Проблема трудоустройства выпускников вузов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №23 (127) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 07.11.2016

Статья просмотрена: 3782 раза

Библиографическое описание:

Шадрина, Н. М. Проблема трудоустройства выпускников вузов / Н. М. Шадрина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23 (127). — С. 368-372. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35042/ (дата обращения: 18.11.2024).



The article examines the issues of employment of college graduates who are experiencing difficulties in finding work. The author proposes to return to the system of compulsory distribution of graduates, which will give them the opportunity in obtaining experience to compete in the labor market.

Keywords: employment, graduates, alumni, distribution, work experience, professional orientation

Проблема трудоустройства выпускников вузов особенно актуальна в условиях рыночных отношений. Начиная с 2–3 курса каждый из выпускников вуза начинает задумываться, где он будет работать, чем будет заниматься. Особенно эти вопросы начинают волновать после получения диплома, когда тема трудоустройства становится наиболее злободневной для выпускника.

В Советское время государство уделяло внимание вопросам распределения и использования в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений. Перед началом дипломной практики (но не позднее чем за 4 месяца до окончания учебного заведения) студенту последнего курса объявлялось место и должность его будущей трудовой деятельности. В удостоверении о направлении на работу, которое являлось основанием для заключения трудового договора, указывалась не только должность на конкретном предприятии, учреждении или в организации, но и размер заработной платы, а также вид жилой площади (комната или квартира), которой будет обеспечен молодой специалист [1, с.71–73].

В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 сентября 1933 г. «Об улучшении использования молодых специалистов» [2] все оканчивающие вузы и техникумы были обязаны проработать в течение пяти лет на конкретных производствах в системе того наркомата, в ведении которого находилось учебное заведение. Всякое самовольное устройство на работу после окончания учебного заведения или неприбытие к месту работы согласно выданному ведомством наряду рассматривалось как нарушение закона, а виновные в этом привлекались к ответственности.

В Постановление Совмина СССР от 29.05.1948 № 1840 «Об упорядочении распределения и использования молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения» [3] было указано, что в распределении и использовании молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения, имеются серьезные недостатки. Среди недостатков было указано на то, что многие министерства и ведомства нередко направляют молодых специалистов на действующие и строящиеся предприятия, расположенные в крупных городских центрах, имеющих и без того большую насыщенность инженерно-техническими кадрами, в то время как не менее важные предприятия и стройки, находящиеся на периферии, испытывают острый недостаток в инженерно-технических кадрах и не получают необходимого пополнения инженеров и техников из числа оканчивающих высшие учебные заведения и техникумы.

Так как действующим законодательством того времени предусматривалось предоставление жилья молодому специалисту, а многие министерства и ведомства не уделяли должного внимания вопросам создания для молодых специалистов необходимых материально-бытовых условий и почти не готовились к их приему, это приводило к большой текучести молодых инженерно-технических кадров и малопроизводительному их использованию.

В связи со сложившейся негативной ситуацией, были внесены изменения в законодательством, регулирующее распределение выпускников учебных заведений. Приказом Гособразования СССР от 22.08.1988 № 286 «Об утверждении Положения о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений» [4] было установлено, что предоставление работы выпускникам высших и средних специальных учебных заведений в плановом порядке — одна из гарантий обеспечения права граждан СССР на труд, закрепленного Конституцией СССР. Выпускники, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения с отрывом от производства, направлялись на работу в соответствии с приобретенными специальностью и квалификацией по решению комиссии по персональному распределению. Несогласие выпускника с решением комиссии по персональному распределению не освобождало его от прибытия на работу по назначению.

Молодые специалисты с высшим и средним специальным образованием обязаны были проработать после окончания учебного заведения в соответствии с направлением министерства, ведомства, государственного предприятия (объединения) не менее трех лет (кроме тех специалистов, для которых решениями Правительства СССР установлены другие сроки), то есть, срок обязательной отработки после окончания учебного заведения был уменьшен.

Выпускники, направленные на работу по распределению в другую местность, а также члены их семей по приезде обеспечиваются вне очереди жилой площадью по установленным нормам (изолированным жилым помещением, на пользование которым заключен договор жилищного найма) предприятием, учреждением, организацией, в которое они направлены при распределении.

Таким образом, каждый выпускник уже знал, куда он пойдет работать, какая заработная плата у него будет, каким жильем он будет обеспечен.. Комиссии по распределению выпускников вузов благополучно решали поставленные перед ними задачи до последних дней существования Союза ССР, и вся их деятельность рассматривалась как один из элементов системы гарантий конституционного права советских граждан на труд, а работа молодого специалиста в соответствии с направлением-как его гражданский долг и обязанность отработать за бесплатно полученное образование.

Все изменилось с распадом союзного государства в 1991 году. Реформа экономики, поставившая крест на плановом характере народного хозяйства, фактически похоронила и институт распределения выпускников высших и средних специальных учебных заведений.

В условиях рыночной экономики и конкуренции, трудоустройство молодых специалистов стало проблематичным. Одно из основных требований работодателя — наличие стажа работы по специальности.

Например, в одном из знаменитых сайтов по поиску работы «HeadHunter», где на одну должность претендует 50–60 кандидатов, обязательным требованием становится требование о стаже работы.

На наш взгляд, проблема трудоустройства студентов подрывает их мотивацию к учёбе, что ухудшает качество знаний выпускников. В настоящее время и студенты, и вуз, и государство вместе должны думать о будущей работе студентов как специалистов. Студент должен быть точно уверен, что ему есть ради чего учиться, что он будет трудоустроен, что его старания в учебе не зря. Если студент будет уверен, что после того, как он закончит учебное заведение у него будет работа, тяга к знаниям будет возрастать, он не будет зависеть от родителей, сможет содержать себя сам. Таким образом, будет стимул улучшить свое финансовое благосостояние, реализовать себя как личность, а также будет уверенность в реальной возможности карьерного роста.

В Трудовом Кодексе Российской Федерации предусмотрено немало гарантий трудовых прав работника. Однако данный закон рассчитан преимущественно на лиц, уже заключивших трудовой договор, а потому в нем не отражен механизм защиты от безработицы.

Для обеспечения реализации гражданами права на труд до момента вступления ими в трудовые отношения, был принятЗаконРФ от 19 апреля 1991 г. № 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации» [5] (далее — Закон о занятости населения), который содержит нормы, направленные на помощь гражданам в случае невозможности самостоятельно найти работу.

Законом о занятости определено, что гражданин должен согласиться на любой из двух предлагаемых ему вариантов подходящей работы, включая работу временного характера (ст.3). При этом подходящей работой, по общему правилу, считается такая работа, в т. ч. работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места (п.1 ст. 4). Работодатель, имея выбор, вряд ли сочтет подходящим выпускника вуза без опыта, если встанет выбор между опытным и неопытным гражданином.

В настоящее время проводится определенная работа в направлении трудоустройства выпускников. Так, в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014–2016 годы [6],работодатели гарантируют трудоустройство по специальности молодых специалистов, выпускников учреждений профессионального начального образования, направляемых в отрасль по заявкам организаций; обеспечивают предоставление рабочих мест для выпускников учреждений профессионального образования, заключают договоры сотрудничества с учреждениями профессионального образования на подготовку молодых рабочих и специалистов, проведение производственной практики студентов и учащихся.

В соответствии с Отраслевым соглашением по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015–2017 [7] годы работодатели заключают с образовательными организациями договоры сотрудничества о подготовке молодых специалистов и рабочих, в соответствии с которыми гарантируют им трудоустройство по специальности, о проведении производственной практики и стажировки обучающихся, о поощрении мастеров производственного обучения, о развитии материально-технической базы образовательных организаций, обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для выпускников образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования.

В соответствии с Законом Краснодарского края от 04.03.1998 № 123-КЗ «О государственной молодежной политике в Краснодарском крае» [8] выпускникам образовательных организаций гарантируется трудоустройство путем квотирования рабочих мест в соответствии с действующим законодательством.

При формировании краевых программ занятости населения учитывается специфика трудоустройства молодых граждан и предусматриваются специальные разделы (подпрограммы), отражающие государственную политику в области занятости молодежи.

Организациям, создающим дополнительные рабочие места для молодых граждан, могут быть предоставлены льготы по налогам, зачисляемым в краевой бюджет.

Выпускники образовательных учреждений высшего профессионального образования, молодые специалисты оказываются одной из самых слабозащищенных в социальном отношении категорий населения. Для подготовки выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования к самостоятельному поиску работы и успешной адаптации на региональном рынке труда необходимо, чтобы выпускник имел четкие представления о предстоящем трудоустройстве, возможностях профессионального роста, качестве полученных им знаний, умений, практических навыков, а также требованиях работодателей, предъявляемых к выпускникам [9]. Для этого необходимо иметь налаженную систему профессиональной ориентации студентов и выпускников.

Адриановская Т. Л., Баева С. С. [10, с.124–125] отмечает, что системы профессиональной ориентации предполагают постоянное информирование населения, начиная с детей, молодых людей и взрослых, по отдельным профессиональным и отраслевым категориям и заканчивая соответствующими программами для лиц с физическими и умственными недостатками. Наличие полноценной информационной базы способствует выбору профессии, повышению образовательного уровня, созданию перспектив в области занятости и продвижения по работе.

Проблема трудоустройства выпускником будет актуальной, пока не будет решена должным образом. На наш взгляд, следует вернуть систему распределения выпускников. На различных факультетах будут учиться самые сильные студенты, которые уверены, что в будущем они будут иметь место работы. Таким образом, на государственном уровне необходимо решить злободневную проблему трудоустройства выпускников вузов.. Студенты –это часть государства, будущее России, ее основа!

Литература:

  1. Гришин С. П. О совершенствовании практики трудоустройства выпускников юридических вузов // Российская юстиция. 2011. № 4.
  2. Об улучшении использования молодых специалистов:Постановление ЦИК СССР, СНК СССР от 15.09.1933 //СЗ СССР. 1933. № 59. Ст. 356 — утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 29.05.1948 № 1840.
  3. Об упорядочении распределения и использования молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения:Постановление Совмина СССР от 29.05.1948 № 1840 //СПС КонсультантПлюс-утратил силу в связи с изданием Постановления Совмина СССР от 09.01.1989. № 18.
  4. Об утверждении Положения о распределении и использовании в народном хозяйстве выпускников высших и средних специальных учебных заведений:Приказ Гособразования СССР от 22.08.1988 № 286 // Бюллетень Гособразования СССР. 1988. № 11. -документ утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 21.06.2016 № 731.
  5. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032–1 (ред. от 09.03.2016) //СЗ РФ. 1996. № 17. Ст.1915.
  6. Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014–2016 годы (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 24.10.2013) //Солидарность. 2014. № 1.
  7. Отраслевое соглашение по агропромышленному комплексу Российской Федерации на 2015–2017 годы утв. Профсоюзом работников агропромышленного комплекса РФ, Минсельхозом РФ, Общероссийским агропромышленным объединением работодателей, Россельхознадзором, Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России 17.12.2014 // Солидарность. 2015. № 6.
  8. О государственной молодежной политике в Краснодарском крае:Закон Краснодарского края от 04.03.1998 № 123-КЗ (ред. от 06.03.2014) //Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 1998. № 27.
  9. Ласкина Н. В. Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2012.
  10. Адриановская Т. Л., Баева С. С. Трудовое право. Общая часть: Учеб. пособие / Т. Л. Адриановская, С. С. Баева. Краснодар: Кубан.гос. ун-т, 2009.256 с.
Основные термины (генерируются автоматически): учебное заведение, работа, выпускник, заведение, молодой специалист, профессиональное образование, Российская Федерация, соответствие, среднее, Краснодарский край.


Похожие статьи

Проблема трудоустройства молодых специалистов

В фокусе статьи анализ проблемы трудоустройства на рынке труда выпускников вузов России и эффективность профессиональной ориентации молодежи на рынке труда.

Проблема реализации практики gap year в Российской Федерации

Вместе с постоянными изменениями на рынке труда, увеличением уровня безработицы среди молодежи и нехваткой рабочих мест для молодых специалистов, возрастает количество тех, кто работает не по специальности, в связи с чем, возникает вопрос о введении ...

Студент педагогического направления: востребованность на рынке труда

На сегодняшний день в сфере образования наблюдается ощутимый дефицит кадров, и по прогнозам, ситуация не улучшится в ближайшие несколько лет. Почти половина педагогов — пенсионеры, а средний возраст учителя — 44 года в Республике Татарстан [1]. Поче...

Трудоустройство осуждённых после отбывания наказания

В статье рассматриваются актуальные вопросы трудоустройства осужденных после отбывания наказания в Российской Федерации. Автор работы рассматривает различные источники по данной тематике: как международные, так и национальные. В конце работы дается о...

Проблемы трудоустройства выпускников вузов (на примере Ростовской области)

В данной статье рассматривается безработица среди выпускников, указываются ее последствия и способы минимизации. Приведены методы и способы содействия трудоустройству выпускников вузов.

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Исследование мотивационных особенностей лиц, обращающихся в центры занятости населения

Статья посвящена проблеме занятости населения в современных условиях рынка труда. В ходе работы выявлены мотивы и потребности человека, определяющие его активность на рынке труда.

Профориентационная работа как фактор успешного развития профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи.

Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения

В статье рассматриваются направления формирования для молодежи возможности трудоустройства на рынке труда.

Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда

В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.

Похожие статьи

Проблема трудоустройства молодых специалистов

В фокусе статьи анализ проблемы трудоустройства на рынке труда выпускников вузов России и эффективность профессиональной ориентации молодежи на рынке труда.

Проблема реализации практики gap year в Российской Федерации

Вместе с постоянными изменениями на рынке труда, увеличением уровня безработицы среди молодежи и нехваткой рабочих мест для молодых специалистов, возрастает количество тех, кто работает не по специальности, в связи с чем, возникает вопрос о введении ...

Студент педагогического направления: востребованность на рынке труда

На сегодняшний день в сфере образования наблюдается ощутимый дефицит кадров, и по прогнозам, ситуация не улучшится в ближайшие несколько лет. Почти половина педагогов — пенсионеры, а средний возраст учителя — 44 года в Республике Татарстан [1]. Поче...

Трудоустройство осуждённых после отбывания наказания

В статье рассматриваются актуальные вопросы трудоустройства осужденных после отбывания наказания в Российской Федерации. Автор работы рассматривает различные источники по данной тематике: как международные, так и национальные. В конце работы дается о...

Проблемы трудоустройства выпускников вузов (на примере Ростовской области)

В данной статье рассматривается безработица среди выпускников, указываются ее последствия и способы минимизации. Приведены методы и способы содействия трудоустройству выпускников вузов.

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Исследование мотивационных особенностей лиц, обращающихся в центры занятости населения

Статья посвящена проблеме занятости населения в современных условиях рынка труда. В ходе работы выявлены мотивы и потребности человека, определяющие его активность на рынке труда.

Профориентационная работа как фактор успешного развития профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи.

Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения

В статье рассматриваются направления формирования для молодежи возможности трудоустройства на рынке труда.

Конкурентоспособность выпускников в условиях рынка труда

В статье проанализированы особенности взаимодействия вузов с компаний (на примере функционирования Центра карьеры ННГУ), целью которого является формирование и совершенствование конкурентоспособности выпускников.

Задать вопрос