. Хотунцева. – М., 2014. – С. 352-356.
- Тихонов, А.С. Естественнонаучные основы технологического образования школьников. Курс лекций. – Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета им. Академика И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000. – 261 с.
- Тихонов, А.С. Естествознание и техника: методологический аспект [Текст] / А.С. Тихонов, О.В. Сидоров // Вестник Ишим. гос. пед. ин-та им. П.П. Ершова. –2012. - №4 (4). – С.58-64.
- Установка для исследования термической обработки металлов и сплавов токами высокой частоты / О.В. Сидоров, А.С. Тихонов, А.Н. Ростовцев. Патент на полезную модель RUS 93538 14.12.2009 г.